Проект «Гуляй Россия» представляет внутренний документ и является немаловажным для оценки общих компетенций студентов. Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины. Впроекта основе лежит ознакомление студентов с христианскими и фольклорными праздниками России. Педагогический проект осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода современной педагогики и ориентирован на субъект – субъектные отношения. В реализации проекта предусматривается продуктивное взаимодействие студентов, активное участие педагогов.
Педагогический проект - Илючина.docx
ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум»
Педагогический проект
«Гуляй, Россия!»
Автор проекта: Илючина Л.Н. преподаватель общепрофессиональных и специальных
дисциплин высшей квалификационной категории
География реализации: ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум» г.Горнозаводск
2016 г.
Содержание
Обоснование необходимости проекта
Основное содержание проекта
Ресурсы
План реализации проекта
Ожидаемые результаты и способы проверки
Риски проекта
Аннотация
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Используемые источники Аннотация
Проект «Гуляй Россия» представляет внутренний документ и является немаловажным
для оценки общих компетенций студентов. Основная идея проекта – гуманизация, приоритет
воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины. Впроекта основе лежит
ознакомление студентов с христианскими и фольклорными праздниками России.
Педагогический проект осуществляется в рамках системнодеятельностного подхода
современной педагогики и ориентирован на субъект – субъектные отношения. В реализации
проекта предусматривается продуктивное взаимодействие студентов, активное участие
педагогов. I. Обоснование необходимости проекта
великодушии,
справедливости,
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не
в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у обучающихся искажены представления о доброте,
милосердии,
гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в детстве, в семье. Поступая в
техникум, студенты вступают в важный этап становления личности, и от того насколько
успешно осуществляется процесс обучения и воспитания, во многом зависит духовно
нравственное развитие наших студентов. Мы готовим не роботов способных выполнять
определённые трудовые операции, а полноценных граждан Российского государства. Ведь,
приобщая обучающихся к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории
русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в
наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник
народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых
народных гуляний получатся замечательные праздники для наших студентов. Именно поэтому
стало актуальным разработка проекта «Гуляй, Россия!».
К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных
праздников, тем самым лишаемся возможности прикоснуться к духовнонравственным
основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование
признания социальной значимости народной культуры, которая является источником
духовности каждого человека, т.е. приобщение обучающихся к русской национальной
культуре является актуальной проблемой современного образования.
В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Гуляй, Россия!» на решение
главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и
общечеловеческих ценностей. Цель проекта: Воспитание патриотизма, приобщение студентов к истокам народной
культуры и духовности на основе фольклорных праздников.
Задачи проекта:
формировать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы;
развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям
своего народа;
развивать воображение, творческие и актерские способности;
воспитывать патриотические чувства, гордость за страну;
вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению
детей к истокам русской национальной культуры;
разработать сценарии, игровые миниатюры, инсценировки народных фольклорных
праздников;
разработать КИМЫ для оценивания работы студентов в проекте;
Участники и соучастники проекта:
студенты групп МО101; СВ104; А111; ТЭ103; гр№52; гр №21; СР115; (более 100
человек).
педагоги: Султанова Л.К.; Зашейко В.В.; Брюханова Е.А.; Щербакова С.В.;
Агафонова И.Ю.; Холкина Е.А.;
Проект долгосрочный: 1 год (20152016 учебный год). II. Основное содержание проекта
Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Фольклор (в переводе с
английского — народная мудрость, народное знание) — народное художественное
творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также
произведения изобразительного и декоративноприкладного искусства. Жизнь народа всегда
была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы
на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось.
Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и
хороводов, многих обрядов и обычаев. Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не
забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их
поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.
Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше
желание через данный проект познакомить студентов с народными обычаями и традициями
нашей страны, вызвать желание и интерес к народным праздникам, добиваться того, чтобы
студенты помнили культуру и знали прошлое нашей страны.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия обучающихся с различными
формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь студентам
преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает обучающемуся
возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей
деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая
завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует коммуникативные навыки, культуру общения, умение
кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по
общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с
помощью современных компьютерных технологий.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление,
самостоятельность и другие личностные качества.
Проектная деятельность это важнейший процесс воспитания, желание познать
культуру своего народа (через праздники).Проекты по праздникам являются групповыми,
творческими. Участие в проекте «Гуляй, Россия!» способствует развитию интеллектуальных
возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к
народному празднику и обогащает кругозор.
Народные (фольклорные) праздники это часть духовного наследия народа (обрядов,
ритуалов, традиций и т.п.).Восстановление народных, природных праздников прошлого
необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее
красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг
задач нравственного и художественноэстетического направления.Изучая свои истоки,
студенты лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают
мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к
родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного
богатства дает возможность раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через
сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть
полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство
собственной значимости.
Всю работу я разделила на три этапа.
Этапы реализации проекта:
I. Организационноподготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с участниками проекта вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Практический творческий
Проведение мероприятий
Организация самостоятельной работы студентов.
III. Аналитический
Обобщение результатов работы; Анализ деятельности.
III. Ресурсы
Информационные: литература, учебные пособия, библиотека техникума, городская
библиотека, музей им. М.П.Старостина, сеть Интернет;
Материальнотехнические: учебные классы, актовый зал;
Финансовые: средства выделяемые техникумом и собственные средства.
№ Мероприятие
Количество
Затраченные средства
Таблица 1. Средства на реализацию проекта
1
Яблочный спас
яблочный пирог
чай
35.00 2
3
4
4
5
Святочные гадания
Масленица
Пасха
Иван Купала
2 кг.яблок
свечи
кофе
блины
сметана
сгущенка с сахаром
чай
яйцо столовое
краски
кисти
лак
наклейки
цветная бумага
клей
95.00
48.00
68.00
250.00
55.00
43.00
35.00
150.00
52.00
60.00
70.00
85.00
55
25
итого
1126.00 IV. План реализации проекта
Таблица 2. План реализации проекта
№
Сроки
реализации
Мероприятие
ответственные
/участники
I – этапорганизационноподготовительный
Результат
1 сентябрьоктябрь Разработка
2 сентябрь
октябрь
3 октябрь
календаря
Погружение в
проект,
заинтересованность
проблемой, подбор
материала; подбор
подвижных игр,
художественной
литературы,
фольклорных
текстов.
Разработка сценария
праздника
Илючина Л.Н
Илючина Л.Н
календарь
знаменательных дат
план реализации
проекта;
подбор участников
проекта;
Илючина Л.Н.
сценарий праздника;
игры;
II этап практический творческий
4 октябрь
«Праздник урожая»
5 ноябрь
6 ноябрь
7 декабрь
Фотоотчёт с
праздника
Тематическая беседа
в МБУК «ГЦМБ»
Разработка
мероприятия
8 январь
«Святки. Святочные
гадания»
Илючина Л.Н
Зашейко В.В.
Султанова Л.К.
студенты гр: МО
101; СВ104;
Илючина Л.Н
студенты гр: МО
101;
Илючина Л.Н.
А111; СВ104;
МО101;
Илючина Л.Н.
гр. СР115
Илючина Л.Н.
Зашейко В.В.
Брюханова Е.А.
студенты гр: МО
101;
презентации о
яблочном, ореховом,
медовом спасе;
тематические
рефераты;
приготовление блюд из
яблок; чаепитие; игры;
стенгазета
посещение библиотеки
сценарий кл. часа «Раз в
крещенский вечерок
девушки гадали»;
снежинки из цветной
бумаги;
кл. час «Раз в
крещенский вечерок
девушки гадали»;
презентации о
Рождестве Христовом;
о гаданиях; о колядках;
рисунки;
тематические
рефераты; 9 январь
Разработка
мероприятия
«Масленица»
1
февраль
«Масленица»
0
1
2
3
4
5
6
1
март
1
март
1
апрель
1
май
1
май
1
июнь
Илючина Л.Н.
Илючина Л.Н
Зашейко В.В.
Султанова Л.К.
студенты гр: МО
101; СВ104; №21;
Илючина Л.Н.
гр№52
Илючина Л.Н.
Илючина Л.Н
Илючина Л.Н.
Зашейко В.В.
Султанова Л.К.
Щербакова С.В.;
Холкина Е.А.;
студенты
гр: МО101; СВ
104; ТЭ103; СР
115;
сценарий праздника;
музыкальное
оформление;
Праздник «Масленица»;
Чучело Масленицы;
игры; песни;
чаепитие;
Презентация о
вышивке;
Персональная выставка
Шиловой Югр №52
промежуточные
результаты реализации
проекта
план реализации
проекта «Пасхальное
яйцо»
тематические
рефераты; выставка
творческих работ
студентов;
Фотоальбом
Методическая
продукция: сценарии
мероприятий; кл. часов;
указания,
рекомендации; листы
сформированности
общих компетенций;
«Народные
промыслы –
Вышивка»
Конкурс
педагогических
проектов «Формула
успеха»
Разработка мини –
проекта «Пасхальное
яйцо»
Минипроект
«Пасхальное яйцо»
III – этап аналитический
Илючина Л.Н.
Илючина Л.Н.
Фотографии с
проекта
Анализ достижений
педагога и студентов V. Ожидаемые результаты и способы проверки
1. Формирование эмоционально осознанного отношения к народному творчеству, традициям,
праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном
разнообразии.
2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, педагогами при решении
различных творческих задач.
3. Развитие духовнонравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости,
открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к
историкокультурным традициям народа.
4. Знание студентами устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного
искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.
5. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
VI. Риски проекта
Таблица 3. Риски проекта
Возможные риски
Способы устранения
Нежелание студентов
сотрудничать с педагогом
Средства выделены не в полном
объёме
Несоответствие сроков реализации
проекта
Создать условия для совместной интересной работы
Обращение к спонсорам, родителям
Корректировка действий VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект может быть продолжен, ведь мы затронули только малую часть из того
многообразия русской культуры. Данный проект может реализовываться каждый год, ведь к
нам каждый год приходят новые студенты. Можно менять формы, вводить новые
мероприятия, приглашать разные коллективы на встречи со студентами. Затронуть проблемы
гражданственности и духовности на следующих мероприятиях. Определитьтемы классных
часов. Используемые источники
Голдобина Т. Родная старина: Сценарий фолклорного праздникавыставки // Сценарий
Литература
1.
и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 515.
2. В гостях у старины глубокой: Сценарии и программы театрализованных праздников,
викторины, приговорки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 12. — С. 392.
3. К истокам народных традиций: Сценарии и программы.
4. Старины обычай древний: Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского
народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 16. — С. 291.
5. Старины обычай древний — 2: Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок
русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2006, вып. 6. — С. 2
96.
Интернет ресурсы:
http
vyshivke
khudozhestvennoy
/2013/05/04/
master
/ raznoe
/ library
:// nsportal
. ru / shkola
v
klass
narodnye
promysly
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Педагогический проект "Гуляй, Россия!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.