План

  • doc
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Неполные квадратные уравнения_.doc

 

«Неполные квадратные уравнения»

Дата проведения:

Учитель математики

Основные цели урока:

·         актуализировать изученные виды уравнений, тренировать вычислительные навыки;

·         усвоить понятие неполного квадратного уравнения;

·         получить алгоритм  решения неполных квадратных уравнений.

·         развитие логического мышления, памяти, внимания, умение сравнить и обобщать.

 

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

•      распознавать и приводить примеры квадратных уравнений полного и неполного видов;

•находить корни неполных квадратных уравнений.

•      развитие абстрактного мышления, логики, речи, памяти и внимания;

•      развитие вычислительных навыков.

•      воспитание ответственности, трудолюбия;

•      формирование критического отношения к себе, самооценки знаний, инициативы и аккуратности.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

•      развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать и извлекать необходимую информацию);

•      уметь проводить классификации;

•      самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему:

•      применять теоретический материал урока при решении различных заданий.

•      уметь точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики;

•      уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

•      умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать;

•      умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.

•      умение контролировать процесс и результат  учебной и математической деятельности;

•      критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

 

Тип урока - урок открытия нового знания.

 

Формы работы учащихся -  групповая, фронтальная.


 

Оборудование: проектор, компьютер, таблица 1, таблица 2, карточки -задания для домашней работы

 

 

Структура урока:

1 этап: мотивация учебной деятельности учащихся и актуализация опорных знаний;

2 этап: постановка учебной задачи;

3 этап: совместное исследование проблемы;

4 этап: конструирование нового способа действия;

5 этап: закрепление, решение примеров

6 этап: рефлексия.

7 этап: домашнее задание

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний

1) Создание ситуации успеха (организационный момент)

Добрый день, ребята!

Все готовы к уроку? Хорошо!

2) проверка домашнего задания

Тогда начнем с проверки домашнего задания № 213, 215, 218

№ 213, 215 – устно с места, № 218. Задаю вопросы: Что непонятно? Где было тяжело? Почему не получилось? Собираю тетради на проверку.

3) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний

 

     Фронтальная работа с классом (устно):

Лев Толстой говорил: « Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду» (СЛАЙД 1)

1. Давайте вспомним, что называют уравнением? Что значит решить уравнение?

2. Решить уравнение: (СЛАЙД 3)

5 х  = 20;

 х + 5 = 11;

х – 4 = 0;

х² = 36;

х²= 0;

х²  = –10;

2х² = 50;

х ( х–1) = 0;

(х – 2)(х+3) = 0.

 

 

3. Какое уравнение называют квадратным? (уравнение вида ах2+вх+с=0 называют уравнением второй степени или квадратным уравнением)-учитель записывает общий вид уравнения на доске

Как называют числа a, b и с ?

 а – первый коэффициент,
 b- второй коэффициент,
 c – свободный член.

4. Назовите коэффициенты квадратных уравнений? (СЛАЙД 4)

2 + 2х + 7 = 0,           а=9, в=2, с=7
х2 + 2х + 3 = 0,             а=1, в=2, с=3
х2 – 3х – 1 = 0,              а=1, в=-3, с=-1
6х – 2х2 – 5 = 0,            а=-2, в=6, с=-5

 

2. Постановка учебной задачи

    1) Фронтальная работа с классом:

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

5. Составьте и запишите квадратное уравнение, если даны его коэффициенты: (СЛАЙД 5) учитель фиксирует ответы учащихся на  доске

а=2, в=-3, с=7

а=2, в=-3, с=0

а=2, в=0, с=7

а=2, в=0, с=0

 

Запись на доске : Распределите квадратные уравнения по видам Слайд №6

Уравнение общего вида

Неполные квадратные уравнения

ах2+вх+с=0

с=0

в=0

в=0, с=0

2 -3х + 7 = 0

2 -3х  = 0

2 + 7 = 0

2 = 0

 

2) Подводящий к теме диалог

Является ли  последние три уравнения квадратными? ( да)

Чем они отличаются от уравнения общего вида?

Как бы вы назвали данные уравнения?

Попробуйте сформулировать, какое квадратное уравнение называют неполным?

(Квадратное уравнение ах2+вх+с=0 называют неполным, если у него b=0 или c=0).

Надеюсь, вы поняли, что мы будем изучать сегодня на уроке…

Давайте запишем тему урока в тетрадях. (учитель фиксирует тему урока на доске)

Мы умеем решать неполные квадратные уравнения (НКУ)?

Сформулируйте свою задачу на данном уроке

3. Совместное исследование проблемы

Сколько видов неполных квадратных уравнений? ( три, смотрим таблицу на доске)

 

Задание 1. Заполните таблицу 1. Распределите квадратные уравнения по видам. (Приложение 1)

Таблица 1

Уравнение общего вида

Неполные квадратные уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Поиск решения учебной задачи

Итак, мы получили:

Виды неполных квадратных уравнений (записать в тетрадях и на доске):

  1. ах2=0
  2. ах2+вх=0
  3. ах2+с=0

(обсуждение таблицы, полученной у одной из групп, выделение видов неполных квадратных уравнений)

 

Вопрос к 8 классу: Умеете ли вы  решать подобные уравнения? (нет)

 А теперь подумайте еще раз, вы умеете решать уравнения такого вида?

-я думаю, вы ошиблись, сказав «нет» и сейчас  в этом убедимся.

Как вы думаете, можно вывести алгоритм решения неполных квадратных уравнений? В результате чего?

Задание: Решите неполные квадратные уравнения, полученные в таблице1, и найдите алгоритм решения каждого вида неполных квадратных уравнений.»

Таблица 2. Слайд № 8,9,10

Алгоритм решения

Образец решения

  1. Уравнение вида ах2=0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. этап: закрепление, решение примеров из учебника

№ 224, № 225 у доски.

№ 227 – самостоятельно

 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.