Педагогические условия, способствующие привлечению обучающихся к решению экологических проблем Арктического региона

  • Работа в классе
  • docx
  • 11.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сложившаяся экологическая ситуация в современном мире очень тревожна. Для решения экологической проблемы использование только достижений научно – технического прогресса недостаточно.Предмет география рассматривает экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода, формирует экологическое мировоззрение и экологическую компетентность через систему теоретических, практических, исследовательских и творческих работ, агитационно – информационных мероприятий.В решении проблем будущего развития и сохранения цивилизации решающую роль играет школа. Школа является одним из звеньев непрерывного экологического образования, охватывающего все уровни жизни человека. Один их важнейших принципов экологического образования – непрерывность, когда классно-урочные методы образования сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся, в том числе и в природной среде, когда теория подкрепляется практикой. Неоценимую пользу в формировании надпредметных компетентностей и личностных достижений может сыграть внеурочная деятельность.С этой целью привлечения обучающихся к решению экологических проблем в МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина, было создано и в настоящее время функционирует общественное объединение экологический отряд «Зелёный патруль», руководителем которого, назначена – Зайкова Марина Сергеевна. Отряд в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Программой экологического воспитания школы, планом работы и решениями общего собрания отряда. Юными экологами разработана эмблема и девиз отряда: «Идём вперёд дорогою добра». Цель отряда «Зелёный патруль» - это формирование экологической компетенции школьников; улучшение экологической ситуации в городе Архангельске, путем осуществления экологической пропаганды, просветительской и практической деятельности. Задачи отряда - это участие в районных, краевых, российских экологических программах, слётах, акциях и проектах, участие в системе экологического воспитания и образования, ведение работы по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды; встречи со специалистами в области экологического просвещения города Архангельска; выпуск школьной газеты, листовок, организация и проведение экологических праздников, игр, конкурсов рисунков и фотографий, творческих работ, природоохранная работа на территории школьного двора и прилегающей к ней территории, участие в исследовательских работах по экологии и в школьных научно - практических конференциях.
Иконка файла материала Зайкова Марина Сергеевна.docx
Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. Стремительное   и   нарастающее   вмешательство   человека   в   природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со   страниц   многих   журналов,   газет,  книг,  интернет   сайтов   не   сходят   слова: «экологический   кризис»,   «экологическая политика».   Сложившаяся экологическая ситуация в современном мире очень тревожна.   Для   решения   экологической   проблемы   использование   только достижений научно – технического прогресса недостаточно.   «экологические   проблемы», В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания   многих   предметов:   географии,   биологии,   химии   и   др.   Однако школьная   география   по   сравнению   с   другими   учебными   дисциплинами отличается   большей   экологизацией.   Предмет   география     рассматривает экологические   проблемы   на   трёх   уровнях:   глобальном,   региональном   и локальном   на   основе   краеведческого   подхода,   формирует   экологическое мировоззрение и экологическую компетентность через систему теоретических, практических,   исследовательских   и   творческих   работ,   агитационно   – информационных мероприятий.(3) Экологическое   мировоззрение   –   это   глубокое   осознание   жизненной необходимости   сохранения   общей   для   всего   человечества   среды   жизни, основанное   на   экологических   знаниях   и   исторически   накопленном   опыте,   на понимание того, что ответственность за состояние окружающей нас природной среды несут не только органы власти, но и каждый человек в отдельности.(4) Экологическая рациональное использование   природных   ресурсов   человеком   в   жизни   и   его   хозяйственной деятельности.(1)   компетентность   предполагает   Экологическое   мировоззрение   в   свою   очередь,   является   мощным фундаментом   для   формирования   экологической   культуры   человека,   которая является жизненно необходимой составной частью современной общемировой культуры.  Концепция устойчивого развития   акцентирует внимание на единстве общества и природы.  Необходимо научить подрастающее поколение пониманию экологической   ответственности,   меры   своей   свободы   в   отношениях с окружающей   средой,   пониманию   того,   что   необходимо   нравственное совершенствование людей, изменение человеческих качеств на основе эколого­ гуманистических   ценностей   и   идеалов,   опора   на   социальное   взаимодействие, незыблемость   моральных   обязательств,   понимание   ответственности   перед будущими поколениями.   1Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск В   решении   проблем   будущего   развития   и   сохранения   цивилизации решающую роль играет школа. Школа является одним из звеньев непрерывного экологического   образования,   охватывающего   все   уровни   жизни   человека.   И именно   она   должна   готовить   граждан,   которые   ориентируются   в   основных экологических проблемах, усвоивших основные экологические законы, главные принципы взаимодействия окружающей среды и общества, мотивированных на продолжение   экологического   образования.   Именно   школа   должна   решать задачу   формирования   экологического   системного   мышления.   Экологическое образование   имеет   самый   высокий   воспитательный   потенциал,   позволяет добиться   высоких   личностных   результатов,   так   как   человек   и   природа неразрывно связаны, природа  является источником познания мира, источником вдохновения,  она  заставляет  нас   задуматься  об   изменениях,  происходящих   в жизни, она влияет на наши мысли и чувства.       Нельзя   забывать   о   непрерывности   экологического   воспитания   и образования.   Необходимо   помочь   ребенку   правильно   вести   себя   в   природе, напоминать, что человек – часть природы и в ответе за неё.  Один   их   важнейших   принципов   экологического   образования   – непрерывность,   когда   классно­урочные   методы   образования   сочетаются   с внеурочной деятельностью учащихся, в том числе и в природной среде, когда теория   подкрепляется   практикой.   Неоценимую   пользу   в   формировании надпредметных   компетентностей   и   личностных   достижений   может   сыграть внеурочная деятельность.(2) С   этой   целью   привлечения   обучающихся   к   решению   экологических проблем в МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина,     было создано и в настоящее время   функционирует     отряд «Зелёный   патруль»,   руководителем   которого,   назначена   –   Зайкова   Марина Сергеевна.   общественное   объединение   экологический   Кто­то спросит: «А что такое «Зеленый патруль»?» Это общественная форма   организации   охраны   окружающего   мира.   Создается   при   первичных организациях Общества охраны природы, при школах, средних специальных и высших учебных заведениях, в детских лагерях отдыха, в национальных парках и   т.п.   «Зелёный   патруль»   помогает   работникам   лесничеств   бороться   с нарушителями законов об охране природы. Он принимает активное участие в озеленении городов, поселков, берегов рек, каналов, озер, прудов, в борьбе с эрозией,   оползнями,   озеленением   почв,   пропагандирует   знания   о   значении природы   в   жизни   людей,  по   охране   природы,  принимает   активное   участие   в краеведческой работе. Члены «Зелёного патруля» называются дозорными. 6 — 7 человек   с   выбранным   ими   командиром   образуют   дозор.   Руководит   работой дозоров штаб «Зелёного патруля».  Согласно   разработанному   положению   о   деятельности   общественного объединения экологического отряда «Зелёный патруль» в МБОУ СШ №52  ­ это 2Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск добровольное,   самоуправляемое   объединение       обучающихся     7­11   классов, изъявивших   желание   осуществлять   общественно­полезную   деятельность природоохранного направления.  Отряд   в   своей   деятельности   руководствуется   действующим законодательством   Российской   Федерации,     Программой   экологического воспитания   школы,   планом   работы   и   решениями   общего   собрания   отряда. Юными экологами разработана эмблема и девиз отряда: «Идём вперёд дорогою добра». Цель   отряда   «Зелёный   патруль»   ­   это   формирование   экологической компетенции   школьников;   улучшение   экологической   ситуации   в   городе Архангельске,   путем   осуществления   экологической   пропаганды, просветительской и практической деятельности.    Задачи   отряда   ­   это   участие   в   районных,   краевых,   российских экологических   программах,   слётах,   акциях     и   проектах,   участие   в   системе экологического воспитания и образования, ведение работы по пропаганде знаний в   области   охраны   окружающей   среды;   встречи   со   специалистами   в   области экологического   просвещения   города   Архангельска;   выпуск   школьной   газеты, листовок, организация и проведение экологических праздников, игр, конкурсов рисунков   и   фотографий,   творческих   работ,   природоохранная   работа   на территории   школьного   двора   и   прилегающей   к   ней   территории,     участие     в исследовательских работах по экологии и   в школьных научно ­ практических конференциях.  В начале реализации работы по направлению привлечения обучающихся к решению   экологических   проблем,   мною   было   проведено   анкетирование   и диагностики,   которые   направлены   на   выявление   экологической   грамотности обучающихся. В ходе своей деятельности на протяжении с 2017 по 2018 учебные года участники отряда «Зелёный патруль»   совместно с   руководителем отряда – Зайковой   Мариной   Сергеевной,   согласно   составленным   планам   деятельности отряда   в   течение   2017­2018   учебных   годов,   в   образовательном   учреждении школа №52  организовали  и провели  следующие мероприятия: 1. Конкурсы на изготовление поделок из природных бросовых материалов «Ярмарка цветов», «Вторая жизнь отходам» (рис.1);  2. Конкурс кормушек для птиц;   проведение   уроков   экологической 3. Лекторские   выступления, направленности.   работа   по   направлению   исследовательской   деятельности, 3Реализация проекта «Школьный дворик»; Выпуски     стен   ­   газеты   «Эко   ­   вести»,   буклетов,   фото   –   слоганов, Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск тематические выставки работ обучающихся по датам экологического календаря, (рис.2); 4. 5. Интерактивные   игры­викторины   «Экологическое   ассорти»   и   «Знатоки природы»,  участие в сборе макулатуры и субботнике (рис.3); 6. Конкурс на лучший мусорный контейнер; 7. агитационных плакатов (рис.4, рис.5, рис.6); 8. Организованы   просветительские   занятия   и   мастер   –   классы,   которые проводили представители из экологических организаций города Архангельска: ФГБУ   «Национального   парка   «Кенозерский»,   АРОПЭФ   «Биармия»,   ГБУ Архангельской   области   «Центра   природопользования   и   охраны   окружающей среды».   марафонов, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.   Представители     отряда     являются   активными   участниками   проектов,   конкурсов   экологической   направленности   на   акций,   конкурса     «Защитим   лес   от   пожаров»,   А именно: муниципального слёта  отрядов «Зелёный патруль »  (рис. 7), регионального     Всероссийской информационной компании «Останови поджоги травы!»,  областного  конкурса «Ода воде и лесу!»,  окружного конкурса «Эко – город»,  детско – юношеского конкурса   «Человек!   Оглянись,   остановись,   подумай!»   в   рамках     музейно   – просветительского   экологического   проекта   «ЭкоБудильник»,   городского конкурса   творческих   работ   «Моё   БезАтомное   будущее»,     Международной акции «Марш парков»,     «Всероссийского   экологического урока   «Сделаем вместе!»,     Всероссийского   экологического   субботника   «Зелёная   Весна», городского экологического фестиваля «ЭКОфест»,  музейного проекта «Малых Корел»   «Музей   за   экологию:   исследуй   и   действуй»,     Всероссийской   акции «Голубая лента», областного этапа всероссийской эколого – культурной акции «Покормите птиц!», муниципального «Эко – марафона».  Отряд   и   отдельные   его   представители   неоднократно   становились победителями и призёрами перечисленных выше мероприятий (рис. 8).  Такая работа   дает  очень хорошие результаты.  И  дело не только в том, что    она   способствует всестороннему интеллектуальному развитию учащихся, их   моральному   росту,   самоутверждению,   но,   главное,   она   способствует формированию экологического мировоззрения.   При этом   они не только сами начинают   уважительно,   бережно   относиться   к   природе,   но   и   не   позволяют другим причинять ей вред. Охрана   природы   в   настоящее   время   является   делом   не   только специалистов   разных   областей   знаний,  но   и  каждого   человека.  В   силу   этого 4Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск экологическое воспитание должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения   оно   должно   носить   характер   непрерывного   и   целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. Используемая литература 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.­ М.: Просвещение, 2010 ­ 41с. 2. Н.С.   Алексанина,   М.В.   Аргунова,   Е.Л.   Зайцева,   Н.И.   Круглякова,   Г.А. Ягодин Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Сборник статей   участников   городской   экспериментальной   площадки.   –   М.:   Центр «Школьная книга», 2007 –  238с. 3. Т.В. Кучер Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.­128с. 4. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова и др. Экология в общеобразовательной школе: Интегрированный   вариант:   Учебно­методическое   пособие   для   учителей: Лекторий журнала «Экология и жизнь».­ М.: Тайдекс Ко,, 2004 ­108 с. 5Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск ПРИЛОЖЕНИЯ Рисунок 1.                                         Рисунок 2.         Рисунок 3.                                           Рисунок 4.        6Автор- Зайкова Марина Сергеевна, магистрант 2 курса ВШППиФК САФУ, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск Рисунок 5.                                          Рисунок 6.              Рисунок 7.                                        Рисунок 8.         7