ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ

  • pptx
  • 26.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала наставник опыт работы.pptx

Наставничество ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ перезагрузка системы

ГБОУ ШКОЛА № 1811
Г.МОСКВЫ
АВГУСТ 2025 Г.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА : -ПОМОЧЬ В АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ СОТРУДНИКОВ, -снизить текучесть кадров ОРГАНИЗАЦИИ, -минимизировать ошибки в работе новичков, -Улучшить показатели РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ, - повысить уровень квалификации РАБОТНИКОВ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАСТАВНИЧЕСТВА

РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 23.05.2025 № Р-71
об утверждении Положения о целевой модели наставничества педагогических работников в государственных образовательных организациях , подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы

ПРИКАЗ ГАОУ ДПО «Корпоративный университет» от 18.06.2025 №01-10-285
об утверждении положения об экспертном совете по реализации наставничества в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
ПРИКАЗ ГАОУ ДПО «Корпоративный университет» от 07.07.2025 №01-10-324
об утверждении методических рекомендаций по адаптации вновь принятых педагогических работников в общеобразовательных организациях города Москвы

ПРИКАЗ ГАОУ ДПО «Корпоративный университет» от 05.06.2025
№01-10-243
о проведении мониторинга эффективности внедрения системы наставничества в образовательных организациях города Москвы
/обработка результатов мониторинга до 20.08.2025 /

Формируется реестр педагогов-наставников общеобразовательных организаций , подведомственных ДОНМ :
на 13.08.2025 в реестр вошли педагоги –наставники из 306 общеобразовательных организаций.

Почему это важно :

СОХРАНЕНИЕ КАДРОВ:

первые месяцы работы –критический период в работе вновь принятого специалиста + помогает избежать «текучки кадров », которая негативно сказывается на стабильности и качестве образовательного процесса .

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
-адаптированный педагог ,хорошо знакомый с методиками, технологиями и культурой школы , быстрее начинает эффективно трудиться :
-качественно планировать уроки ,
-взаимодействовать с учениками и их родителями,
-реализовывать инновационные проекты .

Почему это важно :

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИММИДЖА ШКОЛЫ:

-забота о сотрудниках создает атмосферу поддержки и профессионального роста , что привлекает лучших специалистов и положительно сказывается на репутации школы и ее конкурентоспособности .

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:

-затраты на подбор ,адаптацию и обучение нового сотрудника-это значительные инвестиции, которые не окупаются при увольнении сотрудника после первого года работы,
-эффективная адаптация помогает снизить потери и получить максимальную отдачу от вложенных средств.

Почему это важно :

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

адаптация –это погружение в корпоративную культуру школы, знакомство с ценностями и традициями коллектива ,что способствует формированию сплоченной и эффективной команды.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИИ:

вновь принятые педагоги приносят с собой свежие идеи ,технологии и методики ,которыми они с радостью делятся , наряду со своим опытом , чем вносят вклад в развитие школы.

Что в себя включает успешная адаптация ?

-четкая система наставничества,
-индивидуальный план адаптации,
-обучение и повышение квалификации,
-поддержка со стороны администрации и коллег,
-регулярная обратная связь.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ /0-3 ГОДА РАБОТЫ/

1/высокая уязвимость ,
/недостаток практического опыта и уверенности в себе , высокая восприимчивость к стрессу / ,
2/завышенные ожидания,
/идеализированные представления о работе , не связанные с реальностью ,разочарование /,
3/необходимость в поддержке,
/нуждаются в наставничестве более опытных коллег/ .

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ со средним опытом работы /3 -10 лет РАБОТЫ/

1/сравнение с предыдущим опытом
/может как помогать ,так и препятствовать адаптации/,
2/поиск новых возможностей для реализации
/применение знаний и опыта +стремление к профессиональному росту/,
3/интеграция в новый коллектив
/все еще требуются усилия для построения отношений с коллегами и учениками/.

АДАПТАЦИЯ ОПЫТНЫХ ПЕДАГОГОВ /более 10 лет работы/

1/сложность изменения устоявшихся привычек
/трудности при адаптации к новым требованиям и порядкам/,
2/возможность поделиться опытом /являются ценным ресурсом для молодых коллег и вносят вклад в развитие школы/,
3/опасения относительно потери статуса
/переживания из-за потери прежнего авторитета и статуса предыдущего места работы/.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

-создать благоприятную атмосферу в коллективе,
-обеспечить поддержку и наставничество вновь принятым педагогам,
-сформулировать требования и ожидания к вновь принятым педагогам ,
-предоставить возможности и условия для профессионального развития.

ПЕДАГОГ

-проявлять интерес и инициативу на новом рабочем месте,
-активно общаться с коллегами и администрацией,
-не бояться просить о помощи,
-быть открытым к новым идеям и технологиям,
-заботиться о своем физическом и эмоциональном благополучии.

ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ ПЕДАГОГОВ

1/Подготовительный этап ,
2/Этап ориентации в рабочей среде , знакомство с коллективом и введение в профессиональную деятельность /первая неделя-первый месяц/,
3/Этап самостоятельной практики с консультативной поддержкой/второй месяц/,
4/Этап промежуточной оценки компетенций и планирование профессионального развития /третий месяц/,
5/Этап реализации индивидуального плана развития педагога /четвертый-седьмой месяц/,
6/Подведение итогов адаптации/восьмой месяц/.

Куратор ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

-представляет информацию об ОО,
-дает список локальных нормативных актов ОО,
-определяет педагога-наставника .

ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК знакомит педагога :

-с образовательной программой ,
-учебным планом,
-планом ВУД ,
-РП по учебному предмету ,
- РП воспитания ,
-оценочными материалами ,
-проводит консультацию
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»,
-проводит регулярные консультации с педагогом для обсуждения возникающих трудностей и успехов в процессе работы.

Куратор + ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК

-составляет индивидуальный план работы по адаптации,
-анализирует заполнение ЭЖ,
-представляет педагога сообществу родителей,
-выявляет профессиональные затруднения педагога по опросному листу.

Чек-лист №1 «АДАПТАЦИЯ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ПЕДАГОГА» /ГОТОВНОСТЬ/

-ГОТОВНОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА ПЕДАГОГА /СООТВЕТСТВИЕ С ПАСПОРТОМ РАБОЧЕГО МЕСТА/,
-ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ ШКОЛЫ И МЕСТОМ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ /СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ/,
-ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ+ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ +ТРУДОВОЙ ДОГОВОР.

Чек-лист №2 «ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА»

1/ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
2/МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
3/ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
4/ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
5/КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ: ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК

- составляет график посещения уроков и консультаций,
-организует посещение уроков опытных педагогов ,
-анализирует планы уроков +ВУ занятий /технологические карты/,
-посещает уроки и предоставляет обратную связь по урокам .

Чек-лист №3 «ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ»

1/целеполагание,
2/организация деятельности,
3/оценка и рефлексия,
4/информационное и техническое обеспечение,
5/обеспечение охраны здоровья обучающихся.

второй МЕСЯЦ: самостоятельная практика с консультативной поддержкой

-еженедельные беседы, оказание помощи в решении возникающих проблем,
-содействие успешному взаимодействию с родителями /родительские собрания , консультации , конфликтные ситуации/
-посещение уроков вновь прибывшего педагога,
-подведение промежуточных итогов ,

Третий МЕСЯЦ: промежуточная оценка компетенций и планирование профессионального развития

-опрос удовлетворенности планом адаптации,
-беседа о результатах прохождения адаптации /% выполнение плана адаптации/,
-анализ уровня достижений обучающихся и соответствие требованиям к результатам освоения образовательной программы в классах вновь прибывшего педагога,
-принятие решения о завершении или продлении периода адаптации,
-составление индивидуального плана развития на основе выявленных профессиональных дефицитов и запросов педагога.

Чек-лист №5 «ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ»

-владение профессиональными навыками и знаниями для решения поставленных задач,
-исполнительская дисциплина и организационные навыки,
-коммуникативная компетентность,
-методическая компетентность.

Четвертый-седьмой МЕСЯЦ: реализация индивидуального плана развития педагога

-промежуточный контроль выполнения индивидуального плана развития и соблюдение сроков реализации мероприятий,
-совместное собеседование с куратором и наставником при несоблюдении плана мероприятий и коррекция индивидуального плана развития ,
-прохождение подготовки педагогом совместно с наставником к тестированию в ГАОУ ДПО МЦКО .

Восьмой МЕСЯЦ: подведение итогов адаптации

-анализ жалоб родителей на работу вновь прибывшего педагога,
-опрос удовлетворенности планом адаптации педагогом/по чек-листу/,
-анализ результатов реализации плана-адаптации педагога,
-формулирование выводов,
-подготовка публичного итогового мероприятия,
-презентация результатов плана-адаптации и плана профессионального развития педагога,
-анализ успешности прохождения проверки профессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО/%/,
-оценка деятельности наставника.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ДИРЕКТОР ОО

-закрепление в ОО не менее 80% вновь принятых педагогов,
-отсутствие вакансий по педагогическим должностям , связанных с увольнением вновь принятых педагогов в течении учебного года,
-удовлетворенность педагогов ресурсами ОО для успешного выполнения должностных обязанностей по результатам опроса/не менее 60% положительных ответов/.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ: куратор

-удовлетворенность вновь принятых педагогов результатами адаптации/не менее 60% положительных ответов/,
-отсутствие обоснованных письменных жалоб родителей на профессиональную деятельность вновь принятого педагога,
- % вновь принятых педагогов , усвоивших локальные нормативные акты ОО.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК

-% выполнения плана работы по адаптации вновь принятых педагогов / не менее 60%/,
-количество вновь принятых педагогов ,прошедших диагностику предметных компетенций /не ниже базового уровня в ГОАУ ДПО МЦКО по окончании адаптации,
-отсутствие обоснованных письменных жалоб родителей на профессиональную деятельность вновь принятого педагога,
-удовлетворенность вновь принятых педагогов результатами адаптации/не менее 60% положительных ответов/.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

1/чек –лист № 1 «Адаптация вновь принятого педагога»,
2/чек –лист № 2 « Выявление профессиональных затруднений педагогического работника»,
3/чек-лист №3 «Экспертное заключение по результатам посещения урока или анализа технологической карты урока»,
4/чек-лист№4 «Анализ или самоанализ открытого образовательного мероприятия»,
5/чек-лист №5 «Показатели эффективности реализации плана работы по адаптации»,
6/чек-лист №6 «Оценка деятельности наставника ,курирующего адаптацию вновь принятого педагога»,
7/Инструкция по подготовке педагога к тестированию в ГАОУ ДПО МЦКО,
8/Анкета для вновь принятого педагога по определению степени удовлетворенности условиями работы в ОО,
9/Анкета для молодого педагога по определению степени эмоциональной комфортности

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ:

 №

ФИО

СТАТУС

ВИД НАСТАВНИЧЕСТВА

ДОСТИЖЕНИЯ

 
1.
 

 
Горшкова Анастасия Александровна

 
молодой специалист
2023-2025
 

 
-индивидуальное
-традиционное
-реверсивное
-комплексное
 

 
1.Диплом /28.01.2025 /магистр :педагогическое образование /
ФГБОУ МГПУ им. М.Е. Евсевьева , г .Саранск

2.Диплом /23.03.2024 /Менеджмент и Управление в образовании» ,2023 г. и «Методист ОО»
Профессиональная переподготовка
Педагогическая деятельность в общем образовании /АЯ/
ЦДПО «Экстерн» ООО «Образовательные проекты» , г. СПБ

3.Докладчик всероссийской конференции 2023-2025г. /публикации в СМИ /

4.Прохождение проверки профессиональных компетенций
ГАОУ ДПО МЦКО 2025 г.
ЭКСПЕРТНЫЙ УРОВЕНЬ

 
2.

 
Баринов
Вячеслав Андреевич

 
молодой специалист
2019-2023
 

 
1.Диплом /15.02.2023 /магистр /педагогическое образование /
ФГБОУ МПГУ им. В.И.Ленина , г. Москва
2.Прохождение проверки профессиональных компетенций
ГАОУ ДПО МЦКО 2025 г.
ЭКСПЕРТНЫЙ УРОВЕНЬ

 
3.

 
Чернова
Наталья Владимировна

 
вновь принятый педагог
2023-2024

 
-индивидуальное
-скоростное
-неформальное

 
2.Прохождение проверки профессиональных компетенций
ГАОУ ДПО МЦКО 2024 г.
ЭКСПЕРТНЫЙ УРОВЕНЬ
 

 
4.

 
Никишенкина
Анна
Сергеевна
 
 

 
-индивидуальное
-скоростное
-неформальное
 

 
1.Диплом /05.03.2024 /
Профессиональная переподготовка:
Педагогическая деятельность в общем образовании /АЯ/
ЦДПО «Экстерн» ООО «Образовательные проекты», г.СПБ
2.Прохождение проверки профессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО 2025 г.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
 


13.12.2023-14.12.2023

Технологии наставничества в образовании: практические инструменты для сопровождения и раскрытия потенциала участников образовательного процесса.

Всероссийская онлайн -конференция

https://xtern/ru/publish

сертификат : серия 12589 номер 16034556248


20.11.2024-21.11.2024

Педагог-наставник: основы профессионального мастерства и точки роста.

Всероссийская педагогическая конференция

сертификат : серия 13626 номер 16492411054


24.02.2025-25.02.2025

Трансформируя будущее: Наставничество в образовательном процессе: от теории к практике.

сертификат : серия 14314 номер 16492411477


14.04.2025-15.04.2025

Доступная образовательная среда : Неформальное наставничество.

сертификат : серия 14518 номер 246197164924


27.03.2025

Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов.

Онлайн интенсив

сертификат : серия 14588 номер 246517164924


14.07.2025

Образовательные инновации : создание эффективных педагогических решений

Всероссийская научно-практическая коференция

https://znanio.ru/p/МН -10265007

свидетельство : МН -102665007


29.08.2024

Содействие развитию педагогического кругозора и профессиональной компетенции молодых педагогов

Публикация в СМИ

https://znanio.ru/p/МП-2932735

свидетельство: МП-2932735


22.08.2024

"Поддержи первый шаг !"

Выступление не общешкольном педагогическом совете; Всероссийская педагогическая конференция

ГБОУ ШКОЛА 1811 г.Москвы , https://xtern/ru/publish

протокол педагогического совета № от 18.03.2024 ;сертификат : серия 13815 номер 165698638792


27.08.2025

Наставничество: приоритеты деятельности и технологическая перезагрузка системы.

Выступление не общешкольном педагогическом совете;Публикация в СМИ

https://znanio.ru/p/МС -32658961

протокол педагогического совета № от 28.08.2025 ;свидетельство : МС -32658961

ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОФЕСсИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ !

Белицкая Наталья Викторовна
belnv29@yandex.ru
belitskaya.n.v@mail.ru