Конспект урока «Переместительный и сочетательный законы умножения дробей»
5 класс
Цели урока:
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал.
Технологии: ИКТ, групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая
Методы и формы: Частично-поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа; фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.
Методы обучения:
-словесный, наглядный;
-частично – поисковый;
- репродуктивный;
- метод стимулирования;
- метод контроля и самоконтроля.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята, садитесь! (приветствие). Результаты вашей плодотворной, слаженной работы команды, мы сможем увидеть на завершающем этапе урока – на Дереве успеха. Прежде чем будет объявлена тема урока, предлагаю отгадать загадку. Загадка: «Она бывает охотничья, барабанная и математическая». Таким образом речь пойдет о дроби. - Ребята, Работая с обыкновенными дробями, разбирая действия с ними, вы поняли, что эта тема не из легких. Действительно, «Обыкновенные дроби» – один из самых трудных разделов математики. До сих пор у немцев бытует поговорка: «Попал в дроби», значит, попал в трудное положение. Трудно еще не значит непосильно. Не надо бояться трудностей! Их нужно преодолевать весело, с хорошим настроением. - Ребята. Мне сегодня на почту пришло электронное письмо. Давайте посмотрим, что в нем? Здесь послание вам. |
Дорогие пятиклассники!
Мы живем в далекой стране Дробей. Нас заколдовал злой волшебник Дробиус и теперь мы разучились умножать, делить обыкновенные дроби. Но вы можете нам помочь: если вы пройдете все испытания во время путешествия, то расколдуете нашу страну. Помогите нам, пожалуйста! А чтобы вы не заблудились, мы нарисовали для вас карту, следуйте указанному маршруту. Жители страны Дробей».
- Итак, ребята, поможем жителям страны Дробей? |
Актуализация знаний
Верно ли равенство: ;
( . Ответ обоснуйте.
Значит сегодняшний урок - это урок путешествие в страну «Дробей.» Переместительный и сочетательный законы умножения дробей
Цели урока?
В стране Дробей все подвластно законам и правилам действий с дробями. Какие законы вам известны? ( Переместительный, сочетательный и распределительный)
Во время путешествия вы будите заполнять оценочные листы
Проводит инструктаж по работе с оценочными листами: На столах у вас лежат листочки – оценочные листы. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, за которые будут начисляться баллы. В конце урока, выполнив все задания, подсчитав баллы. Вы узнаете свою оценку. Оценочные листы сдаются.
Актуализация знаний ( фронтальная работа) – 4 мин
Посмотрим, как вы готовы к путешествию.
Разминка «Вопрос- ответ».
1. Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число?
2. Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой?
3. Каким действием можно заменить дробную черту?
4. Для нахождения общего знаменателя нужно найти …
5. Чтобы найти дробь от числа, нужно …
6. Если дробь больше или равна 1, то она ….
7. Для сокращения дроби нужно найти …
8. На нуль делить …
9. Чтобы умножить дробь на дробь, нужно …
Ответы:
- сокращением - числитель, знаменатель - делением - НОК – наименьшее общее кратное |
- число умножить на дробь
- неправильная - НОД – наибольший общий делитель - нельзя |
- алгоритм умножения (проговаривают)
II. Основная часть урока
- Девизом нашего урока станут слова: «Кто желает стать успешным – ищет возможности, кто не желает – ищет отговорки» (Народная мудрость). Как вы понимаете эти слова? Я желаю вам успеха в преодолении всех трудностей в нашем путешествии. Готовы к путешествию?
- Ваши знания открыли ворота в город «Графический». Откройте конверт, на листе записаны примеры для графического диктанта. Среди них есть верные, есть неверные. Ваша задача – с помощью символов нарисовать диаграмму по следующему правилу: если пример верный «^», если неверный «_». Приступим к выполнению задания. (Учитель контролирует самостоятельное выполнение задания).
Город «Графический»
Задание: определи верна ли запись? ^ - верна; _ - не верна
1. Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от 1, называется сокращением дробей
2. ; лишняя
3. Число обратное 10 дробь
4. от 12 = 4
5.
6. лишняя
7. На нуль делить нельзя
8.
Ключ: ^-^^-^^-
Прошу оценить результаты своего труда. «Город Графический» с заданиями и ключом ^-^^-^^- (приложение III).
Мы прибыли в город «Вычислительный» члены команды вскрывают конверт город «Вычислительный». Тест по теме: «Умножение и деление дробей», 5 класс
1. На каком рисунке изображено число ? 1) 2) 3) 2. Найдите: от 12 3. Вычислите: 4. Вычислите: 2 5. Решите уравнение: х - 6. Путник прошел дороги, что составляет 12 км. Сколько прошел путник? Учитель: Выполняя задание, вы узнаете, имя ученого, математика и получите бесплатный проезд в город «Исторический». (Контролирует работу групп). Учащиеся выполняют задания письменно на заранее приготовленных листочках, расшифровывают фамилию ученого (в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, ученый, математик ввел названия числитель и знаменатель). Используя слайд с ответами, осуществляют самопроверку. Город «Исторический» Шифр для варианта 1.
|
|
Прошу оценить результаты своего труда: за каждый верный ответ – 1 балл.
Сейчас в этом городе каждый из вас может получить дополнительный балл, отвечая на вопросы из истории дробей, с этим материалом вы знакомились на протяжении изучения темы. Готовы? ( индивидуальная работа)
- Кто впервые открыл дробь?
- В каком году?
- В какой стране создали современную запись дроби?
- Что в этой записи было не так, как пишем мы сейчас?
- Что на Руси означает дробь 1/2?
- Дробь 1/24?
- Дробь 1/16?
- Дробь 1/10?
- Дробь 1/7?
- Чем знаменит Леонтий Филиппович Магницкий?
Ответы:
-Итальянский математик Леонардо Пизанский.
- В 1202 году
- В Индии
- Не было дробной черты, знаменатель был сверху
- половина, полтина
– полполполтреть (малая треть)
- полполчеть
- десятина
- седьмина
-автор знаменитого учебника «Арифметика» 1703 г.
4. Первичное усвоение новых знаний. (Время: 13 мин)
Ответив на все эти вопросы вы перешли в следующий город – «Город открытий»
Работа с учебником стр 201 п.4.10
1) Переместительный закон умножения
Произведение не изменится от перемены мест множителей:
2) Сочетательный закон умножения
Произведение не изменится, если расставить скобки или поменять скобки местами:
По учебнику номер 917, 918
Рефлексивно-оценочная часть урока. Подведение итогов. Информация о домашнем задании – 4 мин
Учащиеся подсчитывают результат своей работы за урок и выставляют оценку за урок, используя рейтинговую шкалу: «5» - 20 баллов и более «4»- 16-19 баллов «3» -11-15 баллов Учитель сообщает информацию о домашнем задании. Домашнее задание. п.4.10. читать. Решить № 917 |
Творческое задание. Найти примеры применения обыкновенных дробей в профессиональной деятельности человека, можно написать мини-сочинение «Математика в профессии моих родителей» (приложение VI).
Каждая команда получает дерево «Успеха» и согласно полученным оценкам прикрепляет листья на дерево. Дерево поднимается вверх и каждый видит, как поработала команда по цвету листьев.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы помогли жителям этой страны снять заклятие злого волшебника Дробиуса и они вспомнили как умножать обыкновенные дроби. Подведем итоги урока. Я предлагаю вам выбрать утверждение: - Все понял, могу помочь другим - Запомню надолго - Все понял - Могу, но нужна помощь - Ничего не понял Скажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке? Посещение каких городов запомнилось вам больше всего? |
Я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас интересен и поучителен. А закончить урок я хотела бы словами великого писателя Л. Н. Толстого. «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель… (дети продолжают) тем меньше дробь»
Спасибо за урок
Города |
Баллы
|
1.Разминка |
|
2.Город «Графический» |
|
3.Город «Вычислительный» |
|
4.Город «Исторический» |
|
Оценочный лист
Фамилия, имя ________________________________ класс ____________
Оценочный лист
Фамилия, имя ________________________________ класс ____________
Города |
Баллы
|
1.Разминка |
|
2.Город «Графический» |
|
3.Город «Вычислительный» |
|
4.Город «Исторический» |
|
Города |
Баллы
|
1.Разминка |
|
2.Город «Графический» |
|
3.Город «Вычислительный» |
|
4.Город «Исторический» |
|
Город «Графический» ( 8 экз)
Задание: определи верна ли запись? ^ - верна; _ - не верна
1. Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от 1, называется сокращением дробей
2. ; лишняя
3. Число обратное 10 дробь
4. от 12 = 4
5.
6. лишняя
7. На нуль делить нельзя
8.
Тест по теме: «Умножение и деление дробей»
1. На каком рисунке изображено число ?
1) 2) 3)
2. Найдите: от 12
3. Вычислите:
4. Вычислите: 2
5. Решите уравнение: х -
6. Путник прошел дороги, что составляет 12 км. Сколько прошел путник?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.