План урока
Учитель:
Класс 6
Тема: Числовые выражения, порядок действий в числовых выражениях
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Ключевые слова: ЧИСЛОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
Краткое описание: Урок по предмету «Математика» для 6 класса по теме «Порядок действий в числовых выражениях со скобками». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Анимации. Демонстрация явлений, связанных с микромиром. Устройство и работа приборов и технических устройств», «Диагностическая работа», «Интерактивный тренажер по выполнению заданий (от простого к сложному)», «Самостоятельная работа».
Оборудование и материалы:
Блочно-модульное описание урока
БЛОК1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
1.Мотивирование на учебную деятельность
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Займите свои рабочие места.
Открыли тетради, записали число и классная работа.
2. Актуализация опорных знаний
На первом этапе урока предложите ученикам решить задания интерактивного тренажера, которые актуализируют знания по теме урока, полученные в четвертом и пятом классе.
Обратите на это внимание учеников после решения заданий через вопрос: какие из знаний понадобились вам для выполнения заданий?
Тренажер "Значение выражений"
Интерактивный тренажер по выполнению заданий (от простого к сложному)


3. Целеполагание
БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Предложите ученикам записать шаги алгоритма в тетрадь или зарисовать их виде блок-схемы. Обратите их внимание на важность соблюдения верной последовательности действий.
При переходе к следующим заданиям обратите внимание учеников на то, что с этой схемой им предстоит дальше работать: дополнять и уточнять ее.
Анимация "Порядок действий в числовых выражениях"
Анимации. Демонстрация явлений, связанных с микромиром. Устройство и работа приборов и технических устройств

Наблюдение за изменением значения выражения от порядка выполнения арифметических действий
В жизни мы постоянно выполняем какие-либо действия: гуляем, учимся, читаем, пишем, считаем, улыбаемся, ссоримся и миримся. Эти действия мы выполняем в разном порядке. Иногда их можно поменять местами, а иногда нет. Например, собираясь утром в школу, можно сначала сделать зарядку, затем заправить постель, а можно наоборот. Но нельзя сначала уйти в школу, а потом надеть одежду.
А в математике обязательно ли выполнять арифметические действия в определенном порядке?
Давайте проверим
Сравним выражения: 8-3+4 и 8-3+4
Видим, что оба выражения совершенно одинаковы.
Выполним действия в одном выражения слева направо, а в другом справа налево. Числами можно проставить порядок выполнения действий (рис. 1).

Рис. 1. Порядок действий
В первом выражении мы сначала выполним действие вычитания, а затем к результату прибавим число 4.
Запишем. 8-3+4=5+4=9
Во втором выражении сначала найдем значение суммы, а потом из 8 вычтем полученный результат 7. 8-3+4=8-7=1
Видим, что значения выражений получаются разные.
Сделаем вывод: порядок выполнения арифметических действий менять нельзя.
Порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок
Узнаем правило выполнения арифметических действий в выражениях без скобок.
Если в выражение без скобок входят только сложение и вычитание или только умножение и деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они написаны.
Потренируемся.
Рассмотрим выражение 38-10+6
В этом выражении имеются только действия сложения и вычитания. Эти действия называют действиями первой ступени.
Выполняем действия слева направо по порядку (рис. 2).

Рис. 2. Порядок действий
Рассмотрим второе выражение 24:3*2
В этом выражении имеются только действия умножения и деления – это действия второй ступени.
Выполняем действия слева направо по порядку (рис. 3).

Рис. 3. Порядок действий
В каком порядке выполняются арифметические действия, если в выражении имеются не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления?
Если в выражение без скобок входят не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления, или оба этих действия, то сначала выполняют по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Рассмотрим выражение.
18:2-2*3+12:3
Рассуждаем так. В этом выражении имеются действия сложения и вычитания, умножения и деления. Действуем по правилу. Сначала выполняем по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание. Расставим порядок действий.
1 4 2 5 3
18:2-2*3+12:3
Вычислим значение выражения.
1 4 2 5 3
18:2-2*3+12:3=9-6+4=3+4=7
Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками
В каком порядке выполняются арифметические действия, если в выражении имеются скобки?
Если в выражении имеются скобки, то сначала вычисляют значение выражений в скобках.
Рассмотрим выражение.
30 + 6 * (13 - 9)
Мы видим, что в этом выражении имеется действие в скобках, значит, это действие выполним первым, затем по порядку умножение и сложение. Расставим порядок действий.
3 2 1
30 + 6 * (13 - 9)
Вычислим значение выражения.
3 2 1
30+6*(13-9)=30+6*4=30+24=54
Правило выполнения арифметических действий в выражениях без скобок и со скобками
Как нужно рассуждать, чтобы правильно установить порядок арифметических действий в числовом выражении?
Прежде чем приступить к вычислениям, надо рассмотреть выражение (выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в нём имеются) и только после этого выполнять действия в следующем порядке:
1. действия, записанные в скобках;
2. умножение и деление;
3. сложение и вычитание.
Схема поможет запомнить это несложное правило (рис. 4).

Рис. 4. Порядок действий
4. Закрепление Выполнение тренировочных заданий на изученное правило
Потренируемся.
Рассмотрим выражения, установим порядок действий и выполним вычисления.
43 - (20 - 7) +15
32 + 9 * (19 - 16)
2 * 9 - 18:3
Будем действовать по правилу. В выражении 43 - (20 - 7) +15 имеются действия в скобках, а также действия сложения и вычитания. Установим порядок действий. Первым действием выполним действие в скобках, а затем по порядку слева направо вычитание и сложение.
43 - (20 - 7) +15 =43 - 13 +15 = 30 + 15 = 45
В выражении 32 + 9 * (19 - 16) имеются действия в скобках, а также действия умножения и сложения. По правилу первым выполним действие в скобках, затем умножение (число 9 умножаем на результат, полученный при вычитании) и сложение.
32 + 9 * (19 - 16) =32 + 9 * 3 = 32 + 27 = 59
В выражении 2*9-18:3 отсутствуют скобки, зато имеются действия умножения, деления и вычитания. Действуем по правилу. Сначала выполним слева направо умножение и деление, а затем от результата, полученного при умножении, вычтем результат, полученный при делении. То есть первое действие – умножение, второе – деление, третье – вычитание.
2*9-18:3=18-6=12
Узнаем, правильно ли определен порядок действий в следующих выражениях.
4 3 1 2
37 + 9 - 6 : 2 * 3 =
3 1 2
18 : (11 - 5) + 47=
1 3 2
7 * 3 - (16 + 4)=
Рассуждаем так.
3 4 1 2
37 + 9 - 6 : 2 * 3 =
В этом выражении скобки отсутствуют, значит, сначала выполняем слева направо умножение или деление, затем сложение или вычитание. В данном выражении первое действие – деление, второе – умножение. Третье действие должно быть сложение, четвертое – вычитание. Вывод: порядок действий определен верно.
Найдем значение данного выражения.
3 4 1 2
37+9-6:2*3 =37+9-3*3=37+9-9=46-9=37
Продолжаем рассуждать.
3 1 2
18:(11-5)+47=
Во втором выражении имеются скобки, значит, сначала выполняем действие в скобках, затем слева направо умножение или деление, сложение или вычитание. Проверяем: первое действие – в скобках, второе – деление, третье – сложение. Вывод: порядок действий определен неверно. Исправим ошибки, найдем значение выражения.
2 1 3
18:(11-5)+47=18:6+47=3+47=50
Рассуждаем далее.
1 3 2
7*3-(16+4)=
В этом выражении также имеются скобки, значит, сначала выполняем действие в скобках, затем слева направо умножение или деление, сложение или вычитание. Проверяем: первое действие – в скобках, второе – умножение, третье – вычитание. Вывод: порядок действий определен неверно. Исправим ошибки, найдем значение выражения.
2 3 1
7*3-(16+4)=7*3-20=21-20=1
Выполним задание.
Расставим порядок действий в выражении, используя изученное правило (рис. 5).

Рис. 5. Порядок действий
Мы не видим числовых значений, поэтому не сможем найти значение выражений, однако потренируемся применять изученное правило.
Действуем по алгоритму.
В первом выражении имеются скобки, значит, первое действие в скобках. Затем слева направо умножение и деление, потом слева направо вычитание и сложение.
Во втором выражении также имеются скобки, значит, первое действие выполняем в скобках. После этого слева направо умножение и деление, после этого – вычитание.
Проверим себя (рис. 6).

2.Проверка первичного закрепления
БЛОК 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Перед началом выполнения заданий в этой части урока обратите внимание учеников на задание №3 самостоятельной работы и предложите самостоятельно сформулировать правило.
В данном блоке урока предусмотрено три задания, каждое из которых направлено на отработку данного правила: в первом задании нужно вставить в текст правила пропущенные слова, во втором – найти значение выражения, раскрывая скобки, в третьем – соотнести выражение и его значение.
Диагностическая работа
Диагностическая работа

2. Выполните задание:
(8 856 – 8 649) · 38 + 409 · 52 =
18 308 + (38 568 – 26 495) · 4 – 4 098 =
720 : 9 + 640 : 4 – 17 · 8 =
(7 532 – 7 183) · 28 + 204 · 93 =
28 051 + (90 847 – 65 403) · 3 – 2 895 =
480 : 8 + 960 : 6 – 19 · 7 =
(3 932 – 3 258) · 24 + 502 · 39 =
19 867 + (76 535 – 40 596) · 3 – 7 894 =
640 : 8 + 480 : 3 – 23 · 4 =
(5 284 – 5 035) · 16 + 309 · 28 =
28 051 + (90 847 – 65 403) · 3 – 2 895 =
420 : 7 + 520 : 4 – 24 · 5 =
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)
Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.
1.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?
2.Что было трудным?
3.Что так и осталось непонятным?
2. Домашнее задание. Рекомендации по ДЗ.
. Вычислить:
(864 + 159) · 28 + 18.258 =
(726 – 139) 47 + 10011 =
18 308 + (38 568 – 26 495) · 4 – 4 098 =
(228 + 757) · 74 + 581 618 =
(1 125 + 875) · 18 + 4 328 =
19 867 + (76 535 – 40 596) · 3 – 7 894 =
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.