Наставничество ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ перезагрузка системы
ГБОУ ШКОЛА № 1811
Г.МОСКВЫ
АВГУСТ 2025 Г.
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА :-ПОМОЧЬ В АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ СОТРУДНИКОВ,-снизить текучесть кадров ОРГАНИЗАЦИИ,-минимизировать ошибки в работе новичков,-Улучшить показатели РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ, - повысить уровень квалификации РАБОТНИКОВ.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАСТАВНИЧЕСТВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 23.05.2025 № Р-71
об утверждении Положения о целевой модели наставничества педагогических работников в государственных образовательных организациях , подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
ПРИКАЗ ГАОУ ДПО «Корпоративный университет» от 18.06.2025 №01-10-285
об утверждении положения об экспертном совете по реализации наставничества в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
ПРИКАЗ ГАОУ ДПО «Корпоративный университет» от 07.07.2025 №01-10-324
об утверждении методических рекомендаций по адаптации вновь принятых педагогических работников в общеобразовательных организациях города Москвы
ПРИКАЗ ГАОУ ДПО «Корпоративный университет» от 05.06.2025
№01-10-243
о проведении мониторинга эффективности внедрения системы наставничества в образовательных организациях города Москвы
/обработка результатов мониторинга до 20.08.2025 /
Формируется реестр педагогов-наставников общеобразовательных организаций , подведомственных ДОНМ :
Почему это важно :
СОХРАНЕНИЕ КАДРОВ:
первые месяцы работы –критический период в работе вновь принятого специалиста + помогает избежать «текучки кадров », которая негативно сказывается на стабильности и качестве образовательного процесса .
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
-адаптированный педагог ,хорошо знакомый с методиками, технологиями и культурой школы , быстрее начинает эффективно трудиться :
-качественно планировать уроки ,
-взаимодействовать с учениками и их родителями,
Почему это важно :
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИММИДЖА ШКОЛЫ:
-забота о сотрудниках создает атмосферу поддержки и профессионального роста , что привлекает лучших специалистов и положительно сказывается на репутации школы и ее конкурентоспособности .
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
-затраты на подбор ,адаптацию и обучение нового сотрудника-это значительные инвестиции, которые не окупаются при увольнении сотрудника после первого года работы,
-эффективная адаптация помогает снизить потери и получить максимальную отдачу от вложенных средств.
Почему это важно :
РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
адаптация –это погружение в корпоративную культуру школы, знакомство с ценностями и традициями коллектива ,что способствует формированию сплоченной и эффективной команды.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИИ:
вновь принятые педагоги приносят с собой свежие идеи ,технологии и методики ,которыми они с радостью делятся , наряду со своим опытом , чем вносят вклад в развитие школы.
Что в себя включает успешная адаптация ?
-четкая система наставничества,
-индивидуальный план адаптации,
-обучение и повышение квалификации,
-поддержка со стороны администрации и коллег,
-регулярная обратная связь.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ /0-3 ГОДА РАБОТЫ/
1/высокая уязвимость ,
/недостаток практического опыта и уверенности в себе , высокая восприимчивость к стрессу / ,
2/завышенные ожидания,
/идеализированные представления о работе , не связанные с реальностью ,разочарование /,
3/необходимость в поддержке,
/нуждаются в наставничестве более опытных коллег/ .
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ со средним опытом работы/3 -10 лет РАБОТЫ/
1/сравнение с предыдущим опытом
/может как помогать ,так и препятствовать адаптации/,
2/поиск новых возможностей для реализации
/применение знаний и опыта +стремление к профессиональному росту/,
3/интеграция в новый коллектив
/все еще требуются усилия для построения отношений с коллегами и учениками/.
АДАПТАЦИЯ ОПЫТНЫХ ПЕДАГОГОВ /более 10 лет работы/
1/сложность изменения устоявшихся привычек
/трудности при адаптации к новым требованиям и порядкам/,
2/возможность поделиться опытом /являются ценным ресурсом для молодых коллег и вносят вклад в развитие школы/,
3/опасения относительно потери статуса
/переживания из-за потери прежнего авторитета и статуса предыдущего места работы/.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
-создать благоприятную атмосферу в коллективе,
-обеспечить поддержку и наставничество вновь принятым педагогам,
-сформулировать требования и ожидания к вновь принятым педагогам ,
-предоставить возможности и условия для профессионального развития.
ПЕДАГОГ
-проявлять интерес и инициативу на новом рабочем месте,
-активно общаться с коллегами и администрацией,
-не бояться просить о помощи,
-быть открытым к новым идеям и технологиям,
ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ ПЕДАГОГОВ
1/Подготовительный этап ,
2/Этап ориентации в рабочей среде , знакомство с коллективом и введение в профессиональную деятельность /первая неделя-первый месяц/,
3/Этап самостоятельной практики с консультативной поддержкой/второй месяц/,
4/Этап промежуточной оценки компетенций и планирование профессионального развития /третий месяц/,
5/Этап реализации индивидуального плана развития педагога /четвертый-седьмой месяц/,
6/Подведение итогов адаптации/восьмой месяц/.
КураторОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
-представляет информацию об ОО,
-дает список локальных нормативных актов ОО,
-определяет педагога-наставника .
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИКзнакомит педагога :
-с образовательной программой ,
-учебным планом,
-планом ВУД ,
-РП по учебному предмету ,
- РП воспитания ,
-оценочными материалами ,
-проводит консультацию
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»,
-проводит регулярные консультации с педагогом для обсуждения возникающих трудностей и успехов в процессе работы.
Куратор +ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК
-составляет индивидуальный план работы по адаптации,
-анализирует заполнение ЭЖ,
-представляет педагога сообществу родителей,
-выявляет профессиональные затруднения педагога по опросному листу.
Чек-лист №1 «АДАПТАЦИЯ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ПЕДАГОГА»/ГОТОВНОСТЬ/
-ГОТОВНОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА ПЕДАГОГА /СООТВЕТСТВИЕ С ПАСПОРТОМ РАБОЧЕГО МЕСТА/,
-ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ ШКОЛЫ И МЕСТОМ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ /СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ/,
-ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ+ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ +ТРУДОВОЙ ДОГОВОР.
Чек-лист №2 «ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА»
1/ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
2/МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
3/ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
4/ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ,
5/КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ.
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ:ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК
- составляет график посещения уроков и консультаций,
-организует посещение уроков опытных педагогов ,
-анализирует планы уроков +ВУ занятий /технологические карты/,
-посещает уроки и предоставляет обратную связь по урокам .
Чек-лист №3 «ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ»
1/целеполагание,
2/организация деятельности,
3/оценка и рефлексия,
4/информационное и техническое обеспечение,
5/обеспечение охраны здоровья обучающихся.
второй МЕСЯЦ:самостоятельная практика с консультативной поддержкой
-еженедельные беседы, оказание помощи в решении возникающих проблем,
-содействие успешному взаимодействию с родителями /родительские собрания , консультации , конфликтные ситуации/
-посещение уроков вновь прибывшего педагога,
-подведение промежуточных итогов ,
Третий МЕСЯЦ:промежуточная оценка компетенций и планирование профессионального развития
-опрос удовлетворенности планом адаптации,
-беседа о результатах прохождения адаптации /% выполнение плана адаптации/,
-анализ уровня достижений обучающихся и соответствие требованиям к результатам освоения образовательной программы в классах вновь прибывшего педагога,
-принятие решения о завершении или продлении периода адаптации,
-составление индивидуального плана развития на основе выявленных профессиональных дефицитов и запросов педагога.
Чек-лист №5«ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ»
-владение профессиональными навыками и знаниями для решения поставленных задач,
-исполнительская дисциплина и организационные навыки,
-коммуникативная компетентность,
-методическая компетентность.
Четвертый-седьмой МЕСЯЦ:реализация индивидуального плана развития педагога
-промежуточный контроль выполнения индивидуального плана развития и соблюдение сроков реализации мероприятий,
-совместное собеседование с куратором и наставником при несоблюдении плана мероприятий и коррекция индивидуального плана развития ,
-прохождение подготовки педагогом совместно с наставником к тестированию в ГАОУ ДПО МЦКО .
Восьмой МЕСЯЦ:подведение итогов адаптации
-анализ жалоб родителей на работу вновь прибывшего педагога,
-опрос удовлетворенности планом адаптации педагогом/по чек-листу/,
-анализ результатов реализации плана-адаптации педагога,
-формулирование выводов,
-подготовка публичного итогового мероприятия,
-презентация результатов плана-адаптации и плана профессионального развития педагога,
-анализ успешности прохождения проверки профессиональных компетенций ГАОУ ДПО МЦКО/%/,
-оценка деятельности наставника.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:ДИРЕКТОР ОО
-закрепление в ОО не менее 80% вновь принятых педагогов,
-отсутствие вакансий по педагогическим должностям , связанных с увольнением вновь принятых педагогов в течении учебного года,
-удовлетворенность педагогов ресурсами ОО для успешного выполнения должностных обязанностей по результатам опроса/не менее 60% положительных ответов/.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:куратор
-удовлетворенность вновь принятых педагогов результатами адаптации/не менее 60% положительных ответов/,
-отсутствие обоснованных письменных жалоб родителей на профессиональную деятельность вновь принятого педагога,
- % вновь принятых педагогов , усвоивших локальные нормативные акты ОО.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК
-% выполнения плана работы по адаптации вновь принятых педагогов / не менее 60%/,
-количество вновь принятых педагогов ,прошедших диагностику предметных компетенций /не ниже базового уровня в ГОАУ ДПО МЦКО по окончании адаптации,
-отсутствие обоснованных письменных жалоб родителей на профессиональную деятельность вновь принятого педагога,
-удовлетворенность вновь принятых педагогов результатами адаптации/не менее 60% положительных ответов/.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
1/чек –лист № 1 «Адаптация вновь принятого педагога»,
2/чек –лист № 2 « Выявление профессиональных затруднений педагогического работника»,
3/чек-лист №3 «Экспертное заключение по результатам посещения урока или анализа технологической карты урока»,
4/чек-лист№4 «Анализ или самоанализ открытого образовательного мероприятия»,
5/чек-лист №5 «Показатели эффективности реализации плана работы по адаптации»,
6/чек-лист №6 «Оценка деятельности наставника ,курирующего адаптацию вновь принятого педагога»,
7/Инструкция по подготовке педагога к тестированию в ГАОУ ДПО МЦКО,
8/Анкета для вновь принятого педагога по определению степени удовлетворенности условиями работы в ОО,
9/Анкета для молодого педагога по определению степени эмоциональной комфортности
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ:
№ | ФИО | СТАТУС | ВИД НАСТАВНИЧЕСТВА | ДОСТИЖЕНИЯ |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | |
▼ | Технологии наставничества в образовании: практические инструменты для сопровождения и раскрытия потенциала участников образовательного процесса. | Всероссийская онлайн -конференция | https://xtern/ru/publish | сертификат : серия 12589 номер 16034556248 |
▼ | Педагог-наставник: основы профессионального мастерства и точки роста. | Всероссийская педагогическая конференция | сертификат : серия 13626 номер 16492411054 | |
▼ | Трансформируя будущее: Наставничество в образовательном процессе: от теории к практике. | сертификат : серия 14314 номер 16492411477 | ||
▼ | Доступная образовательная среда : Неформальное наставничество. | сертификат : серия 14518 номер 246197164924 | ||
▼ | Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов. | Онлайн интенсив | сертификат : серия 14588 номер 246517164924 | |
▼ | Образовательные инновации : создание эффективных педагогических решений | Всероссийская научно-практическая коференция | https://znanio.ru/p/МН -10265007 | свидетельство : МН -102665007 |
▼ | Содействие развитию педагогического кругозора и профессиональной компетенции молодых педагогов | Публикация в СМИ | https://znanio.ru/p/МП-2932735 | свидетельство: МП-2932735 |
▼ | "Поддержи первый шаг !" | Выступление не общешкольном педагогическом совете; Всероссийская педагогическая конференция | ГБОУ ШКОЛА 1811 г.Москвы , https://xtern/ru/publish | протокол педагогического совета № от 18.03.2024 ;сертификат : серия 13815 номер 165698638792 |
▼ | Наставничество: приоритеты деятельности и технологическая перезагрузка системы. | Выступление не общешкольном педагогическом совете;Публикация в СМИ | https://znanio.ru/p/МС -32658961 | протокол педагогического совета № от 28.08.2025 ;свидетельство : МС -32658961 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.