Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:21.10.15
Урок:37
Тема: Письмо заглавной и строчной букв М (м).
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Письмо заглавной и строчной букв М (м)»
Задачи:
Обучающие:
1) сформировать в памяти образ буквы М, м, научить ее писать; способствовать развитию умения соотносить модели со словами и писать имена людей с большой
буквы;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, внимания, рефлексивноаналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих
действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки,
аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила обозначения согласных звуков [ м] , [ м’] буквами М, м; умеют осуществлять письмо изученных букв и вписывать знакомые буквы с
опорой на звуковые модели слов; правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка; получат возможность
научиться писать заглавную и строчную букву М, м.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; создание единства звука, зрительного образа обозначающей его
буквы и двигательного образа этой буквы; логические – осуществление анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв; сравнение
начертания заглавных и строчных письменных букв.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Л и ч н о с т н ы е : проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в
деятельности, выражают готовность к сотрудничеству.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: буква М, м, образец написания буквы , иллюстрация к букве М, фишки разного цвета.
№
Этап урока
Ход урока:
Деятельность учителя
1 Организационный
– Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.
1
Деятельность
учащихся
Приветствуют
Формируемые
УУД
Личностные,момент
Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.
– Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
учителя.
регулятивные,
коммуникативные
2 Введение в тему
– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!
Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение.
ЗАПУТАЛИСЬ
– Смотрите – буква!.. Вот те на!
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки? –
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза прикинула в уме,
Сказала:
– Это буква «ме»! –
Бык возразил:
Отвечают на
вопросы учителя
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
– Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! –
А пес воскликнул:
– Полно вам,
Не спорьте, это буква «ам»!
– Нет, «му»!
– Нет, «ме»!
– Нет, «ам!» Ам! Ам!.. –
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву … (М).
А. Шибаев
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буква М.)
– Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:
• Писать прописную и строчную букву… (М.)
• Писать буквосочетания и слова… (с буквой М.)
3 Изучение
материала
нового
1. Работа с образцом заглавной буквы М.
– Рассмотрите образец заглавной буквы М. Опишите направление движения руки при
2
Пишут элементы,
заглавную букву
М, записывают
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативныеимена детей
написании буквы М. (Буква М состоит из трех элементов. Начинаем писать от середины
широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию
рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии
рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту
вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем
вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой
вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку с закруглением вправо.)
– Запишите букву в воздухе.
– Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–5й строчках. (Учитель
оказывает индивидуальную помощь учащимся, напоминает правила посадки и положения
тетради.)
2. Работа с моделями и словами.
– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Что вам помогло узнать имена ребят?
Запишите имена. (Маша, Миша, Митя, Мила.)
– Что общего во всех словах? (Имена начинаются с буквы М. Имена пишутся с большой
буквы.)
– Это имена полные или краткие? Назовите полные имена ребят.
4
Физминутка
5
Работа по теме урока
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Работа с образцом строчной буквы м.
– Рассмотрите образец строчной буквы м. Сравните заглавную и строчную письменные
буквы. Одинаково или поразному они пишутся? (Строчная буква м отличается от заглавной
только размером.)
– Опишите направление движения руки при написании буквы м.
(Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до
нижней линии, затем ведем вверх, отклоняя черту вправо и доводим до верхней линии
рабочей строки. От той точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать
второй – палочку с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим
за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок. Пишем третий
элемент – короткую палочку с закруглением вправо.)
4. Самостоятельная работа на 1–3й строчках.
5. Письмо слогов и слов с буквой м.
– Прочитайте слоги. Назовите первый звук в каждом слоге. Почему первая буква в слогах
3
коммуникативные
за
Познавательные,
коммуникативные
Дети
повторяют
движения
учителем
Пишут
строчную букву м,
слоги и слова с
буквой модинаковая, а звуки произносим разные? Запишите слоги.
– Прочитайте и запишите слова. Подчеркните в словах слоги ма и мя. В каком слове
подчеркнули два слога?
– Как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамуленька, мамулечка.)
– Чаще называйте маму ласково, ласковое слово сердце греет.
МАМА
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «мама»!
Я. Аким
6
Итог урока.
Рефлексия
деятельности
Какую букву научились писать? Какие звуки она обозначает?
Дополните фразы:
Я узнал…
Я научился …
Я умею…
Регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
Отвечают
на
вопросы учителя,
дополняют
предложения,
оценивают свою
работу на уроке
Я предлагаю оценить свою работу на «Лесенке успеха»: кто не понял новую тему, на
нижнюю ступеньку, у кого остались сомнения, на среднюю, а кто хорошо все запомнил и может
дома все рассказать, на 3 ступеньку.
4