Плакат "Великие учёные: Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова"

  • Плакаты
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении внеклассного мероприятия, посвящённого дню космонавтики, декадника, предметной недели в курсе физики 10 класса или при оформлении стенда, газеты ("Великие учёные", "Первооткрыватели", "Замечательные люди"...) Материал полностью готов к распечатке
Иконка файла материала плакат Ломоносов.docx
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова Ломоносов   Михаил   Васильевич   первый   русский   учёный­ естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.  Родился в семье крестьянина­помора. Стремясь получить образование, в 1730   году   отправился   в   Москву,   поступил   в   Славяно­греко­латинскую академию.   В   1735   в   числе   наиболее   отличившихся   учеников   Ломоносов   был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения   образования   в   Германию,   где   учился   сначала   в   Магдебургском университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении из­за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу,  а  в  1745  стал  первым  русским,  избранным  на должность  профессора (академика). Главным   предметом   научных   работ   Ломоносова   в   течение   первых   10   лет   были   естественные   науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал   несколько   од   и   трагедий,   а   также   ряд   фундаментальных   философских   трудов.   В   1763   году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член Шведской(1760) и Болонской (1764) академий наук. Ломоносов   был   инициатором   разнообразных   научных,   технических   и   культурных   начинаний.   Видя прогресс   общества   прежде   всего   в   развитии   наук   и   просвещения,   Ломоносов   много   сил   отдал   борьбе   за расширение   Академии   Наук   и   улучшение   её   работы   учебно­научного   учреждения.   В   должности   советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект её устава. По инициативе   Ломоносова   и   его   проекту   при   содействии   И.И.Шувалова   в   1755   году   был   открыт   Московский университет.  Преподавание   в   нём   началось   на   основе   трудов   Ломоносова   по   естествознанию,   русской   грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал “Штаты и регламенты” для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания   и   постройки   общежития.   “Регламентами”   определялись   отношения   гимназистов   к   учению,   их поведение,   внешний   вид.   Если   гимназия   была   призвана   приучать   воспитанников   “к   правильному   образу мышления”, то главная обязанность гимназистов ­ “к наукам простирать крайнее прилежание”. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно­славянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике” на русском языке. Изданная в 1748 году “Риторика” Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе “Риторики”, отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова при­надлежит первый научный труд по грамматике русского языка ­ “Российская грамматике” (1755, опубликована 1757). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова. Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных пособий. Переведённая им с латинского языка “Волфианская  экспериментальная  физика”(1746) была первым  учебником  физики для высших школ на русском языке. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова по химии “Элементы математической химии”   (1741),   “Введение   в   истинную   физическую   химию”   (1752),   “Опыт   физической   химии,   часть   первая, экспериментальная”(1752­1753) и другие. Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложил проект   создания   а   Петербурге   отдельного   университета,   не   входящего   в   Академию   Наук,   выдвинул   идею открытия   университета   в   Киеве,   участвовал   в   создании   Академии   Художеств   в   Петербурге,   обосновал необходимость   учреждения   гимназий   в   губернских   городах.   Однако   главная   роль   в   осуществлении просветительских   замыслов   Петра   I   Ломоносов   отводил   Академии   Наук.   Важнейшим   направлением   её деятельности   он   считал   создание   условий   для   воспитания   отечественных   учёных.   “За   то   терплю,   ­   писал Ломоносов  перед  смертью,  ­ что стараюсь  защитить  труд Петра  Великого,  чтобы  научились  россияне,  чтобы показали своё достоинство.”