Конспект урока по русскому языку в 1 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
учителя начальных классов
БОУ «Лицей №29»
Кытиной Валентины Владимировны Тема «Перенос слова»
Тип урока: Открытие нового знания
Планируемые результаты:
предметные:
переносит слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
проявляет учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации
столкновения интересов. Цель урока: изучение правил переноса слов.
Основные понятия: слог, слово, перенос слова, правило.
Межпредметные связи: окр. мир, математика.
Место урока в разделе: 3
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник, тетрадь, карточки с тестом.
Этап
урока
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный
момент
Создание условий для
осознанного
вхождения учащихся
Приветствие.
Проверим готовность.
Поздороваемся с гостями
проверяют свою
готовность, здороваются с
гостями
2. Актуализация
знаний
в пространство
деятельности на
уроке
Повторение
Работа в тетради.
изученного материала,
необходимого для
1. Чистописание.
2. Словарная работа
Результат,
универсальные
учебные действия
Готовность к
деятельности,
положительная
эмоциональная
направленность
Актуализация
изученных способов
действий, развитие «открытия нового
знания»
Учащиеся читают ряд
слов:
Суббота, сорока, класс,
тонна, группа, масса,
мыслительных
операций,
Учащиеся делают выбор.
Обоснование детьми
своего выбора?
Варианты детей (списать,
подчеркнуть орфограммы;
разделить на группы,
найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
(собака)Слайд №4
3. Прочитайте ряд слов.
На доске карточки со
словами с пропущенными
буквами:
Суббота, сорока, класс,
группа, тонна,
масса,Слайд №5
Я считаю, что все эти
слова двусложные. Кто
считает, что я права?
Почему ты считаешь, что
я права (не права)?
Какое задание можно
выполнить со словами?
Давайте выполним
задание: найти лишнее
слово. Какое слово здесь
лишнее?
Учитель подводит детей к
тому, что лишнее слово –
сорока, т.к. не содержит
удвоенную согласную.
(Возможны и др. варианты.)
Постановка учебной
задачи
Мотивация к
пробному учебному
1. Уберём лишнее
слово и запишем
Записывают в тетради
число, записывают слова с
Фиксация во внешней
речи причины действию, выявление
и фиксация
затруднений в
индивидуальной
деятельности каждого
остальные слова,
объясняя
орфограммы.
(учитель пишет на доске
или один из учащихся)
Слово не входит на строку.
Что же делать?
Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и
подумайте, как можно
перенести это слово?
Какие у вас идеи?
Учитель фиксирует
варианты переноса на
магнитной доске.
Посмотрите, сколько
вариантов переноса 1
слова.
Задание было одно?
Почему результаты
получились разные? Чего
мы пока не знаем?
Как вы думаете, какая тема
урока?
3. Учитель фиксирует
тему на доске слайд
комментированием.
затруднения.
Формулировка
учебной задачи как
темы урока.
Надо слово перенести
Часть слова оставить, а
другую записать на новой
строке.
Дети работают в парах и
пишут на листе, как
можно перенести это
слово.
Дети предъявляют
результат своего труда.
Варианты переноса могут
быть разные: масса, мас
са, масса…
Да
Как переносятся слова.
Как переносить слова;
правила переноса слов. Во множественном.
Наверное, их много,
несколько.
Открыть правила
переноса, научиться
переносить слова.
Следить, чтобы каждый
выражал своё мнение и
строго работать по плану.
Сформулированное
правило,
представленное в
громкоречевой форме
и графической
№6 : Правила
переноса слов
Прочитайте внимательно
тему урока. В каком числе
стоит слово ПРАВИЛА?
О чём это нам может
говорить?
Действительно, этих
правил несколько, и вы
сами попробуете их
открыть.
Какие задачи поставим
перед собой? (слайд 6)
ФИЗМИНУТКА
(пальчиковая гимнастика)
Сейчас вы будете работать
в группах. Значит, в
каждой группе нам надо
выбрать лидера. Какова его
роль?
У каждой группы есть
лист, на котором
«зашифровано» правило.
А план работы такой.
(слайд 8)
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на
Открытие «нового»
знания
Организация
коммуникативного
взаимодействия для
построения нового
способа действия
инструкция целеполагание
предъявление
результата
выделенные буквы
3. Посмотреть, где
стоит знак переноса
4. Сформулировать
правило переноса
слов.
Что должно получиться у
каждой группы в
результате своей работы?
Сколько правил у нас
получится?
Учитель помогает группам
строить диалог, подводя их
к решающей гипотезе.
Слушаем результаты
работы групп.
Прочитаем слова хором,
обращаем внимание на
перенос. Слайд 9
На что вы обратили
внимание и какой сделали
вывод.
Вы согласны с выводом
группы?
Фиксирует на доске
правило№1
Правило переноса слов.
Сколько групп, столько и
правил
Дети работают в группах
и формулируют правило.
Представитель от 1
группы показывает
задание.
Все читают слова: топор,
карандаш,
Выделены гласные буквы,
а знак переноса стоит
между слогами. Значит,
слово переносится по
слогам. Слушаем вторую группу.
Прочитаем слова хором,
обращаем внимание на
перенос.
На что вы обратили
внимание и какой сделали
вывод.
Вы согласны с выводом
группы?
Фиксирует на доске
правило №2:
Слушаем третью группу.
Прочитаем слова хором,
обращаем внимание на
перенос.
На что вы обратили
внимание и какой сделали
вывод?
Вы согласны с выводом
группы?
Фиксирует на доске
правило № 3
По слогам!
Показ задания.
Все читают хором слова:
касса, тонна
Выделены двойные
согласные, знак переноса
стоит между ними.
Значит, если две
одинаковые буквы в
середине слова, то знак
переноса ставится между
ними.
Показ задания.
Все читают хором слова:
коньки, зайка, подъезд
Выделены Ъ,Ь,Й. знак
переноса стоит после них,
значит… (их нельзя
отрывать от предыдущего
слога) Слушаем четвёртую
группу.
Прочитаем слова хором,
обращаем внимание на
перенос.
На что вы обратили
внимание и какой сделали
вывод
Вы согласны с выводом
группы?
Фиксируем правило №4
Аналогично последнее
правило: 1 слог – не
переносим
А почему нельзя
переносить?
Показ задания.
Все читают хором слова:
Обед, Ещё, краЯ
Выделены слоги О , Е,
Я. Знак переноса не
стоит, значит одну букву
переносить нельзя.
Не хочет стоять одна!
Слово тоже протянуло ей
руку, теперь она не одна.
Читаем слова: сОн, тОк,
лУк, стрАх.
Выделен гласный звук, в
слове 1 слог, переноса
нет.
Слова переносятся только Построение нового
способа действия
Реализация
построенного
проекта:Структу
рирование
полученных знаний
Составленный
алгоритм переноса
слов
Сколько правил мы
открыли?
Проговорим их ещё раз.
Сравним наши
правила с правилами
учебника. Всё ли мы
сделали правильно?
Составьте алгоритм:
как будете действовать,
если надо перенести слово.
Фиксирует на доске:
1 Читаем слово.
2 Делим на слоги
по слогам!
Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником
с.21, делают вывод: мы
открыли больше правил.
Высказывают свои
варианты, обсуждают,
выбирают более удачный.
3. Вспоминаем, какое
правило подходит.
4. Записываем
Слайд 11
Почему выделены слова
«вспоминаем правило»?
Физминутка (слайд12)
Первичное
закрепление нового
способа действия
Зафиксировать во
внешней речи новое
учебное действий
Вернёмся к заданию,
которое мы не могли
выполнить в начале урока.
Какое было затруднение?
Можем перенести
неправильно
Не могли перенести слово
МАССА.
Применяют алгоритм и
Выполненное задание Как же мы перенесём слово
масса, которое не вошло в
строку?
Слайд 5
Из предложенных слов
слайд 13
Осень, касса, долька, юла,
пень, ветер, лайка, сорт,
ягода, клён.
Выписать:
Мальчикам – слова,
которые можно перенести,
разделить их для переноса
(ноты)
Девочкам – слова, которые
нельзя переносить.
Выяснение понимания
задания
Будут ли у вас одинаковые
слова?
Взаимопроверка.
Есть ли у вас совпадения?
Проверить вслух.
Самопроверка Слайд 13
Какое открытие мы
сегодня сделали?
Для чего нам понадобились
объясняют перенос.
Дети читают слова и
выбирают те, которые
нельзя перенести.
нет
Обосновывают свой
выбор, опираясь на
правила и алгоритм.
Применяют правила,
объясняют перенос.
Правила переноса слов.
не смогли перенести
Зафиксированное
учебное действие,
оценка собственной
Рефлексия.
Осознание учащимися
своей учебной
деятельности, самооценка
деятельности
эти правила?
Как нам удалось открыть
правила.
Что понравилось на уроке?
Оцените себя с помощью
таблицы.
Слайд 15
слово.
деятельности
Мы работали в группах,
выполняли задание.
Дают словесную оценку и
цветовую.
Воспользуйтесь
подсказками на экране и
на парте (лист
самооценки) Лист для самооценки
…формулировал тему и цель урока с помощью учителя
…работал по предложенному плану
…высказывал своё предположение
…участвовал в составлении алгоритма
…научился переносить слова с помощью алгоритма
Приложение 3
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Перенос слова 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.