Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока математики в 4 классе
по теме: «Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями»
Составитель: Неустроева А.А.,
студентка 21А группы
Руководитель: Павлова О.Л.,
преподаватель
Камышлов, 2024
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТЫ УРОКА
УМК Школа России
Класс – 4
Предмет – математика
Тема урока – «Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями»
Тип урока – ОНЗ
Цель урока (с позиции ребенка) формирование знаний о письменном умножении двух чисел, оканчивающихся нулями и умений письменно умножать данные числа, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, посредством беседы, воспитание осознания необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя): |
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося): |
Обучающие · формировать знание о письменном умножении двух чисел, оканчивающихся нулями; · формировать умение письменно умножать два числа, оканчивающихся нулями. |
Предметные · знают о письменном умножении двух чисел, оканчивающихся нулями; · умеют письменно умножать два числа, оканчивающихся нулями. |
Развивающие · развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, посредством беседы; · развивать умение оценивать свою деятельность на уроке; · развивать умение работать по заданному алгоритму; · развивать умение слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы; · развивать умение работать в парах, посредством выполнения практических заданий. |
Метапредметные · умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; · умеют оценивать свою деятельность на уроке; · умеют работать по заданному алгоритму; · умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы; · умеют работать в парах, посредством выполнения практических заданий. |
Воспитательные · воспитывать осознание необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям. |
Личностные · понимают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям. |
Оборудование: проектор, компьютер, меловая доска
Используемая литература: учебник Моро 4 класс Школа России «Математика»
Этапы урока открытия новых знаний по теме
Этап урока |
Образовательная задача урока |
Образовательная технология |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р– регулятивные, К– коммуникативные) |
личностные |
||||||||
1. Организационный момент |
приветствие обучающихся, проверка их посадки и готовности к уроку |
- |
Встаньте, пожалуйста, давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Александровна и сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь, пожалуйста. Проверьте правила своей посадки. Спина касается спинки стула, локти не свисают с парты, ноги под прямым углом и касаются пола. Молодцы! Посмотрите на ваши парты и проверьте, чтобы у всех были тетради, учебники и пеналы. У всех все есть? Хорошо, можем начать наш урок. |
Приветствуют учителя: - Здравствуйте.
Садятся на свои места, проверяют правила посадки и свою готовность к уроку.
- да. |
Ф |
- |
Контроль со стороны учителя |
- |
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы |
- |
2. Мотивация к учебной деятельности, актуализация |
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
ИКТ |
Но давайте с вами договоримся, что на уроке мы ведем себя культурно. Как это вести себя культурно? Не перебивать учителя, обращаться к нему на Вы, отвечать по поднятой руке и не кричать. Молодцы! Посмотрите на меня и внимательно послушайте. Мы будем учиться, Будем трудиться! В жизни нам это - Все ... пригодится! Что мы сегодня будем делать? Учиться и трудиться. Эти слова будут девизом нашего урока. А сейчас посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд. Что вы увидели? Да, это цепочка, которую нам с вами надо будет решить. Все умеют решать такие цепочки? Вам нужно каждое действие, выполнять отдельно. Если в первом у нас стоит просто число, а дальше над линией арифметический знак и число, то нужно первое число умножить, разделить, прибавить или вычесть, смотря какой будет знак на данное число после этого знака, получившийся ответ мы не забываем, а продолжаем цепочку как в первом, но уже с другим числом. Решаем мы это устно. Если вы уже посчитали и готовы дать правильный ответ, то не забываем поднять руку. Все поняли? Тогда можете приступать к выполнению. Так, давайте посмотрим, какая цепочка у нас получилась. У всех так получилось? На что похожа эта цепочка? На гусеницу, верно. Сколько всего ответов у нас получилось? Молодцы! Как вы думаете, чем нам поможет в жизни быстрый счет в уме? Верно, значит нам необходимо развивать наши логические способности. |
Внимательно слушают учителя.
- не перебивать учителя и не кричать, при ответе поднимать руку.
- учиться и трудиться.
- математическую цепочку.
- да.
Внимательно слушают учителя.
- да. Выполняют различные математические действия при решении математической цепочки. - на гусеницу.
- 5.
- когда нам нужно сложить много различных данных за короткое время. |
Ф |
Проектор, презентация |
Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль |
- |
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы;
П - умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
|
понимают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям |
3. Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности |
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, формулировка главных целей и темы урока |
ИКТ |
Посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте задачу. Маша, Петя, Света и Вова посчитали один пример и у них получились разные ответы. У Маши получился такой ответ: 2540х300=762000 У Пети: 2540х300=76200 У Светы: 2540х300=7620 И у Вовы: 2540х300=607000 - Что вы заметили? - Пример один, а ответы все разные. - Кто из ребят был прав и почему? - Какой из примеров мы можем сразу убрать? - Почему не можем сказать точно? - а вы заметили, что на конце этих двух чисел есть ноль? - вы умеете умножать два числа, на конце которых есть нули? (если дали верный ответ, то тогда мы это сегодня проверим и вернемся к нашему примеру, а сейчас давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, продолжив..) Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив начало на доске! Какая у нас тема урока? Прочитайте, пожалуйста. Верно, тема нашего урока письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. А какую цель мы можем поставить на наш урок? Научиться умножать два числа, оканчивающихся нулями. Давайте с вами составим план урока, чтобы не запутаться. Для этого посмотрите на слайд и соедините 2 части плана в один. План урока: 1. Научиться умножать два числа, оканчивающихся нулями. 2. Выполнить практические задания. 3. Оценить свою деятельность на уроке. Молодцы! Этому плану мы и будем следовать на нашем уроке. Чтобы ничего не забыть. |
Читают задачу со слайда.
- у каждого получился разный ответ на один пример. - Свету - нет Вову
- потому что нужно решить пример в столбик, чтобы проверить. - да. - не умеем.
- письменное умножение двух чисел, на конце которых есть нули.
- научиться умножать эти числа.
Составляют план урока с доски и проговаривают его. |
Ф |
Проектор, презентация |
Контроль со стороны учителя |
- |
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы;
П - умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
|
- |
4. Открытие новых знаний |
ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике |
ИКТ, здоровье - сберегающая |
А вы знаете сколько единиц в 42 десятках? Если в одном десятке 10 единиц, то в 42 десятках? Нам нужно 42 умножить на 10. Получается 420 единиц. А сколько в 32 сотнях единиц? Если в одной сотне 100 единиц. 3200 единиц. Молодцы! Прочитайте математический пример и посчитайте устно. 80*40 = 8 дес. * (4*10) = 8 дес. * 4*10 = 320 дес. Как мы получили 320? 8*4 и получили 32. 32 * 10 и получилось 320. Но не забываем, что мы умножали 80 на 40, но 80 мы записали как 8 десятков. Так сколько будет единиц в 320 десятках? 3 200, верно. Откройте учебники на пятнадцатой странице. Найдите 54 номер. Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Напишите номер задания из учебника. Мы с вами решим только 2 столбика, а 3 оставим на дом. Давайте вместе решим первый пример. Я решаю первый пример на доске, а вы записываете в тетради. Остальные примеры разбираете самостоятельно, также решая у доски. Сначала по желанию, а потом уже я вас буду вызывать сама. Первый пример: 4 200 * 90. Учитель записывает первый пример. Устный разбор: 4 200 * 90 = 42 сот * (9 * 10) = 378 сот = 37 800 Письменный разбор: в столбик Обговаривает алгоритм выполнения умножения. 1. Числа записываем так, чтобы нули оказались в стороне справа. 2. Выполнить умножение, не обращая внимания на нули. 3. К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было всего в конце каждого числа. Учитель вызывает учеников по желанию к доске, чтобы решить примеры, если нет желающих, то самостоятельно выбирает учеников. Не забывайте о правильной посадке. У доски обязательно проговариваем то, что вы пишите. Давайте также выполним 55 номер. Ребята, сейчас я вам предлагаю разобрать задачу, это 56 номер. Кто может решить эту задачу у доски? Хорошо, тогда я выберу сама. Давайте сначала схематически зарисуем условие задачи и подпишем известные данные. Что нам нужно найти? Нам нужно найти скорость второго теплохода. Как вы думаете во сколько действий решается эта задача? Это задача решается в три действия. Что нужно первым делом сделать? Давайте запишем. Не забывайте проговаривать. Что вы пишите у доски, чтобы все слышали. Молодцы! Мы с вами разобрали все примеры и даже решили задачу по уже изученной теме.
Физкультминутка Я думаю, что вы уже устали, отдохнем и разомнемся? Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас. А притопнем столько раз, Сколько ёжиков у нас. Молодцы! На место сядем. А теперь мы поморгаем, Ровно до 5 считаем. Раз, два, три, четыре, пять, Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
*Дополнительное задание Сейчас я вам предлагаю самостоятельно решить математические примеры в тетради. Примеры на слайде. Перепишите их, оставляя место для вычислений. Можете приступить к решению математических примеров. По готовности поднимите руку. Примеры решаем только в столбик, ответ можно записать в строчку, чтобы его было видно и можно подчеркнуть. Сейчас на слайде появятся правильные ответы к примерам, но перед этим обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. За правильный ответ поставьте галочку возле ответа, а за неправильный - ничего. Со считайте галочки и поставьте балл. Если 5 галочек - 5б, если 4,3 галочки - 4б 3, 2 галочки - 3б, и 1 или 0 - 0б. Верните работу владельцу с проверкой. |
- не знаем.
- 420 единиц.
- не знаем.
- 3200 единиц.
- восемьдесят умножить на сорок равно 3200. - восемь умножили на четыре. - 320. - 3200 единиц в 320 десятках.
Открывают учебники на 15 странице и выполняют 54 номер совместно с учителем.
Открывают тетради, записывают число и классная работа.
Внимательно слушают объяснение учителя и последовательно записывают решение примера за учителем с доски.
Выходят к доске и решают следующие примеры из учебника, остальные в тетради.
Выполняют следующие номера из учебника.
Схематически зарисовывают задачу в тетради. - скорость второго.
- найти расстояние.
Решают задачу совместно с учителем у доски.
Выполняют физкультминутку.
Списывают математические примеры со слайда и решают их. Обмениваются тетрадью с соседом по парте и ставят баллы за работу.
Сверяют ответы и возвращают работы владельцам.
|
Ф, И |
Проектор,презентация, учебник, рабочая тетрадь, меловая доска |
Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль |
знают о письменном умножении двух чисел, оканчивающихся нулями; умеют письменно умножать два числа, оканчивающихся нулями. |
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы;
П - умеют работать по заданному алгоритму, умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
|
- |
5. Закрепление изученного на уроке § |
усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач |
Игровая |
Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Вспомните правила работы в парах. Работая в парах можно ругаться? Нельзя. А можно ли работать сообща? Молодцы! У вас на парте лежат карточки. На этих карточках с одной стороны - математические примеры с ответом, а с другой - галочка - если ответ к примеру верный, крестик - если ответ в этом примере неверный. Всего этих карточек 6. Ваша задача показывать своему соседу карточку с примером и ответом (всего должны показать 3, а потом поменяться ролями), а с галочкой или крестиком к себе, чтобы потом поймать на ошибке. Если ваш сосед ошибся и сказал, что ответ в примере верный, а на карточке с задней стороны крестик, то ваша задача, вместе разобрать этот пример письменно в тетрадях. Все поняли задание? Хорошо, можете приступать к выполнению. По готовности поднимите руку. Ребята, у кого все получилось, поднимите руку. Молодцы!. А есть те, кому задание показалось сложным? Хорошо. Отложите карточки на край парты, чтобы не мешали. * дополнительное задание. Давайте с вами выполним последнее задание в наших учебниках под номером 59 у доски. Есть желающие? Можете не брать с собой учебник, я вам продиктую. Ребята, правильно ли решено уравнение? Молодец, садись на свое место. Давайте разберем еще одно уравнение в этом номере. Молодцы! У всех совпали ответы с доской? Хорошо. |
- ругаться нельзя. - нужно.
Внимательно слушают объяснение учителя.
Выполняют парную работу с использованием карточек с математическими примерами.
Заканчивают работы
- нет.
Прибирают свое рабочее место.
Выполняют задание на доске и в рабочих тетрадях.
- да.
- да, совпали. |
Ф, П |
Проектор, презентация, карточки, рабочие тетради |
Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль |
знают о письменном умножении двух чисел, оканчивающихся нулями; умеют письменно умножать два числа, оканчивающихся нулями. |
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы, умеют работать в парах, посредством выполнения практических заданий.
П - умеют работать по заданному алгоритму, умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
|
- |
6. Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами
|
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
ИКТ |
А вы помните, какая у нас была тема урока? Как вы думаете, почему эту тему важно изучать в математике? Она нам поможет как-то в нашей жизни? А как? Знание этой темы помогает нам развивать быстрый счет, а без этого навыка изучать математику будет сложно. Ведь в ней постоянно нужно что-то складывать и вычитать, делить и умножать. Молодцы! Давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? А с помощью чего мы ее достигли? С помощью плана, который мы с вами составили в начале урока, верно. Посмотрите, пожалуйста на наш план, все ли пункты плана мы выполнили? Мы забыли оценить свою деятельность, верно. Сейчас мы это и сделаем. Ребята, у вас на парте лежат 2 карточки. На одной карточке зеленый смайлик, он означает, что на уроке вам все было понятно и у вас все получилось, а есть еще один смайлик - красный, он означает, что на уроке вы столкнулись с трудностями и не все задания получилось выполнить. Поднимите, пожалуйста, смайлики, как вы себя оцениваете. Ребята, которые подняли зеленый смайлик могут отпустить их. А те, кто поднял красный смайлик. А с какими трудностями вы столкнулись? Если я угадаю, то хлопните в ладоши, хорошо? С таблицей умножения? (если хлопнули, то дать наставление, что знать таблицу умножения необходимо. Как вы думаете почему необходимо знать таблицу умножения? Она помогает быстро складывать одинаковые слагаемые и проводить быстрые математические операции, не расписывая их), если не хлопнули, то проверить их знание по таблице умножения. (7*8=?, 5*6=?, 3*9=?) Молодцы, не обманули, вы и правда хорошо знаете таблицу умножения. |
- умножение двух чисел с нолями на конце.
- изучение этой темы помогает нам быстро считать примеры. - да, когда мы считаем стоимость продуктов в магазине.
- да, мы достигли цели. - плана.
- нет, не оценили свою деятельность.
Внимательно слушают учителя и оценивают свою деятельность на уроке.
- задача сложная, таблица умножения.
- чтобы быстро считать одинаковые числа.
Отвечают на вопросы учителя: - 56 - 30 |
Ф, И |
Проектор, презентация, смайлики для оценки деятельности |
Контроль со стороны учителя и самоконтроль |
знают о письменном умножении двух чисел, оканчивающихся нулями; умеют письменно умножать два числа, оканчивающихся нулями. |
Р - умеют оценивать свою деятельность на уроке;
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы;
П - умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
|
понимают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям |
7. Заключительный оргмомент |
подготовка обучающихся к самостоятельному решению типовых задач |
- |
Наш урок уже подходит к концу, давайте запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет выполнить номер 54 (3 столбик), 58 (задачу) и задание под вопросом, внизу страницы, все это на 15 странице! Приберите свое рабочее место. Спасибо за активный урок, до свидания! |
Внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание к следующему уроку.
Прощаются с учителем. - до свидания! |
Ф |
- |
Контроль со стороны учителя |
- |
К - умеют слушать и слышать собеседника, отвечать на поставленные вопросы; |
- |
Приложения
Приложение 1
Карточки для парной работы
Приложение 2
Смайлики для оценки деятельности на уроке
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.