Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 6 . 1 0 . 1 5
У р о к 34
Тема: П и с ь м о з а г л а в н о й и с т р о ч н о й б у к в И ( и )
Цели деятельности педагога :
Образовательные:
1) научить писать заглавную и строчную букву И, и; сформировать в памяти зрительные образы
изученных букв; способствовать развитию умения обозначать гласные звуки буквами; способствовать
развитию координации движений;
Развивающие:
2) создать условия для закрепления навыков письма, развитие познавательной активности
учащихся, развития речи, способствовать формированию образного мышления, фонематического слуха;
обогащать словарный запас, развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать
психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь; мелкую моторику
кистей рук, глазомер; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь
доказывать своё мнение;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала
каждого ребёнка; формирование качества аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, воспитывать
положительное отношение к письму.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила проведения поэлементного анализа заглавной и строчной буквы и,
правила сравнения заглавной и строчной букв; умеют осуществлять письмо строчной буквы и;
самостоятельно выбирать и прописывать недостающей буквы с опорой на звуковые модели слов; получат
возможность научиться проводить сравнительный анализ письменных букв у, и.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на
доске образцом начертания; логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной
строчной буквы и.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и
условиями ее реализации.
К о м м ун ик а т ив н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы
устной речи.
Личностн ые : расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию
самостоятельно; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют
старание в применении усвоенных знаний.
Оборудование: схемы слов на доске, буква И,и.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
– Найдите пару каждой букве: А, о, ы, И, е, Э, ю, Ё, О, Е, а, ё, э, Ю. Запишите буквы парами на
последней строчке в прописи.
– Какие буквы оказались без пары? Почему?
– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня научимся писать строчную букву и.)
1II. Изучение нового материала.
1. Работа с образцом заглавной буквы И.
– Рассмотрите образец заглавной буквы И. Сравните печатную и письменную буквы. Опишите
направление движения руки при написании буквы И. (Буква И состоит из двух элементов. Заглавную
букву И начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем линию вверх вправо,
закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней
линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до
верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый.
Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии
рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до
середины рабочей строки.)
– Запишите букву в воздухе под счет «ираз, идва, и».
П р о п и с ы в а н и е второго элемента заглавной буквы И.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–5й строчках.
– Прочитайте соединения букв на следующих строчках. Каким шрифтом они написаны? Сравните их.
– Прочитайте и подчеркните кличку ослика из мультфильма. Допишите строку.
2. Работа с образцом строчной буквы и.
– Рассмотрите образец строчной буквы и. Сравните заглавную и строчную письменные буквы.
Одинаково или поразному они пишутся? (Буквы отличаются размером и первым элементом.)
– Опишите направление движения руки при написании буквы и.
(Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии
рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.
Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается на середине рабочей строки.)
– Запишите букву под счет «рази, дваи»
2. Работа в прописи.
– Для чего нужны синие стрелки и точки?
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–3й строчках.
– Сравните буквы у – и. Чем они похожи? Чем отличаются? (У этих букв одинаковый первый
элемент – короткая палочка с закруглением внизу.Отличаются они вторым элементом.)
– У какой буквы второй элемент – длинная линия с петлей внизу?(У строчной буквы у.)
– Запишите на строке буквы и, у, чередуя их. Напишите сочетание этих букв на следующей строке,
сохраняя заданную закономерность.
– Сравните буквы а – и. Чем они похожи? Чем отличаются? (У этих букв одинаковый второй
элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Отличаются они первым элементом.)
– У какой буквы первый элемент – овал? (У буквы а.)
– Напишите сочетания букв аи, иа на следующей строке, сохраняя заданную закономерность.
3. Работа по учебнику.
Ученики и ученицы!
Прошу учесть на этот раз:
Играет в прятки одна буква –
2– Отгадайте з а г а д к и :
Найти в словах ее нетрудно.
Кудри в реку опустила
И о чемто загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива.)
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка.)
– Определите, где в словах звук [и].
– Найдите рисункиотгадки, соедините линиями рисунки и схемы слов. Продолжите работу
самостоятельно.
Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а . (О т в е т ы : роза, мишка, книга, очки, сани, брюки.)
4. Дифференцированная работа.
1) Нечитающие ученики работают под руководством учителя.
– Назовите гласные буквы в первом слове.
– Кто догадался, какое слово первое? (И т. д.)
2) Остальные ученики самостоятельно разгадывают кроссворд в рабочей тетради «Я учусь
писать и читать» и работают по карточкам.
К а р т о ч к а 1.
– Вставьте букву и в соответствующее «окошко».
К а р т о ч к а 2.
– Буква и потерялась. Впишите её и прочитайте слова.
кн _га, п_ла, м_р, л_са, г_ря, рук_, _гра
К а р т о ч к а 3.
– Найдите и обведите все гласные буквы, которые вы знаете.
Завтра с неба прилетит
Синийсинийсиний кит.
III. Итог урока.
– Чему научились на уроке? Какое задание понравилось больше других?
3