Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ

Оценка 4.8
docx
06.07.2023
Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ
публикация.docx

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ

Вопрос формирования развития творческого потенциала школьников находиться под пристальным вниманием ученых, учителей и родительской общественности.

Школа является составной частью системы непрерывного образования, педагоги которой призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность.

Личность, как известно, есть результат саморазвития. Но саморазвитие не происходит само собой. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь из страны Детства в новую и неизвестную, полную парадоксов и противоречий страну Взрослых. И от того как будет чувствовать себя ребенок зависит весь его дальнейший путь. Как помочь малышу преодолеть это путешествие с наименьшими потерями, с одной стороны, и наибольшей пользой с другой.

Педагог, разделяющий  идеи вариативного  развивающего  образования и поставивший перед собой цель научить каждого ребенка, должен, во-первых, сделать ставку на полноценное формирование развития творческих способностей учащихся, строить обучение на основе создания каждому ученику ситуации успешности и поощрения, во вторых, педагог должен стать учителем – партнером, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Главнейшая профессиональная задача учителя – создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальное различие, склонности  учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выгодский, П Я. Гальперин., В. В. Давыдов., Д. Б. Эльконин и др.) позволяют определить творчество как процесс совершенствования личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто новое, делать больше и лучше чем прежде.

«Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступны только не многим избранным гениям человечества, - писал советский психолог Л. С. Выгодский. Но в каждодневной окружающей нас жизни творчество – есть необходимое условие существования. И все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть  йота, нового обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Психологи отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество - это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме, средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности.  Следовательно, педагог должен организовать такую адекватную учебную и внеучебную деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому  ребенку понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои  идеи.

Два мира есть у человека:

Один который, нас творил,

Другой, который мы от века творим

По мере наших сил.

Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ – важнейшая задача специального, коррекционного образования, ведь этот процесс пронизывает, все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу, способствует самовыражению, уверенности в себе. Решение этой задачи помогает более успешному вхождению в социум данной категории школьников.

Знание внутреннего мира ученика, его переживаний, возможностей творческого роста, его неповторимости необходимо каждому педагогу. Формирование и развитие творческих способностей, как фактора успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения происходит через гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности, через активное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Вся воспитательная работа, проводимая в группе, направлена на гармоничное развитие личности учащегося, с учетом его возраста, интеллекта и интересов. В своей работе использую различные виды деятельности детей, способствующие развитию творческого потенциала. Это игры на воздухе (Построй дворец из песка, рисунки на асфальте), экскурсии, интеллектуальные игры ( придумай и загадай загадку, что на что похоже ), работа с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, пластилином и др.), которая имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов (лоскутная техника), инсценирование песен , сказок.

В последние годы все чаще говорится, что здоровье школьников ослаблено, отмечается низкий уровень их физической активности, развития пространственных представлений, дефицит внимания, расторможенность и гиперактивность, неадекватность самооценки, отсутствие личностных границ и др. проблемы общения. Эти наблюдения свидетельствуют о трудностях процесса социализации школьников.

Успешное развитие творческого потенциала, необходимого для социализации учащихся, считаю, также идёт через работу танцевального кружка, которым руковожу уже много лет.                                                             Танцевальные занятия погружают ребенка в атмосферу искусства и творчества. Овладения танцевальным искусством расширяет границы общения, связи с миром, облегчает и углубляет взаимопонимание между людьми. Исполнение фольклорных, хороводных танцев допускает разные уровни воспроизведения танцевальных элементов. В одном хороводе могут танцевать и те, кто в точности выполняет все фигуры танцевального рисунка, и те, кто идет за общим потоком, держась за руки.

Важной чертой народного танца является то, что у каждого человека могут быть недостаточно яркие исполнительские данные, но общий танец получается гармоничным и красивым.

В танцевальной среде широко представлен пространственно-формирующий компонент, а так же богатые педагогические возможности формирования и развития патриотизма и толерантности во взаимоотношениях учащихся.

Учитывая возрастные особенности школьников с ОВЗ и основные задачи их социализации каждые занятия, базируются на трех основных позициях: развитие коммуникативных навыков и оптимизации круга общения; формирование самосознания и коррекция самооценки; умение соблюдать правила и договариваться между собой.

Правильно организованная фольклорно-танцевальная среда помогает улучшить отношения в коллективе, разнообразить общение детей, скомпенсировать самооценку школьников, учит их лучше понимать друг друга и самих себя. Удовольствие и радость от участия в творческом процессе положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого участника.

Итак, обогащение школьников впечатлениями, их участие в разнообразной деятельности – необходимое условие для развития творческого потенциала как фактора успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения.


 

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с

Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступны только не многим избранным гениям человечества, - писал советский психолог

Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступны только не многим избранным гениям человечества, - писал советский психолог

Знание внутреннего мира ученика, его переживаний, возможностей творческого роста, его неповторимости необходимо каждому педагогу

Знание внутреннего мира ученика, его переживаний, возможностей творческого роста, его неповторимости необходимо каждому педагогу

В одном хороводе могут танцевать и те, кто в точности выполняет все фигуры танцевального рисунка, и те, кто идет за общим потоком, держась за руки

В одном хороводе могут танцевать и те, кто в точности выполняет все фигуры танцевального рисунка, и те, кто идет за общим потоком, держась за руки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2023