Экологический проект
Образовательная область
« Социально- коммуникативное развитие»
На тему: «Покормим птиц».
Вторая младшая группа
Выполнил: воспитатель
Пищулина Татьяна Александровна
Декабрь 2018г
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Актуальность разработки и реализация педагогического проекта.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта:
Создание условий для формирования представлений детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц зимой.
Проблемы:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Задачи проекта:
1. Расширить представления детей об образе жизни зимующих птиц, их повадках;
2. Учить различать пернатых по внешнему виду;
3. Формировать навык подкармливания птиц;
4. Способствовать развитию любознательности, внимания, наблюдательности;
5. Обогащать словарный запас: снегирь, ворона, воробей, синица, голубь, зимующие птицы.
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам, прививать любовь к природе.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети второй младшей группы, родители.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
· Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах).
· Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»).
· Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
· Изготовление родителями кормушек для птиц.
Практический этап:
· НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.
· Совместное творчество детей и родителей.
Заключительный этап:
· Изготовление родителями кормушек для птиц.
· Выставка детских работ.
· В течение реализации проекта, слушание музыкальных произведений, чтение стихотворений о птицах, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование элементарных представлений детей о зимующих птицах.
2. Формирование у детей представлений о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами.
3. Развитие интереса детей к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность).
4. Активное взаимодействие всех участников отношений в процессе изучения образа жизни зимующих птиц и организации помощи им.
5. Повышение уровня экологической воспитанности родителей
Перспективный план
по расширению представлений детей о зимующих птицах.
№ |
Формы и методы работы |
Задачи |
1. |
Беседы: «Трудно птицам зимовать», «Чем птицы отличаются от животных?», «Меню птиц». |
Выявить представления детей о зимующих птицах, учить различать пернатых по внешнему виду, познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период. |
2. |
Чтение: С.Я. Маршак «Где обедал воробей?», Ю. Никонов «Зимние гости». |
Продолжать знакомить с птицами, особенностями их трудной жизни зимой. |
3. |
Дидактические игры: «Один - много», «Кто как голос подает?», «Покажи и назови», «Сложи картинку», «Четвертый лишний». |
Развивать слуховое восприятие, учить образовывать новые слова. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. |
4. |
Раскрашивание «Силуэты птиц». |
Развивать мелкую моторику, учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц. |
5. |
Интегрированная образовательная деятельность. По области художественно-эстетическое развитие тема: «Угощаем снегиря». |
Иметь представление о внешнем виде снегиря, повадках, питании. Уметь раскатывать шарики из пластилина и сплющивать его. Развивать творческую активность, воображение. |
6. |
Слушание «Голоса птиц». |
Расширять представления о птицах, знакомить со звуками, которые издают разные птицы. |
7. |
Подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики», «Вороны и собачка». |
Учить бегать врассыпную, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место. Учить действовать по сигналу взрослого, развивать быстроту, внимание. Воспитывать умение играть сообща. |
8. |
Пальчиковая гимнастика: «Сорока - белобока», «Курочка». |
Развивать мелкую моторику рук, речь, память. |
9. |
Разрезные картинки «Зимующие птицы» |
Учить правильно составлять изображение из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом, действовать путем прикладывания, развивать словарь по теме «Птицы» |
10. |
Рассматривание картин, плакатов по теме «Птицы зимой». |
Расширить представления детей о зимующих птиц, их повадках. Учить различать пернатых по внешнему виду. |
11. |
Загадки о зимующих птицах. |
Закрепить знания детей о зимующих птицах; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь. |
12. |
Наблюдение «Какие птицы прилетают на наш участок?» Развлечение на прогулке «Трудно птицам зимовать». |
Развивать желание детей наблюдать за птицами, воспитывать желание бережно относиться к птицам, подкармливать их зимой. |
13. |
Взаимодействие с родителями: Консультация «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Сбор корма для птичек.
Выставка «Мы кормушку смастерили» |
Расширить представление родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала. Приобщать родителей и детей к совместному участию в заготовке корма для птичек. Запечатлеть на фотографиях сделанные кормушки или процесс их изготовления. |
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Приложение.
Интегрированная образовательная деятельность во 2-ой младшей группе на тему: «Угощаем снегиря».
Цель: формировать обобщенное представление о жизни птиц зимой.
Задачи:
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к природе, прививать заботу, ласку к птицам;
· Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Развивающие:
· Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память.
· Познакомить с зимующими птицами: синица, воробей, клест, снегирь.
· Развивать и совершенствовать двигательную активность в ходьбе, прыжках, выполнять упражнения в общем темпе.
· Развивать ловкость, координацию движений.
Образовательные:
· Сформировать знания о значении птиц в жизни человека.
· Уточнить и расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.
· Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, предложениями.
Организация развивающей среды: картинки с изображением птиц, кормушка. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная. Методические приёмы:
· минутка вхождения в НОД
· беседа
· рассказ воспитателя
· художественное слово рассматривание
· физкультминутка
· продуктивная деятельность
Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстраций; чтение стихов, художественных произведений; поделка кормушек совместно с родителями; кормление птиц; подготовка материала для лепки.
Словарная работа: зимующие, нахохлившись.
Материалы: карточки с изображением зимующих птиц; корм для птиц: семечки, пшено, хлебные крошки; кормушки для птиц; пластилин, стеки, клеенка, влажные салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Придумано кем- то просто и мудро –
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? Почему? Дети: ответы
Воспитатель: Правильно, зима.
Воспитатель: А вы видели птичек на улице? (ответы) А где же они? (ответ). Почему многие птицы улетают в тёплые края?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?
Дети: ответы
Воспитатель: А какие птицы остаются, вы знаете? Давайте я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь догадаться, про какую птицу загадка?
(на столе лежат карточки с изображением снегиря, воробья, синицы, можно добавить голубя)
Игра «Найди по описанию».
1. Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
Воспитатель: Птицы, которые не улетают, а остаются зимовать с нами, называются зимующие. Они остаются зимой рядом с людьми.
Послушайте стихотворение:
Птичьи гнёзда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех смелей
Наш дворовый воробей.
С нами на зиму остался,
Холода не испугался.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Воспитатель: А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, как вы думаете, почему? (Трудно найти корм зимой, холодно).
Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю. Вы хотите послушать? (да)
Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
- А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
- А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)
- Мы с вами можем помочь птицам? Как? (покормить их)
- Чем? (хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало)
- А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку? (можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую – повесить кормушку)
- Правильно, ребята! Перед вами картинки с изображением снегирей. Вчера мы с вами их раскрасили, а сейчас мы их будем кормить. А для этого мы должны из пластилина слепить для них корм. А что любят кушать снегири? (рябину) Верно. Итак, давайте приступим к работе.
Продуктивная деятельность: «Покормим птичек».
Воспитатель объясняет и показывает приёмы работы. Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Воспитатель напоминает об осанке, аккуратности в работе, правила пользования пластилином. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой.
Стихотворение:
Мёрзнут лапки у синичек.
Трудно им без рукавичек
Да и холодно в мороз.
Я им семечек принёс.
-Посмотрите-ка сюда –
Это вкусная еда!
На ладонь мою садятся,
Греют лапки, не боятся.
Воспитатель: Ребята, а сможем ли мы помочь птицам, которые еще не прилетели к нам? Как? (повесить кормушку на улице). Верно! А где нам ее взять? ( Мы смастерили вместе). Когда мы пойдем гулять, можно будет ее повесить на веточку. И птицы увидят нашу кормушку, поблагодарят нас, верно?
Воспитатель: Теперь, ребята, эти птички расскажут всем птицам в округе, что в детском саду у них много добрых друзей, которые готовы помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую за окном или на балконе.
Развлечение на прогулке для детей 2 младшей группы «Трудно птицам зимовать»
Цель:
· Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, желание помочь им пережить суровое зимнее время.
· Воспитывать экологическую культуру.
Форма деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Задачи:
Образовательные
· закрепить знание о зимующих птицах, дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
· развитие произвольного внимания, зрительной памяти;
· стимулирование речевой активности у детей;
· определение характерных особенностей птиц: внешний вид, поведение.
Развивающие
· развивать у детей способность создавать образ в рисовании на т ему «Птицы»;
· развивать творческие способности детей;
· развивать мышление, наблюдательность.
Воспитательные
· воспитывать бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа:
· изготовление кормушек (совместно с родителями).
· раскрашивание птиц
· чтение художественной литературы о зимующих птицах.
Ход развлечения:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Зима – это суровое время года. Выпадает много осадков в виде снега. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм, а к нему не добраться, так как естественные места кормления занесены сугробами или покрыты ледяной коркой. Как же мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: ответ
Воспитатель: Молодцы! Но, кормушки и места постоянного кормления нужно содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птицы питаются на рассвете, а корм в кормушки нужно засыпать с вечера. Скажите, чем можно кормить птиц? (Несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника, сушеные ягоды боярышника, шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба.)
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, послушайте загадки, попробуйте отгадать, кто отгадает, что за птица загадана, берет картинку с изображением птички:
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю…. (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка
И ещё полоска шарфика… (Синица)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая …. (Сорока)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит и легче (Дятел)
Воспитатель: Какую пользу приносят птицы людям?
Сизый голубь – уничтожает семена сорных трав.
Воробей – уничтожает насекомых.
Сорока – на полях, в лесу, в степи сорока уничтожает вредных насекомых и грызунов – серую полевку.
Синица – уничтожает множество вредных насекомых.
Ворона – приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчу, жуков и озимого червя.
Воспитатель: Ребята, сейчас давайте поиграем.
Подвижная игра «Воробушки»
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. (клюют)
Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают, садятся)
Воспитатель: Какие замечательные воробушки из вас получились.
Дидактическая игра: «Один – много».
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Снегирь – много снегирей,
Клёст – много клестов,
Дятел – много дятлов,
Голубь – много голубей,
Воробей – много воробьёв
Воспитатель: А сейчас вместе давайте покормим птичек.
Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Молодцы!
«По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая! –
Спасибо вам великое!»
Фотоотчет.
Рассматривание картин с изображением зимующих птиц.
Игра «Собери картинку»
Интегрированная образовательная деятельность «Угощаем снегиря»
Выставка детских работ.
Изготовление кормушек – совместная работа родителей, детей и педагогов
Кормим птичек на прогулке
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.