Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:19.11.18
Урок:54
Тема:
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Письмо заглавной и строчной букв Т (т)»
Задачи:
Обучающие:
Письмо заглавной и строчной букв Т (т)
1) научить писать заглавную и строчную букву Т, т, составлять предложения из данных слов, соотносить
печатные и письменные буквы;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивноаналитических способностей, умения
осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы
на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать
условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают этапы выполнения звукобуквенного анализа слов и поэлементного анализа строчной
буквы т; умеют соотносить правильность написания печатной и письменной буквы; составлять предложения из
данных слов; получат возможность научиться писать строчную букву т.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий
– УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске
образцом начертания; логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы т,
моделирование звуковой схемы.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и
условиями ее реализации.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной
речи.
Л и ч н о с т н ы е : понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость
самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с
собственными усилиями, трудолюбием.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
– Отгадайте з а г а д к у :
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (трамвай).
– Наберитесь терпения, трудный путь нам предстоит пройти сегодня. Нас ждут интересные и неожиданные
встречи.
1II. Введение в тему урока.
– Как отличить звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.)
– Какую букву изучали на прошлом уроке? Расскажите о звуках, которые она обозначает.
И г р а «Собери слова».
Н а д о с к е : о м д, а д а ш, д и т е.
– Что общего в словах? (Все слова начинаются на букву д.)
Р а б о т а с парами слов.
Н а д о с к е : труды – …
плоды – …
– Прочитайте слова. Сколько предметов они называют?
– Измените слово так, чтобы оно называло один предмет.
– Какую букву надо писать на конце слов? Какой звук слышим? Какие буквы могут обозначать звук [т]?
– Сегодня будем читать слова с буквой т, научимся писать строчную букву т и слова с этой буквой.
III. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи. Письмо строчной буквы т.
– Рассмотрите образец строчной буквы т. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или
поразному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании строчной буквы т. (Строчная
букву т состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки,
ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки.
Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз короткую
наклонную палочку. Третий элемент тоже начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх
вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз, немного не доводя до
нижней линии рабочей строки; закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линию
вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Обратите внимание на то, что расстояние между элементами и наклон должны быть одинаковыми.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Запишите буквы, слова и предложения по образцу.
– Подчеркните синим карандашом буквы Т, которые обозначают твёрдый согласный звук, а зелёным – мягкий.
2. Работа на резервной странице.
З а д а н и е «Собери предложения». (У меня уютная комната. Около окна стоит стол. У стола три
стула. Рядом мягкое кресло.)
– Можно ли назвать предложения текстом?
– Расскажите о своей комнате.
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблочко сорву!
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
3. Работа по учебнику.
Ч т е н и е рассказа Н. Сладкова «Догадливый хомяк».
– Найдите и прочитайте главную мысль рассказа. Как вы ее понимаете?
Ч т е н и е и р а з у ч и в а н и е стихотворения Н. Томилиной «Бегемот».
Заранее подготовленные дети читают стихотворение.
2КАК ОДНА ДЕВОЧКА УЧИЛАСЬ ПЕЧАТАТЬ
У пишущей машинки
все буквы в беспорядке.
Выходят с непривычки
одни лишь опечатки.
Печатать я училась,
по клавишам стучала.
И вот что получилось,
прочтука всё сначала:
«Плывёт по небу РУЧКА.
Лежит в портфеле ТУЧКА.
У пса больная ПАПА.
Пришёл с работы ЛАПА.
Кипит в кастрюле МАША.
Бежит по саду КАША.
Сидят, мурлычут МОШКИ.
Слетелись к лампе КОШКИ.
Траву жуёт КОРОНА.
Король надел КОРОВУ.
Закаркала ДОРОГА:
«Я вышла на ВОРОНУ».
Смеялась долго мама,
потом сказала строго:
– Пожалуйста, постарайся больше
не трогать мою пишущую машинку.
Г. Сапгир
– Составьте и запишите слова. (Тесто, утки, стол, стул.)
– Найдите среди них слова, состоящие из двух слогов. Поставьте ударение. Назовите ударный слог в словах
«тесто», «утки».
С о с т а в л е н и е п о д п и с е й к к а р т и н к а м . Списывание с печатного текста.
– Запишите письменными буквами предложения, записанные печатными буквами.
IV. Итог урока.
Р а з у ч и в а н и е скороговорки.
Тучка выходила, травку поливала,
Травка улыбнулась и красивей стала.
– Запишите столько букв т, сколько встретилось в скороговорке.
3