Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении внеклассного мероприятия, посвящённого дню космонавтики, декадника, предметной недели в курсе физики 10 класса или при оформлении стенда, газеты ("Великие учёные", "Первооткрыватели", "Замечательные люди". "Великие открытия". "Ракетостроение"...) Материал полностью готов к распечатке
ВКЛАД К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В НАУКУ И ТЕХНИКУ
О своей деятельности К.Э. Циолковский писал: «Никогда я не претендовал
на полное решение вопроса. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка.
За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает
мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе
творчества».
Однако до научного расчета, как было здесь показано, дело у него не
дошло: все остановилось на фантазии, приблизить которую к объективной
реальности ему не удалось. Это его биографы вскоре начали выдавать гипотезу
о межпланетной ракете за научнотехнический результат. То же относится и к
проектам его аэроплана и дирижабля,
которые были попросту
фантастическими. Он сам писал о том, что нисколько не обманывается в
отношении того, что он не решает поставленный вопрос о межпланетных сообщениях во всей полноте.
«Моя цель, писал он, возбудить к нему интерес, указав на великое значение его в будущем и на
возможность решения» [49, с.79].
К.Э. Циолковский не был выдающимся ученым и изобретателем. Его работы имели определенное
значение для формирования у нас в стране интереса к ракетнокосмической технике и привлечения,
вследствие этого, различного рода энтузиастов к практическим работам в этой области.
Публикации К.Э. Циолковского вызвали интерес к космонавтике у Ф.А. Цандера и у будущего
академика В.П. Глушко. Ф.А. Цандер «передал» далее этот свой интерес С.П. Королеву, а затем, вместе
с ним, большой группе энтузиастов, объединившихся в ГИРД.
Однако, как показывает анализ, и здесь вклад К.Э. Циолковского был не столь велик. Несмотря на его
усилия и усилия популяризаторов его творчества, практические работы по ракетной технике были
начаты в СССР под влиянием сведений, поступивших из США о работах Р.Х. Годдарда, запустившего в
1926 г. первую в мире жидкостную ракету, а также о работах немца Г. Оберта по ЖРД. Развернувшиеся
по инициативе Ф.А. Цандера работы в ГИРДе почти не были ориентированы на создание чисто
жидкостных ракет, поскольку предпочтение было отдано ракетам на гибридном топливе (О9), на
металлизированном топливе (ГИРДХ) и ракетопланеру основная идея Ф.А. Цандера. Кроме того, в
1935 г. в СССР вообще были прекращены исследования в области ракет дальнего радиуса действия.
Такая ракета «пришла» в СССР готовой в виде немецкой ФАУ2, которая и стала отправной точкой в
работах советских исследователей по ракетнокосмической технике.
Влияние К.Э. Циолковского на развитие космонавтики было, таким образом, не более, как
пропагандистским, и в никакое сравнение не шло с тем влиянием, которое оказали своими
практическими разработками Р.Х. Годдард и Г. Оберт, оказавшиеся по ряду понятных причин, в более
благоприятных экономических условиях.
Если остановиться более конкретно на когнитивных аспектах его деятельности, то тут можно
отметить следующее. Он впервые привлек внимание специалистов к необходимости начать решение
проблемы космического полета с помощью научных изысканий, и сам попытался это сделать. Он
страстно пропагандировал дирижаблестроение и привлекал к нему внимание общественности.
Наконец, он привлек внимание исследователей к необходимости проведения широких работ в области
экспериментальной аэродинамики. О том насколько это много или мало, мы судить не беремся,
поскольку теперь по вполне понятным причинам необходимо проанализировать степень научности
изысканий и других пионеров космонавтики, в том числе и зарубежных. В целом, он был фантазером,
выдававшим свои фантазии за результаты научных исследований.