Рождение и ранние отношение к музыке .
Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске .
С детства он не мог слушать музыку без волнения , был ли это навсегда любимый Моцарт или народные песни .
Композитор даже говорил о себе : « Я с самого детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки .»
Обучение .
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
Известные высказывания П. И. Чайковского.
1« Я желал бы всеми силами души , чтобы моя музыка распространялась , чтобы увеличивалось число людей любящих её , находящих в ней утешение и подпору .»
2 «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий.»
3 «Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей.»
Начало музыкальной деятельности
Чайковский в 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873). В 1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов)
Оперы
Воевода
Ундина
Опричник
Евгений Онегин
Орлеанская дева
Мазепа
Черевички
Чародейка
Пиковая дама
Иоланта
Балеты:
Лебединое озеро
Спящая красавица
Щелкунчик
Симфоническое творчество :
«Гроза»
«Зимние грезы»
Четвертая симфония
Пятая симфония
Шестая симфония «Патетическая»
«Манфред», симфония
«Фатум», фантазия
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте
«1812 год», торжественная увертюра
«Славянский марш»
Известные произведения Чайковского
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.