Письменная экзаменационная работа по теме «Организация монтажа электромашин переменного тока»
Оценка 5

Письменная экзаменационная работа по теме «Организация монтажа электромашин переменного тока»

Оценка 5
Иллюстрации
docx
04.12.2023
Письменная экзаменационная работа  по теме «Организация монтажа электромашин переменного тока»
Электрические машины являются основными элементами энергетических и электрических установок. Их появление связано с именем английского ученого М. Фарадея, который в 1821 г. первым осуществил опыт, заставив вращаться вокруг магнита проволочку, по которой проходил электрический ток. В 1831 г. им было открыто явление электромагнитной индукции и построен первый электрический генератор.
ПЭР Организация монтажа электромашин переменного тока.docx

Письменная экзаменационная работа

по теме «Организация монтажа электромашин переменного тока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.4

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………….стр.6

1.1.          Электрические машины переменного тока. Назначение, область применение, устройство принцип действие машин………………..стр.6

1.2.          Монтаж электродвигателей………………………………………….стр.17

1.3.          Техническое обслуживание электродвигателей……………………стр.28

1.4.          Профилактические испытания электродвигателей………………...стр.30

1.5.          Температурный контроль обмоток………………………………….стр.32

1.6.          Охрана труда при монтаже электромашин переменного тока…….стр.34

Глава 2. Практическая часть…………………………………………….стр.38

2.1 Инструкционно-технологическая карта «Сборка схемы

нереверсивного пуска трехфазного асинхронного  электродвигателя»…стр.38

Глава 3. Заключение………………………………………………………стр.41

Глава 4. Список использованных источников и литературы……….стр.42

Глава 5. Приложение……………………………………………………...стр.43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Электроэнергетика - ведущая отрасль индустрии, в значительной степени определяет современный научно-технический прогресс. Он способствует качественным и количественным изменениям в электротехники.
Электроэнергия служит человеку уже много десятилетий и с течением времени потребность в ней непрерывно возрастает, что объясняется ее преимуществами перед другими видами энергии: легко преобразуется в механическую, тепловую и световую энергию; сравнительно просто передается на значительные расстояния, скорость распространения электроэнергии приближается к скорости света, наконец, производство и потребление электроэнергии совпадает по времени.
Электрические машины являются основными элементами энергетических и электрических установок. Их появление связано с именем английского ученого М. Фарадея, который в 1821 г. первым осуществил опыт, заставив вращаться вокруг магнита проволочку, по которой проходил электрический ток. В 1831 г. им было открыто явление электромагнитной индукции и построен первый электрический генератор.

Явление электромагнитной индукции характеризуется наведением ЭДС в проводнике, перемещающемся в магнитном поле, а также возникновением электромагнитной силы, действующей на проводник, находящийся в магнитном поле, при протекании по проводнику электрического тока. При движении проводника с током в магнитном поле с постоянной скоростью механическая и электромагнитная силы, действующие на проводник, уравновешены. Если при этом проводник перемещается в направлении электромагнитной силы, следовательно, против внешней механической силы, то работа, совершаемая электромагнитной силой, производится за счет энергии электромагнитного поля и покрывается источником электрической энергии. Так осуществляется преобразование электрической энергии в механическую. Электрическая машина работает в режиме двигателя.

Если движение проводника с током происходит в сторону, противоположную направлению электромагнитной силы, то движение может осуществляться только под действием внешней механической силы. В этом случае работа, совершаемая механической силой, покрывается источником механической энергии. Так преобразуется механическая энергия в электрическую. Электрическая машина работает в режиме генератора.

Таким образом, электрической машине присуще свойство обратимости — она может работать и двигателем, и генератором.

В работе рассматривается теория одного из вида электрических машин – асинхронный двигатель, его характеристики, устройство, переходные и установившиеся режимы работы. Теория электрических машин излагается на базе дифференциальных уравнений. Максимально используются современные достижения общей теории электрических машин; развивается классическая теория комплексных уравнений, векторных диаграмм и схем замещения.

Целью  работы является изучение основных организационных и технических положений по монтажу электрических двигателей.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1. Дать общее представление об электрических машинах, их классификации;

2. Рассмотреть асинхронный двигатель и его назначение;

3. Исследовать  монтаж асинхронного двигателя

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретическая часть

 

1.1.          Электрические машины переменного тока. Назначение, область применение, устройство принцип действие машин.

 

Машины переменного тока бывают двух видов. Это синхронные машины и асинхронные. У синхронных машин скорость вращения ротора строго зависит от частоты переменного тока. Можно сказать скорость вращения "синхронна" с частотой тока. Не трудно догадаться, что у асинхронных машин частота вращения в общем случае зависит от нагрузки на валу, а не от частоты питающего тока. Кроме деления на синхронные и асинхронные электрические машины еще делятся по назначению. Это могут быть генераторы. То есть такая машина, которая преобразует механическую энергию вращения в переменный электрический ток. Машина, которая преобразует электрическую энергию в механическую называется двигателем. Также существует еще один класс электрических машин. Они преобразуют электрическую энергию, тоже в электрическую, но другой частоты или напряжения. Синхронной машиной переменного тока называют такую машину, в которой: основное магнитное поле то есть поле статора создается постоянным током. В частном случае это может быть даже постоянный магнит. А вращение ротора происходит с частотой изменения тока.

Формула 1 — зависимость частоты вращения ротора синхронной машины от частоты переменного тока.  где n это частота, с которой вращается ротор, измеряется в оборотах в минуту. То есть, сколько полных оборотов совершит ротор за одну минуту. f частота питающего переменного тока  p количество пар полюсов у магнитной системы машины

             В настоящее время асинхронные машины используются в основном в режиме двигателя. Машины мощностью больше 0.5 кВт обычно выполняются трёхфазными, а при меньшей мощности – однофазными.

Впервые конструкция трёхфазного асинхронного двигателя была разработана, создана и опробована нашим русским инженером М. О. Доливо-Добровольским в 1889-91 годах. Демонстрация первых двигателей состоялась на Международной электротехнической выставке во Франкфурте на Майне в сентябре 1891 года. На выставке было представлено три трёхфазных двигателя разной мощности. Самый мощный из них имел мощность 1.5 кВт и использовался для приведения во вращение генератора постоянного тока. Конструкция асинхронного двигателя, предложенная Доливо-Добровольским, оказалась очень удачной и является основным видом конструкции этих двигателей до настоящего времени.

 За прошедшие годы асинхронные двигатели нашли очень широкое применение в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Их используют в электроприводе металлорежущих станков, подъёмно-транспортных машин, транспортёров, насосов, вентиляторов. Маломощные двигатели используются в устройствах автоматики.

Широкое применение асинхронных двигателей объясняется их достоинствами по сравнению с другими двигателями: высокая надёжность, возможность работы непосредственно от сети переменного тока, простота обслуживания. Неподвижная часть машины называется статор, подвижная – ротор. Сердечник статора набирается из листовой электротехнической стали и запрессовывается в станину. На рис. 1 показан сердечник статора в сборе. Станина (1) выполняется литой, из немагнитного материала. Чаще всего станину выполняют из чугуна или алюминия. На внутренней поверхности листов (2), из которых выполняется сердечник статора, имеются пазы, в которые закладывается трёхфазная обмотка (3). Обмотка статора выполняется в основном из изолированного медного провода круглого или прямоугольного сечения, реже – из алюминия.

Обмотка статора состоит из трёх отдельных частей, называемых фазами. Начала фаз обозначаются буквами c1,c2,c3, концы – c4,c5,c6.

 

lf_08001

Рис. 1  - Сердечник статора в сборе

 

Начала и концы фаз выведены на клеммник, закреплённый на станине. Обмотка статора может быть соединена по схеме звезда  или треугольник. Выбор схемы соединения обмотки статора зависит от линейного напряжения сети и паспортных данных двигателя. В паспорте трёхфазного двигателя задаются линейные напряжения сети и схема соединения обмотки статора. Например, 660/380, Y/∆. Данный двигатель можно включать в сеть с Uл=660В по схеме звезда или в сеть с Uл=380В – по схеме треугольник.

Основное назначение обмотки статора – создание в машине вращающего магнитного поля.

li_08002

Рис. 2  - Соединение обмоток статора по схеме звезда  или треугольник

 

Сердечник ротора  набирается из листов электротехнической стали, на внешней стороне которых имеются пазы, в которые закладывается обмотка ротора. Обмотка ротора бывает двух видов: короткозамкнутая и фазная. Соответственно этому асинхронные двигатели бывают с короткозамкнутым ротором и фазным ротором (с контактными кольцами).

 

li_08003

Рис. 3  - Устройство ротора

 

Короткозамкнутая обмотка  ротора состоит из стержней 3, которые закладываются в пазы сердечника ротора. С торцов эти стержни замыкаются торцевыми кольцами 4. Такая обмотка напоминает “беличье колесо” и называют её типа “беличьей клетки”. Двигатель с короткозамкнутым ротором не имеет подвижных контактов. За счёт этого такие двигатели обладают высокой надёжностью. Обмотка ротора выполняется из меди, алюминия, латуни и других материалов.

Доливо-Добровольский первым создал двигатель с короткозамкнутым ротором и исследовал его свойства. Он выяснил, что у таких двигателей есть очень серьёзный недостаток – ограниченный пусковой момент. Доливо-Добровольский назвал причину этого недостатка – сильно закороченный ротор. Им же была предложена конструкция двигателя с фазным ротором.

Однафазные асинхронные двигатели.

Асинхронный двигатель является простейшей из электрических машин. Как и любая электрическая машина, он имеет две основные части: статор и ротор.

Статор (рис. 4) состоит из чугунной станины 1, в которой закреплен магнитопровод 2 в виде полого цилиндра. Между станиной и сердечником обычно оставляют зазор, через который проходит охлаждающий воздух. Для уменьшения потерь на вихревые токи магнитопровод набирают из тонких (0,5 мм) листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком.

 

 

Рис. 4 - Конструкция статора асинхронного двигателя:

1 — станина; 2 — сердечник; 3 — обмотка;

4 — лапа; 5 — прокладка

 

В пазы, вырезанные по внутренней окружности статора, укладывают обмотку 3. У двухполюсной машины обмотка статора состоит из трех катушек, сдвинутых на углы 120°, у четырехполюсной — из шести катушек, сдвинутых на 60°, у шестиполюсной — из девяти катушек и т. д. Обмотку в пазах статора закрепляют клиньями.

Ротор также набирают из тонких листов электротехнической стали. В пазах ротора размещают обмотку, которая может быть короткозамкнутой или фазной (рис. 5). Короткозамкнутая обмотка типа

 

 

 

Рис. 5 - Общий вид ротора асинхронного двигателя с коротко- замкнутой (а) и фазной (б) обмотками

 

«беличья клетка» изображена на рис. 6. Она состоит из толстых проводящих стержней (медь, алюминий), соединенных по торцам медными или алюминиевыми кольцами. Короткозамкнутая обмотка не изолируется от ротора. Иногда ее изготовляют заливкой расплавленного алюминия в пазы ротора.

Контактные кольца1, изготовленные из латуни или меди, укрепляют на валу двигателя с помощью изолирующих прокладок. Щеткодержатель с угольными или медно-графитовыми щетками 2 крепят на подшипниковом щите.

 

 

Рис. 6 - Общий вид коротко- замкнутой обмотки типа «бе­личья клетка»

 

 

 

 

Рис. 7 -  Схема соединения фазной обмотки ротора с регулировочными реостатами:

1 —'контактные кольца, 2— щетки; 3 — реостаты

 

Общий вид асинхронного двигателя показан на рис. 8.

 

 

Рис. 8 -  Общий вид асинхронного двигателя с короткозамкнутой (а) и фазной (б) обмотками ротора

 

         Принцип действия асинхронного двигателя основан на использовании вращающегося магнитного поля и основных законов электротехники.

         При включении двигателя в сеть трехфазного тока в статоре  образуется вращающееся магнитное поле, силовые линии которого пересекают стержни или катушки обмотки роторо. При этом, согласно закону электромагнитной индукции, в обмотке ротора индукциреутся ЭДС, пропорциональная частоте пересечения силовых линий. Под действием индуцированной ЭДС в короткозамкнутом роторе возникают значительные токи.

В соответствии с законом Ампера на проводники с током, находящиеся в магнитном поле, действуют механические силы, которые по принципу Ленца стремятся устранить причину, вызывающую индуцированный ток, т. е. пересечение стержней обмотки ротора силовыми линиями вращающегося поля. Таким образом, возникшие механические силы будут раскручивать ротор в направлении вращения поля, уменьшая скорость пересечения стержней обмотки ротора магнитными силовыми линиями.

Достичь частоты вращения поля в реальных условиях ротор не может, так как тогда стержни его обмотки оказались бы неподвижными относительно магнитных силовых линий и индуцированные токи в обмотке ротора исчезли бы. Поэтому ротор вращается с частотой, меньшей частоты вращения поля, т. е. несинхронно с полем, или асинхронно.

Если силы, тормозящие вращение ротора, невелики, то ротор достигает частоты, близкой к частоте вращения поля. При увеличении механической нагрузки на валу двигателя частота вращения ротора уменьшается, токи в обмотке ротора увеличиваются, что приводит к увеличению вращающего момента двигателя. При некоторой частоте вращения ротора устанавливается равновесие между тормозным и вращающим моментами.

Синхронный двигатель

Устройство статора синхронного двигателя аналогично устройству статора асинхронного двигателя. Ротор синхронного двигателя представляет собой электромагнит или постоянный магнит (рис. 9.).

Внутри магнита N1 S1 помещен магнит NS. Если магнит N1 S1 вращать, то он потянет за собой магнит NS. В стационарном режиме частоты вращения обоих магнитов одинаковы.

К валу магнита NS можно приложить механическую нагрузку. Чем больше эта нагрузка, тем больше угол отставания оси магнита NS от оси магнита NiSi. При некоторой нагрузке силы притяжения между магнитами будут преодолены и ротор остановится.

В реальном двигателе поле магнита N1 S1 заменено вращающимся магнитным полем статора; при этом ротор либо вращается синхронно с магнитным полем статора, отставая на угол , либо останавливается (выпадает из  синхронизма) при перегрузке. Таким образом, независимо от нагрузки ротор всегда вращается с постоянной частотой, равной частоте вращения магнитного поля статора:

 

 

Рис. 9 -  Схематическое изображение       принципа синхронного двигателя                                 

 

Постоянство частоты вращения — важное достоинство синхронного двигателя. Строгое постоянство частоты вращения требуется во многих областях техники, например при записи и воспроизведении звука. Недостаток синхронного двигателя — трудность пуска: для пуска нужно раскрутить ротор в сторону вращения поля статора. Для этого чаще всего применяют специальную короткозамкнутую обмотку, вделанную в ротор. В момент пуска двигатель работает как асинхронный. Когда частота вращения ротора приближается к частоте вращения поля статора, ротор входит в синхронизм и двигатель работает как синхронный. Короткозамкнутая обмотка при этом оказывается обесточенной, так как частота вращения ротора равна частоте вращения поля статора и стержни обмотки ротора не пересекаются магнитными силовыми линиями.

В настоящее время существует тенденция замены на подвижных объектах (корабли, самолеты, автомобили) электрических цепей постоянного тока цепями переменного тока повышенной частоты (200, 400 Гц и выше). Возможность использования бесколлекторных машин переменного тока, трансформаторов и магнитных усилителей позволяет повысить надежность работы цепи, а также уменьшить габариты и массу машин и аппаратов.

При оборудовании объекта сетью переменного тока широкое применение находит электропривод на переменном токе. Разработаны схемы с асинхронными и синхронными двигателями, которые позволяют выполнить все операции, осуществляемые ранее двигателями постоянного тока.

Преимущества асинхронных двигателей особенно заметны тогда, когда по условиям работы привода нет необходимости в плавном регулировании частоты вращения в широких пределах и больших пусковых моментах (привод насосов, вентиляторов и др.).

Синхронные двигатели особенно удобны для привода роторов гироскопов. В тех случаях, когда гироскоп используют для особо точных измерений (например, в баллистических ракетах), приводом ротора гироскопа служит синхронный двигатель. При этом частота вращения ротора зависит только от конструкции двигателя и частоты питающего тока, которую можно стабилизировать с очень высокой степенью точности.

Синхронный генератор

Ротор синхронных машин вращается синхронно с вращающимся магнитным полем (отсюда их название). Поскольку частоты вращения ротора и магнитного поля одинаковы, в обмотке ротора не индуцируются токи. Поэтому обмотка ротора получает питание  от источника постоянного тока.

Устройство статора синхронной машины (рис. 10) практически не отличается от устройства статора асинхронной машины.

 

Рис 10 -  Общий вид статора синхронного генератора.

 

Рис. 11 -  Общий вид неявнополюсного ротора синхронного генератора.

 

Роторы синхронных генераторов могут быть явнополюсными (рис. 10) и неявнополюсными (рис. 11). В первом случае синхронные генераторы приводятся в действие тихоходными турбинами гидроэлектростанций, во втором — паровыми или газовыми турбинами теплоэлектростанций.

Используют различные способы возбуждения синхронных генераторов. Широкое распространение получил синхронный генератор с машинным возбудителем, представляющим собой генератор постоянного тока, расположенный на одном валу с синхронным генератором. Машинный возбудитель приводится в действие от того же первичного двигателя, что и синхронный генератор. Выходные зажимы возбудителя через щетки и кольца подсоединены к обмотке ротора синхронного генератора. Напряжение синхронного генератора можно регулировать реостатом в цепи обмотки возбуждения возбудителя, что удобно и энергетически выгодно, так как в этой обмотке протекают сравнительно небольшие токи.

Находят также применение генераторы с самовозбуждением через полупроводниковые или механические выпрямители.

Из характеристик синхронного генератора наибольший практический интерес представляют внешние характеристики, выражающие зависимость напряжения на зажимах генератора от тока нагрузки при неизменных значениях тока возбуждения, частоты и коэффициента мощности.

 

1.2.          Монтаж электродвигателей

 

На монтажную площадку электродвигатели поставляются комплектными, имеющими исполнение, соответствующее условиям окружающей среды и способу крепления (монтажному исполнению). Их электрические характеристики должны соответствовать параметрам электрической сети (напряжению, роду и частоте тока), а механические характеристики — характеристикам рабочей машины или механизма. По экономическим соображениям частоту вращения электродвигателей часто принимают выше частоты вращения машины или механизма.

Монтаж электродвигателей выполняют в две стадии.

В период подготовительных работ определяют или уточняют место установки электродвигателя и аппаратуры управления (щита, ящика, пульта), подготавливают для них опорные основания, устанавливают закладные детали для крепления к опорному основанию, прокладывают стальные трубы (если силовая электропроводка в трубах), устанавливают (при установке на стене—кронштейн) и закрепляют на фундаменте салазки, следят за правильным выполнением фундамента строителями.

Электрооборудование, полученное для монтажа, очищают от пыли и консервирующих смазочных материалов, проверяют комплектность в соответствии с упаковочным листом, внешним осмотром устанавливают целостность всех наружных частей (корпуса, защитной крышки, колодки зажимов и др.), наличие всех крепежных болтов и их затяжку, состояние контактных колец, щеткодержателей, щеток и пускового реостата (для электродвигателя с фазным ротором). Затем проверяют подшипники качения по осевому и радиальному зазорам. У подшипников качения эти зазоры не должны наблюдаться визуально. Целостность и сопротивление изоляции обмоток статора и ротора проверяют мегаомметром 500 или 1000 В. Предельно допустимым сопротивлением изоляции обмоток по отношению к корпусу принято считать 1000 Ом на каждый вольт рабочего напряжения питающей сети. Для электродвигателей, включаемых в сеть напряжением 380 В, наименьшим допустимым сопротивлением изоляции его обмоток является 0,5 МОм. При меньшем сопротивлении изоляции обмоток и отсутствии видимых повреждений электродвигатель нужно просушить для удаления влаги из обмоток.

Если электродвигатель исправен (без дефектов), его вал очищают от остатков смазочных материалов, краски или ржавчины тканью, смоченной керосином. Пятна ржавчины удаляют шлифовкой с помощью наждачной бумаги № 00 или № 000, пропитанной минеральным маслом. Поверхность вала после полной очистки протирают тканью насухо и покрывают тонким слоем минерального масла. Снимают защитную крышку вентилятора, укладывают шпонку в шпоночную канавку и с помощью специального приспособления с нажимным винтом надевают шкив или полумуфту на вал электродвигателя, а второй шкив или полумуфту — на вал рабочей машины или механизма (рисунок 12).

http://diplomka.net/_pu/2/s22519727.jpg

Рис. 12 – Насадка шкива на вал электродвигателя

 

Шкивы или полумуфты снимают с валов электродвигателей с помощью специальных скоб или универсальных съемников (рисунок 13). Последними можно снимать с валов шкивы, полумуфты, шестерни и подшипники качения. Они позволяют захватывать деталь как с наружной, так и с внутренней стороны и развивать тяговое усилие до 20 кН. Использование приспособлений для снятия и насаживания шкивов, полумуфт позволяет все горизонтальные усилия, возникающие при этом в осевом направлении, передать на вал, а не на подшипники.

http://diplomka.net/_pu/2/s30635303.jpg

Рис. 13 – Снятие шкива с вала электродвигателя:
а — съемником с двумя тягами; б — универсальный съемник с регулируемым раскрытием тяг; в — то же, но с самоустанавливающимися тягами.

 

В зависимости от взаимного расположения приводного органа машины и электродвигателя последний бывает различного монтажного исполнения: на лапах с горизонтальным или вертикальным валом; на лапах с фланцем с горизонтальным или вертикальным валом; с фланцем с горизонтальным или вертикальным валом и т. д.
          Электрические машины прибывают на место монтажа в собранном или разобранном виде. Машины, прибывающие в собранном виде, как правило, перед установкой не разбирают. Если при внешнем осмотре выявлены повреждения и загрязнения машины в результате транспортировки и хранения, заказчик и монтажная организация составляют акт, определяющий необходимость и степень разборки машины. Такие работы монтажная организация выполняет по отдельному наряд-заказу в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

Перед монтажом электрической машины проверяют состояние изоляции ее обмоток и, если оно неудовлетворительно, производят сушку обмоток. Проверку изоляции обмоток выполняют мегомметром.

Сопротивление изоляции обмоток электрических машин на номинальное напряжение до 1000 В включительно проверяют мегомметром на 500 В, выше 1000 В — мегомметром на 1000 В.

Сопротивление изоляции обмоток электрических машин относительно их корпуса RB0 (измеренное через 60 с после начала отсчета на шкале мегомметра) и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре машины должно соответствовать вычисленному по формуле, но не менее 0,5 МОм:

http://diplomka.net/_pu/2/04409670.jpg

где Uн — номинальное напряжение обмотки машины, В; Р — номинальная мощность машины, кВт (для машин постоянного тока, кВ•А). За рабочую температуру принимают 75° С. Если сопротивление изоляции обмотки было измерено при другой температуре, но не ниже 10° С, оно может быть пересчитано на температуру 75° С (таблица 1).

Кроме того, можно пользоваться соотношением: при увеличении температуры на каждые 20° С сопротивление изоляции уменьшается примерно в 2 раза.
Если сопротивление изоляции обмоток электрических машин напряжением до 1000 В ниже величин, приведенных в таблице 1, необходимо произвести сушку обмоток. Существуют различные способы сушки электрических машин: индукционным нагревом, внешним нагревом, электрическим током от постороннего источника и др. Наиболее распространена сушка электрических машин индукционным нагревом (рисунок 3). При использовании этого способа можно одновременно сушить несколько машин, соединяя последовательно их намагничивающие обмотки.

Таблица 1 – Сопротивление изоляции обмоток электрических машин в зависимости от температуры

http://diplomka.net/_pu/2/s96221275.jpg

 

Обмотку из изолированных проводов наматывают на наружной поверхности корпуса машины и присоединяют к источнику переменного тока. Для сушки индукционным нагревом могут быть применены сварочные трансформаторы с регулировкой тока дросселем.

Если намагничивающую обмотку невозможно намотать по всей наружной поверхности станины, приподнимают машину над плитой, либо смещают обмотку на подшипниковые щиты, как показано на рисунке 3.

При сушке индукционным способом ведут непрерывное наблюдение за температурой обмотки (последняя не должна превышать 70° С) и через каждый час измеряют ее сопротивление изоляции. В начале нагрева сопротивление изоляции обычно падает, а затем начинает возрастать.

Сушку заканчивают, когда прекращается нарастание сопротивления изоляции. Если в процессе сушки сопротивление изоляции достигло требуемой нормами величины, но продолжает повышаться, сушку не останавливают. Ее продолжают до тех пop, пока сопротивление изоляции не будет примерно одинаковым в течение 2—3 ч. Другой распространенный способ сушки электрических машин — внешний нагрев (рисунок 4). Машину помещают в кожух, у которого внизу оставляют отверстие для входа нагретого воздуха, а вверху (в противоположном углу) отверстие для выхода теплого воздуха. Кожух должен быть огнестойким (из металла или листового асбоцемента). Если его выполняют из деревянных щитов, последние обшивают кровельной сталью по войлоку. Воздух нагревают с помощью тепловоздуходувки, ламп накаливания, нагревательных сопротивлений или батарей пароводяного отопления, которое устанавливают вблизи нижнего входного отверстия. Температуру нагретого воздуха у входа необходимо контролировать: она не должна быть выше 90° С. Каждый час измеряют также сопротивление изоляции обмоток.

Электрические машины сушат также электрическим током (переменным или постоянным) от постороннего источника. Для сушки асинхронных двигателей трехфазным током применяют напряжение на более 10—15% номинального. При этом ротор должен быть заторможен. В двигателях с фазным ротором обмотку закорачивают на кольцах.

При сушке асинхронных двигателей однофазным переменным или постоянным током ротор также должен находиться в неподвижном состоянии. Схемы включения обмоток двигателя в этом случае выбирают в зависимости от числа выводов обмотки статора (рисунок 16, а, б).

При сушке асинхронных двигателей током от постороннего источника недостаточна вентиляция, так как ротор двигателя находится в неподвижном состоянии. Поэтому ток сушки на каждой фазе не должен превышать 50—70% номинального.

http://diplomka.net/_pu/2/s90420764.jpg

Рис. 14 – Схема сушки электрических машин индукционным нагревом

 

При этом необходимо вести непрерывный контроль за нагревом обмотки с помощью термометра (температура должна быть не выше 70° С). Если сушку производят по схемам, показанным на рисунок 5, в, г, рекомендуется каждые 2 ч переключать фазы обмотки электродвигателя так, чтобы нагрев всех трех фаз шел равномерно.

 

http://diplomka.net/_pu/2/s22782517.jpg

Рис. 15 – Сушка внешним нагревом

 

Перед установкой электрических машин необходимо проверить по чертежам соответствие проекту фундаментов, кабельных каналов и монтажных проемов для транспортировки оборудования или его отдельных узлов.

Особое внимание должно быть обращено на уточнение массы перемещаемых электрических машин или их узлов (для машин, поступающих в разобранном виде) и на соответствие грузоподъемности кранов, кран-балок или других механизмов и приспособлений для подъема и перемещения машин.

 

 

 

http://diplomka.net/_pu/2/s77739159.jpg

Рис. 16 – Схемы для сушки асинхронного двигателя однофазным переменным и постоянным током:
а, б — при шести выводах обмотки, в, г — при трех выводах обмотки

 

При этом необходимо учитывать, что превышение паспортной грузоподъемности такелажных приспособлений и оборудования не допускается.

Монтаж электродвигателя на фундаменте

Выбор места установки электродвигателя является одним из основных вопросов при монтаже электропривода. Приводные электродвигатели могут являться частью рабочей машины, устанавливаться непосредственно на ней или отдельно от нее. К опорному основанию они крепятся с помощью лап станины или фланцев. Если электродвигатель входит в конструкцию машины, то его установка, соединение с приводным органом, выверка соединения, подключение выводов обмоток и аппаратуры управления производятся непосредственно на заводах-изготовителях рабочей машины или агрегата, которые поставляются обычно без разборки. Крупногабаритные рабочие машины и механизмы могут поставляться на места установки узлами, где производится их сборка. При этом монтаж электродвигателя не представляет сложности: определено и подготовлено место его установки, изготовлены крепежные детали, детали соединения с приводным органом и прочее.
         В ряде случаев приводной электродвигатель устанавливается отдельно от рабочей машины или механизма на литые чугунные плиты, салазки, сварные рамы, фундаменты и т. п. Внутри зданий они могут устанавливаться на строительных деталях (полах, стенах, потолках). Во всех случаях необходимо, чтобы к электродвигателю имелся свободный доступ для его обслуживания и замены. При этом должны обеспечиваться безопасные условия монтажа и эксплуатации.
         Если рабочая машина и электродвигатель расположены рядом (например, компрессорная или вентиляторная установка), то для них устраивают общий фундамент. При этом расстояние в свету между корпусами электродвигателей или от них до стен здания должно быть не менее 0,3 м при условии, что с другой стороны их имеется проход шириною не менее 1 м. Допускаются местные сужения проходов между выступающими частями электродвигателей и строительными конструкциями до 0,6 м.
         Фундаменты под электродвигатели выполняют из бетона, камня или пережженного кирпича на цементном растворе. Их размеры зависят от массы двигателя, состояния грунта, степени промерзания (для наружных установок). Для электрических двигателей, применяемых в сельском хозяйстве, масса фундамента может быть ориентировочно принята равной десятикратной массе двигателя. Если же электропривод работает в условиях частых торможений или толчков, массу фундамента увеличивают до 15-кратной массы двигателя.
           Бетонные фундаменты под электродвигатели устраивают в земле. Для этого роют котлован прямоугольной формы, глубина которого должна быть такой, чтобы фундамент лежал не на насыпном грунте, а на материке (глубину фундаментов обычно принимают 0,5...1,5 м). Размеры его в плане принимают в соответствии с размерами фундаментной плиты или салазок с припуском 50...250 мм на сторону. По периферии котлована делают опалубку из досок с тем, чтобы после заливки фундамент возвышался над поверхностью пола не менее 150 мм.
        Котлован заполняется бетоном, который приготавливают из одной части цемента, трех частей чистого песка и четырех-пяти частей промытого гравия. Все это тщательно перемешивают сначала в сухом состоянии, а потом с добавкой воды. При заливке в котлован бетон уплотняют вибратором, а при его отсутствии — деревянной трамбовкой. Поверхность фундамента выравнивают в строго горизонтальной плоскости и вставляют деревянные конические пробки для отверстий под анкерные болты. Через сутки после заливки пробки извлекают. Двигатель устанавливают на фундамент через 10... 15 дней после заливки.
        Электродвигатели поднимают и устанавливают на фундаменты с помощью кранов, талей, лебедок, блоков и других механизмов. Легкие электродвигатели (до 80 кг) можно поднимать и устанавливать на невысокие фундаменты двумя рабочими с помощью лома, продетого сквозь отверстие подъемного кольца на корпусе электродвигателя.
Если электродвигатель приводит в движение рабочий орган через гибкую связь, то под него на фундамент устанавливают салазки, которые позволяют производить замену клиновых ремней и натяжение гибкой связи, необходимое для нормальной работы передачи в случае ее вытяжки. При отсутствии литых чугунных салазок их изготавливают в мастерских из швеллера. При установке электродвигателя проверяют с помощью уровня его горизонтальное положение в продольной и поперечной плоскостях (рисунок 6). Выравнивание достигается подкладыванием под салазки стальных клиньев различной толщины. Затем двигатель закрепляют, а анкерные болты заливают раствором, состоящим из одной части цемента и одной части промытого песка, и приступают к выверке валов электродвигателя и рабочей машины.
http://diplomka.net/_pu/0/s82029.jpg
Рис. 17 – Установка электродвигателя на салазках


         Для установки на опорные основания электродвигатели поднимают с помощью грузоподъемных машин и механизмов.
Перед сдачей в эксплуатацию на электродвигателях и приводимых механизмах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения. Выводы обмоток и кабельные воронки защищаются крышками и ограждениями.

 

1.3.          Техническое обслуживание электродвигателей


         Осмотры электродвигателей, находящихся в эксплуатации, систем их управления и защиты проводят по графику, утвержденному главным энергетиком предприятия. Осмотр и проверку целостности заземления проводят ежедневно (при наличии дежурного) .         

        При осмотре электродвигателей напряжением до 10 кВ (синхронных и асинхронных) контролируют температуру подшипников, обмоток, корпусов, нагрузку, вибрацию. Проверяют чистоту машины, помещения, охлаждающей среды, работу подшипников и щеточного аппарата, исправность ограждений.
Измерение температуры подшипников производят методом термометра. У подшипников качения измеряют температуру на внешнем кольце в момент останова машины, у подшипников скольжения — температуру вкладыша или масла, у подшипников скольжения с принудительной смазкой — температуру вкладыша или выходящего масла.
Если электрическая машина имеет со стороны привода общий с присоединенным механизмом подшипник, конструктивно принадлежащий этому механизму, то измерение температуры этого подшипника не входит в объем испытания электрической машины.
Предельная допустимая температура подшипников не должна превышать следующих значений: для подшипников скольжения 80 °С (температура масла при этом не должна быть более 65 °С), для подшипников качения 100 °С. Более высокая температура допускается, если применены специальные подшипники качения или специальные сорта масел при соответствующих вкладышах для подшипников скольжения.
         При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы:
- проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя;
- чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединение проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции И выводных концов, смену электрощеток;
- смену и долив масла в подшипники.
При необходимости производят:
- полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
- промывку узлов и деталей электродвигателя;
- замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покровным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в случае необходимости), смену фланцевых прокладок;
- замену изношенных подшипников качения;
- промывку подшипников скольжения, их перезаливку, заварку и проточку крышек электродвигателя, частичную пропайку петушков; проточку и шлифование колец; ремонт щеточного механизма и коллектора; проточку коллектора и его продороживание; Сборку и проверку работы электродвигателя на холостом ходу и под нагрузкой.


1.4. Профилактические испытания электродвигателей.

 

         В процессе обслуживания периодически проверяют сопротивление изоляции подшипников и двигателя. Для обмоток статора сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм, для обмоток ротора—1,5 МОм, для подшипников — 0,5 МОм. Если уровни изоляции не соответствуют указанным, обмотки сушат, а у подшипников проверяют и при необходимости заменяют изоляцию. Снижение электрической прочности объясняется способностью хлопчатобумажных и волокнистых материалов изоляции увлажняться.
         О степени увлажнения изоляции машин судят по значениям сопротивления изоляции относительно корпуса и между обмотками и по коэффициенту абсорбции. Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже 1,3 при использовании для измерения мегаомметра на 2500 В.
Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3) В. Если сопротивление изоляции обмоток ниже нормы, то обмотки очищают от пыли и грязи, протирают бензином, холодным четыреххлористым углеродом и после просушки покрывают изоляцию слоем лака. Электродвигатель сушат обычно в неподвижном состоянии одним из следующих способов: горячим воздухом от воздуходувки, токами короткого замыкания или индукционными токами в стали статора.
Сушку изоляции проводят при температуре, близкой к максимально допустимой — 80—85 °С.
         При сушке двигателя периодически измеряют сопротивление изоляции обмоток и определяют коэффициент абсорбции для каждой обмотки. Полученные данные заносят в журнал сушки электродвигателя. Перед измерением сопротивления изоляции обмотку разряжают на землю не менее 2 мин, если незадолго до этого производилось измерение изоляции или испытание повышенным напряжением. Ввиду отсутствия нормальной вентиляции при сушке током осуществляют повышенный контроль за нагревом двигателя, если при достижении наивысшей допустимой температуры нельзя уменьшить напряжение на зажимах статора, нужно периодически отключать напряжение, требуемая температура сушки будет обеспечиваться перерывами в подаче тока в статор.
Сушку двигателя заканчивают, если коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции остаются неизменными в течение 3 — 5 ч при постоянной температуре. Обычно сушка двигателя, например АЗ-4500-1500, продолжается от 2 до 4 суток в зависимости от состояния изоляции.
При температуре 85 °С в начальный период сушки сопротивление изоляции обмоток электродвигателя постепенно понижается, а затем через 20—30 ч сопротивление изоляции начинает возрастать, температурная кривая повышается и к концу сушки сопротивление изоляции стабилизируется на значениях 250 — 300 МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится.
        Сопротивления изоляции обмоток электрических машин после сушки должны быть не ниже:
- статоров машин переменного тока с рабочим напряжением выше 1000 В — 1 МОм на 1 кВ рабочего напряжения; до 1000 В —0,5 МОм на 1 кВ;
- якоря машин постоянного тока напряжением до 750 В — 1 МОм на 1 кВ.
- роторов асинхронных и синхронных электродвигателей, включая цепь возбуждения, — 1 МОм на 1 кВ, но не менее 0,2— 0,5 МОм;
- электродвигателей напряжением 3000 В и более: статоров — 1 МОм на 1 кВ, роторов — 0,2 МОм на 1 кВ


1.5.  Температурный контроль обмоток


         Температура обмотки статора не должна превышать на 75 °С, а обмотки ротора на 85 °С температуру охлаждающего воздуха. При профилактических осмотрах (не реже одного раза в 3 месяца) снимают щиты и производят тщательную очистку двигателя, прочищают лобовые части статорной и роторной обмоток, продувают чистым сжатым воздухом, выверяют воздушный зазор с обеих сторон. Во время работы наблюдают за состоянием смазки подшипников. Смазочные кольца не должны иметь как медленного, так и быстрого хода; масло из подшипников не должно попадать на обмотки.       Для охлаждения двигателя используют воздух с температурой не выше 35 °С при относительной влажности не выше 75%, не содержащий пыли и взрывоопасных примесей. Если окружающая температура низка, то при длительных остановках двигателя нужно его прогревать током или другим способом, так чтобы температура обмоток была не ниже + 5 °С.
В случаях, когда температура окружающего воздуха превышает 35 °С, нужно снизить нагрузку двигателя так, чтобы нагрев его отдельных частей не превышал допустимых заводских значений. При нагреве обмотки или железа двигателя выше норм следует остановить двигатель и проверить вентиляционную систему. Особое внимание обращают на чистоту вентиляционных каналов статора и ротора, исправность вентиляционных крыльев.
         Перегрев двигателя сверх допустимых температур в течение длительного времени резко сокращает срок службы изоляции обмоток и может привести к ее повреждению и аварии. Двигатель может нагреваться и от перегрузки током при неисправности амперметра. Поэтому, если во время осмотра обнаружено такое нарушение в работе, следует проверить контрольным амперметром ток двигателя и в случае его превышения по сравнению с номинальным снизить нагрузку. Меры по снижению температуры электродвигателя принимают в зависимости от причин, вызывающих перегрев.
Тепловой контроль за нагревом отдельных элементов электродвигателя осуществляют с помощью термометров сопротивления, включенных на логометр, и частично ртутными термометрами (рисунок 2).
Если цикл охлаждения замкнут, то температура 40 °С входящего в электродвигатель воздуха и 35 °С в возбудитель считаются нормальными.
Если температуры входящего воздуха отличаются от указанных, мощности, при которых следует использовать двигатель, не должны превосходить значений, указанных ниже:
Температура входящего воздуха, °С 55 50 45 40 30
Максимальная мощность, % номинальной 67,5 82,5 92,5 100 106
http://diplomka.net/_pu/1/s57202473.jpg

Рис. 18 – Схема теплового контроля электродвигателя СТМ-4000-2:
А — электродвигатель, Б — возбудитель, В — воздухоочиститель, 1, 3, 14, 17 — места измерения температуры холодного воздуха, 2, 15, 16—горячего воздуха, 4, 11 — подшипники двигателя, 5, 7,9 — температура «меди», 6, 8, 10 — температура «стали», 12, 13 — подшипники возбудителя, 18 — холодная вода, 19 — горячая вода

 

1.6. Охрана труда при монтаже электромашин переменного тока

 

Требования ПУЭ при монтаже двигателей

1. Электродвигатели и их коммутационные аппараты должны быть выбраны и установлены таким образом и в необходимых случаях обеспечены такой системой охлаждения, чтобы температура их при работе не превышала допустимой.

2. Электродвигатели и аппараты должны быть установлены таким образом, чтобы они были доступны для осмотра и замены, а также по возможности для ремонта на месте установки. Если электроустановка содержит электродвигатели или аппараты массой 100 кг и более, то должны быть предусмотрены приспособления для их такелажа.

3. Вращающиеся части электродвигателей и части, соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты, шкивы), должны иметь ограждения от случайных прикосновений.

4. Исполнение электродвигателей должно соответствовать условиям окружающей среды.

При погрузке и разгрузке электродвигателей необходимо пользоваться исправными, надежными к проверенными механизмами и стропами. На каждом инвентарном стропе должна иметься бирка с указанием срока проверки его и допустимой нагрузки. Механизмы, применяемые при монтаже электродвигателей (краны, лебедки, тали, блоки).

Крепление троса на электродвигателе производится к рымам (подъемным кольцам), в которые пропускается стальной стержень или специальные крюки-восьмерки. Перед строповкой необходимо проверить, надежно ли ввернуты рымы в корпусе электродвигателя.

Находиться под поднятым грузом и оставлять без надзора поднятый груз запрещается. К работе по управлению механизмами, а также к строповке грузов допускаются обученные рабочие, имеющие разрешение на выполнение этих работ. Электромонтерам, не имеющим указанных разрешений, работать на строповке грузов и на подъемных механизмах запрещается.

Разгрузка и перемещение электродвигателей вручную двумя рабочими разрешаются при весе не более 80 кг. При погрузке и разгрузке электродвигателей вручную с автомашин и пр. должны применяться надежные настилы. При перемещении электродвигателей по горизонтальной плоскости должны применяться специальные тележки; в случае перемещения вручную под электродвигатель подкладывают широкую доску, деревянный щит или раму и передвигают его по каткам из отрезков стальных труб.

Установка электродвигателей на основания производится, как правило, с помощью кранов. При отсутствии кранов электродвигатели могут быть установлены да основания при помощи ручных лебедок, а также талей, блоков и других устройств, расположенных над местом установки электродвигателя, с предварительной проверкой возможности нагрузки этих перекрытий весом поднимаемого электродвигателя.

Центровка электродвигателей с технологической машиной должна производиться при отключенном автоматическом выключателе, рубильнике и вынутых плавких вставках предохранителей на питающей линии с вывешиванием плаката, запрещающего включение рубильника; концы питающих электродвигатель проводов или кабелей необходимо надеж- но закоротить и заземлить. Проворачивание ротора электродвигателя и технологической машины должно быть согласовано с рабочими, работающими на технологической машине.

Проверка воздушных зазоров, замена смазки в подшипниках, подгонка и регулировка щеток у электродвигателя с фазным ротором и проверка сопротивления изоляции обмоток должны производиться также при отключенном рубильнике, вынутых плавких вставках предохранителей на питающей линии с вывешиванием запрещающего плаката на рубильнике.

Разборка и сборка электродвигателей вручную двумя рабочими разрешается при весе роторов и боковых крышек не более 80 кг с принятием мер предосторожности. Детали разобранных электродвигателей (роторы, крышки) должны быть уложены на надежные деревянные подкладки, исключающие их падение.

Снятие соединительных полумуфт, шкивов, шестерен и подшипников ударами молотков и кувалд запрещается; для этой цели должны применяться специальные съемники.

При промывке подшипников керосином и бензином, а также при покрытии обмоток лаком курение и разведение огня вблизи места работы недопустимы.

Во время сушки электродвигателя током корпус его необходимо заземлить, а подводку питания выполнить в соответствии с правилами и требованиями техники безопасности. При замерах сопротивления и температуры обмоток электродвигатель должен быть отключен от источника питания.

Включение электродвигателя в сеть

Прежде чем включить электропривод, его осматривают. Убира­ют посторонние предметы, проверяют заземление, прокручивают двигатель и рабочую машину вручную. Когда позволяют условия, рабочую машину отъединяют от двигателя. Проверяют надежность, крепления всех агрегатов. Первый пуск осуществляют на короткое время на холостом ходу. При пуске обращают внимание на направ­ление вращения вала. Если направление совпадает с заданным, то двигатель включают на большее время. Проверяют отсутствие стуков и вибраций, нагрев подшипников. После остановки проверяют нагрев обмоток, клеммных соединений. Если направление враще­ния не совпадает с заданным, меняют местами две фазы. Смену фаз удобнее выполнять у пускового аппарата. После устранения замеченных недостатков включают двигатель с рабочей машиной, наблюдают совместную работу, плавность работы передачи, отсут­ствие нагрева подшипников рабочей машины и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Практическая часть

 

2.1. Инструкционно-технологическая карта «Сборка схемы нереверсивного пуска трехфазного асинхронного  электродвигателя»

 

         Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

         Учебная практика  по ПМ.01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого оборудования промышленных организаций.

          Приобретаемый опыт сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования;

         Осваиваемые умения для формирования ПК и ОК:

-выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий

- читать электрические схемы различной сложности;

- применять безопасные приемы ремонта.  

         Задание:  Выполнить монтаж схемы нереверсивного пуска трехфазного асинхронного электродвигателя.

         Материально-техническое оснащение рабочего места:

         Электромонтажный стенд.  

         Принципиальная схема:

http://energiyavdome.ru/wp-content/uploads/2015/01/Mag.puskatel..png

 

         Материалы и оборудование: трехфазный  асинхронный электродвигатель, магнитный пускатель, тепловое реле, кнопочная  станция, монтажные провода, оборудование электромонтажной мастерской.

         Инструменты: указатель напряжения, плоскогубцы с изолированными рукоятками, монтажный нож, отвертки простые, отвертки фигурные.

         Требования к монтажу:

1.Рациональное расположение комплектующих изделий.

2.Правильное оконцевание проводов и их крепление.

3.Эстетическое расположение соединительных проводов.

         Техника безопасности при работе:

1.При выполнении задания пользоваться только исправным инструментом.

2.Сборку схем производить при  обесточенном тренажёре.

3.После каждой сборки, схему предъявлять для проверки мастеру п/о для получения разрешения на включение в сеть.

         Технологическая  последовательность выполнения работы:

1. Изучить электрическую принципиальную схему монтажа нереверсивного пуска трехфазного асинхронного электродвигателя.

2.Изучить размещение элементов схемы на макете и на принципиальной схеме.

3. Проверить предохранитель на целостность плавкой вставки с помощью мультиметра.

4.Проверить работоспособность кнопочной станции. Для чего подключить мультиметр  на позицию измерения сопротивления (прозвонка) и измерить сопротивление нормально замкнутых и разомкнутых контактов в спокойном и нажатом состоянии кнопок.

5. Проверить  исправность магнитного пускателя.

6. Подобрать провода по длине и  сечению, зачистить  на необходимую длину и оконцевать  в соответствии  с требованиями ПУЭ.

7. Собрать  силовую часть электрической принципиальной схемы.

8. Собрать схему управления магнитным пускателем.

9. Доложить  мастеру об окончании  работы по сборке схемы.

10. Под наблюдением мастера произвести пуск  электродвигателя.

11. Соблюдать технику безопасности  на всех этапах выполнения задания       

Критерии  оценки

«5» - Схема собрана правильно. Все требования к монтажу и сборке схемы выполнены.

«4» -  Схема собрана правильно. Допущена одна  ошибка в одном из требований.

«3» - Схема собрана правильно. Допущено 2 ошибки в требованиях.

«2» - Схема не работает. Не соблюдены правила  ТБ.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Заключение

 

 

На основании материала, рассмотренного в данной письменной экзаменационной работе  можно сделать вывод, что почти вся электрическая энергия (на долю химических источников приходится незначительная часть) вырабатывается электрическими машинами. Но электрические машины могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.

Электрический двигатель – основной вид двигателя в промышленности электроприводной, на транспорте, в быту и т.д.

Наиболее распространенные асинхронные двигатели электрические, они просты в производстве и надежны в эксплуатации (особенно короткозамкнутые). Их главные недостатки: значительное потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих мощных электроприводах применяют синхронные двигатели электрические. В тех случаях, когда необходимо регулировать частоту   вращения,   пользуются  двигателями  электрическими  постоянного

тока и значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее надежные коллекторные двигатели электрические переменного тока. Мощность двигателя электрического от десятых долей Вт до десятков Мвт.

Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний.

 

 

Глава 4. Список использованных источников и литературы

 

 

Нормативно-правовые источники:

1.     Правила устройства электроустановок [Текст]: Все действующие разделы шестого и седьмого изданий с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2018. – М. : Кнорус, 2018. – 488 с.

2.     Правила эксплуатации электроустановок потребителей. – М.: Энергоиздат, 2012. . – 408 с.

3.     Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ – 016 – 2001 РД 153 – 34.0 – 03.150 – 00. Москва, 2017– 358 с.

Учебники:

1.     Коломиец А.П., Ерошенко Г.П. Устройство, ремонт и обслуживание    электрооборудования в сельскохозяйственном производстве: Учебник для нач. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2016

2.     Дайнеко В.А., Ковалинский А.И. Электрооборудование сельскохозяйственных предприятий: учебное пособие. -Минск : Новое знание, 2018

Периодические издания:

1.     Научно популярный журнал «Техника молодежи»

2.     Научно популярный журнал «Юный техник»

Интернет-ресурсы:

1.     Электролаборатория: технологические карты: http://www.yanviktor.ru/raznoe/texno_kart.htm

2. Техническая литература:    http://www.tehlit.ru/1lib_norma_doc/52/52861/

 

                              5. Приложение

 

Приложение 1 – Сопротивление изоляции обмоток электрических машин в зависимости от температуры

http://diplomka.net/_pu/2/s96221275.jpg

 

Приложение 2 – Схемы для сушки асинхронного двигателя однофазным переменным и постоянным током

 

http://diplomka.net/_pu/2/s77739159.jpg

:


 

Скачано с www.znanio.ru

Письменная экзаменационная работа по теме «Организация монтажа электромашин переменного тока»

Письменная экзаменационная работа по теме «Организация монтажа электромашин переменного тока»

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Электроэнергетика - ведущая отрасль индустрии, в значительной степени определяет современный научно-технический прогресс

Введение Электроэнергетика - ведущая отрасль индустрии, в значительной степени определяет современный научно-технический прогресс

Так осуществляется преобразование электрической энергии в механическую

Так осуществляется преобразование электрической энергии в механическую

Раздел 1. Теоретическая часть 1

Раздел 1. Теоретическая часть 1

Машины мощностью больше 0.5 кВт обычно выполняются трёхфазными, а при меньшей мощности – однофазными

Машины мощностью больше 0.5 кВт обычно выполняются трёхфазными, а при меньшей мощности – однофазными

Обмотка статора состоит из трёх отдельных частей, называемых фазами

Обмотка статора состоит из трёх отдельных частей, называемых фазами

Сердечник ротора набирается из листов электротехнической стали, на внешней стороне которых имеются пазы, в которые закладывается обмотка ротора

Сердечник ротора набирается из листов электротехнической стали, на внешней стороне которых имеются пазы, в которые закладывается обмотка ротора

Статор (рис. 4) состоит из чугунной станины 1, в которой закреплен магнитопровод 2 в виде полого цилиндра

Статор (рис. 4) состоит из чугунной станины 1, в которой закреплен магнитопровод 2 в виде полого цилиндра

Рис. 5 - Общий вид ротора асинхронного двигателя с коротко- замкнутой (а) и фазной (б) обмотками «беличья клетка» изображена на рис

Рис. 5 - Общий вид ротора асинхронного двигателя с коротко- замкнутой (а) и фазной (б) обмотками «беличья клетка» изображена на рис

Рис. 7 - Схема соединения фазной обмотки ротора с регулировочными реостатами: 1 —'контактные кольца, 2— щетки; 3 — реостаты

Рис. 7 - Схема соединения фазной обмотки ротора с регулировочными реостатами: 1 —'контактные кольца, 2— щетки; 3 — реостаты

В соответствии с законом Ампера на проводники с током, находящиеся в магнитном поле, действуют механические силы, которые по принципу

В соответствии с законом Ампера на проводники с током, находящиеся в магнитном поле, действуют механические силы, которые по принципу

В реальном двигателе поле магнита

В реальном двигателе поле магнита

Гц и выше). Возможность использования бесколлекторных машин переменного тока, трансформаторов и магнитных усилителей позволяет повысить надежность работы цепи, а также уменьшить габариты и массу машин…

Гц и выше). Возможность использования бесколлекторных машин переменного тока, трансформаторов и магнитных усилителей позволяет повысить надежность работы цепи, а также уменьшить габариты и массу машин…

Рис 10 - Общий вид статора синхронного генератора

Рис 10 - Общий вид статора синхронного генератора

Из характеристик синхронного генератора наибольший практический интерес представляют внешние характеристики, выражающие зависимость напряжения на зажимах генератора от тока нагрузки при неизменных значениях тока возбуждения, частоты…

Из характеристик синхронного генератора наибольший практический интерес представляют внешние характеристики, выражающие зависимость напряжения на зажимах генератора от тока нагрузки при неизменных значениях тока возбуждения, частоты…

Затем проверяют подшипники качения по осевому и радиальному зазорам

Затем проверяют подшипники качения по осевому и радиальному зазорам

Шкивы или полумуфты снимают с валов электродвигателей с помощью специальных скоб или универсальных съемников (рисунок 13)

Шкивы или полумуфты снимают с валов электродвигателей с помощью специальных скоб или универсальных съемников (рисунок 13)

В зависимости от взаимного расположения приводного органа машины и электродвигателя последний бывает различного монтажного исполнения: на лапах с горизонтальным или вертикальным валом; на лапах с…

В зависимости от взаимного расположения приводного органа машины и электродвигателя последний бывает различного монтажного исполнения: на лапах с горизонтальным или вертикальным валом; на лапах с…

С, оно может быть пересчитано на температуру 75°

С, оно может быть пересчитано на температуру 75°

При сушке индукционным способом ведут непрерывное наблюдение за температурой обмотки (последняя не должна превышать 70°

При сушке индукционным способом ведут непрерывное наблюдение за температурой обмотки (последняя не должна превышать 70°

При сушке асинхронных двигателей током от постороннего источника недостаточна вентиляция, так как ротор двигателя находится в неподвижном состоянии

При сушке асинхронных двигателей током от постороннего источника недостаточна вентиляция, так как ротор двигателя находится в неподвижном состоянии

Рис. 15 – Сушка внешним нагревом

Рис. 15 – Сушка внешним нагревом

Рис. 16 – Схемы для сушки асинхронного двигателя однофазным переменным и постоянным током: а, б — при шести выводах обмотки, в, г — при трех…

Рис. 16 – Схемы для сушки асинхронного двигателя однофазным переменным и постоянным током: а, б — при шести выводах обмотки, в, г — при трех…

В ряде случаев приводной электродвигатель устанавливается отдельно от рабочей машины или механизма на литые чугунные плиты, салазки, сварные рамы, фундаменты и т

В ряде случаев приводной электродвигатель устанавливается отдельно от рабочей машины или механизма на литые чугунные плиты, салазки, сварные рамы, фундаменты и т

Размеры его в плане принимают в соответствии с размерами фундаментной плиты или салазок с припуском 50

Размеры его в плане принимают в соответствии с размерами фундаментной плиты или салазок с припуском 50

Рис. 17 – Установка электродвигателя на салазках

Рис. 17 – Установка электродвигателя на салазках

При осмотре электродвигателей напряжением до 10 кВ (синхронных и асинхронных) контролируют температуру подшипников, обмоток, корпусов, нагрузку, вибрацию

При осмотре электродвигателей напряжением до 10 кВ (синхронных и асинхронных) контролируют температуру подшипников, обмоток, корпусов, нагрузку, вибрацию

При необходимости производят: - полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены; - промывку узлов и деталей электродвигателя; - замену неисправных…

При необходимости производят: - полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены; - промывку узлов и деталей электродвигателя; - замену неисправных…

В. Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3)

В. Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3)

МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится

МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится

При нагреве обмотки или железа двигателя выше норм следует остановить двигатель и проверить вентиляционную систему

При нагреве обмотки или железа двигателя выше норм следует остановить двигатель и проверить вентиляционную систему

Максимальная мощность, % номинальной 67,5 82,5 92,5 100 106

Максимальная мощность, % номинальной 67,5 82,5 92,5 100 106

Вращающиеся части электродвигателей и части, соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты, шкивы), должны иметь ограждения от случайных прикосновений

Вращающиеся части электродвигателей и части, соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты, шкивы), должны иметь ограждения от случайных прикосновений

Центровка электродвигателей с технологической машиной должна производиться при отключенном автоматическом выключателе, рубильнике и вынутых плавких вставках предохранителей на питающей линии с вывешиванием плаката, запрещающего включение…

Центровка электродвигателей с технологической машиной должна производиться при отключенном автоматическом выключателе, рубильнике и вынутых плавких вставках предохранителей на питающей линии с вывешиванием плаката, запрещающего включение…

Во время сушки электродвигателя током корпус его необходимо заземлить, а подводку питания выполнить в соответствии с правилами и требованиями техники безопасности

Во время сушки электродвигателя током корпус его необходимо заземлить, а подводку питания выполнить в соответствии с правилами и требованиями техники безопасности

Раздел 2 Практическая часть 2

Раздел 2 Практическая часть 2

Материалы и оборудование: трехфазный асинхронный электродвигатель, магнитный пускатель, тепловое реле, кнопочная станция, монтажные провода, оборудование электромонтажной мастерской

Материалы и оборудование: трехфазный асинхронный электродвигатель, магнитный пускатель, тепловое реле, кнопочная станция, монтажные провода, оборудование электромонтажной мастерской

Проверить предохранитель на целостность плавкой вставки с помощью мультиметра

Проверить предохранитель на целостность плавкой вставки с помощью мультиметра

Глава 3. Заключение На основании материала, рассмотренного в данной письменной экзаменационной работе можно сделать вывод, что почти вся электрическая энергия (на долю химических источников приходится…

Глава 3. Заключение На основании материала, рассмотренного в данной письменной экзаменационной работе можно сделать вывод, что почти вся электрическая энергия (на долю химических источников приходится…

Глава 4. Список использованных источников и литературы

Глава 4. Список использованных источников и литературы

Приложение Приложение 1 – Сопротивление изоляции обмоток электрических машин в зависимости от температуры

Приложение Приложение 1 – Сопротивление изоляции обмоток электрических машин в зависимости от температуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2023