План и конспект лекции Тема 1.3. Морская практика.
Оценка 4.6

План и конспект лекции Тема 1.3. Морская практика.

Оценка 4.6
Документация +7
doc
Междисциплинарный 8
5 кл—11 кл +1
25.12.2022
План и конспект лекции Тема 1.3. Морская практика.
План и конспект лекции Тема 1.3. Морская практика.
план Т.1.1.3.doc

Федеральное агентство по рыболовству

ФГБОУ ВО «КГТУ»

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Калининградский морской рыбопромышленный колледж

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий центром

профессиональной подготовки

        

А. И. Первунин

«____» ______________ 2017г.

 

 

 

ПЛАН

 

проведения ЛЕКЦИИ

 

по программе профессионального обучения 

 

«Матрос»

 

для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с

требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками

 

Учебная дисциплина «Выполнение судовых  работ»

 

Тема 1.1. Морская практика.

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель Центра профессиональной подготовки

 

А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

20.09.2017

     ДАТА ПЕЧАТИ

20.09.2017

 

 

 

 

 

            ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

(Тема 1.1.)

 

Тема:

Морская практика.

1.1.3. Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72).

 

 

Учебные вопросы:

1. Структура МППСС-72. Часть А. Общие положения. Пр. №№ 1-3.

2. МППСС-72. Часть В. Правила плавания и маневрирования. Пр.  №№ 4,5,6.

3. Часть С.  МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Правила №№  20-23.

4. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  24-25.

5. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  26-28.

6. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  29-31.

7. МППСС-72 Часть Д. Звук. и свет. сигналы.   Пр: №№ 32-34

8. МППСС-72 Пр. №№ 35-36.Правило №37. Сигналы бедствия.

 

Учебные цели:

Приобретение знаний, умений и навыков в объеме выполнения функции «Судовождение на вспомогательном уровне» (колонки 1, 2 Таблицы А-II/4 Кодекса ПДНВ)

 

Время:

16

часов

 

Место проведения занятия:

Аудитория № 5309

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории № 5309

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности Центра ПП.


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос обучаемых.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации службы  на судах РП-, НИ- и транспортного флота?

2.

Какие основные элементы рангоута и такелажа морского судна?

3.

 Основные обязанности матроса.

 4

Как осуществляется уход за рангоутом и такелажем морского судна?

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(640

 

минут)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

7.

 

 

8.

1. История  создания. Структура МППСС-72. Часть А. Общие положения. Пр. №№ 1-3.

2. МППСС-72. Часть В. Правила плавания и маневрирования. Правила  №№ 4,5,6.

3. Часть С.  МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Правила №№  20-23.

4. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  24-25.

5. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  26-28.

6. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  29-31.

7. МППСС-72 Часть Д. Звук. и свет. сигналы.                          Пр: №№ 32-34.

8. МППСС-72 Пр. №№ 35-36.Правило №37. Сигналы бедствия

80

мин.

 

80

мин

80

мин

80

мин

80

мин

80

мин

80

мин

80

мин

 

 

Довожу до слушателей тему лекции, изучаемые на ней вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции, по ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, схемы и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

Конспект лекции.

Тема: Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72).

 

Вопрос 1. Структура МППСС-72. Часть А. Общие положения. Пр. №№ 1-3.

Вопрос 2. МППСС-72. Часть В. Правила плавания и маневрирования. Пр.  №№ 4,5,6.

Вопрос 3. Часть С.  МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Правила №№  20-23.

Вопрос 4. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  24-25.

Вопрос 5. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  26-28.

Вопрос 6. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  29-31.

Вопрос 7. МППСС-72 Часть Д. Звук. и свет. сигналы.   Пр: №№ 32-34

Вопрос 8. МППСС-72 Пр. №№ 35-36.Правило №37. Сигналы бедствия.

 

 

Вопрос 1. Структура МППСС-72. Часть А. Общие положения. Пр. №№ 1-3.

 

Часть A - Общие положения

Правило 1 - Применение

Правило 2 - Ответственность

Правило 3 - Общие определения

Часть B - Правила плавания и маневрирования

I. Раздел 1 - Плавание судов при любых условиях видимости

Правило 4 - Применение

Правило 5 - Наблюдение

Правило 6 - Безопасная скорость

Правило 7 - Опасность столкновения

Правило 8 - Действия для предупреждения столкновения

Правило 9 - Плавание в узкостях

Правило 10 - Плавание по системам разделения движения

II. Раздел 2 - Плавание судов, находящихся на виду друг у друга

Правило 11 - Применение

Правило 12 - Парусные суда

Правило 13 - Обгон

Правило 14 - Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга

Правило 15 - Ситуация пересечения курсов

Правило 16 - Действие судна, уступающего дорогу

Правило 17 - Действия судна, которому уступают дорогу

Правило 18 - Взаимные обязанности судов

III. Раздел 3 - Плавание судов при ограниченной видимости

Правило 19 - Плавание судов при ограниченной видимости

Часть C - Огни и знаки

Правило 20 - Применение

Правило 21 - Определения

Правило 22 - Видимость огней

Правило 23 - Суда с механическим двигателем на ходу

Правило 24 - Суда, занятые буксировкой и толканием

Правило 25 - Парусные суда на ходу и суда на веслах

Правило 26 - Рыболовные суда

Правило 27 - Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать

Правило 28 - Суда, стеснённые своей осадкой

Правило 29 - Лоцманские суда

Правило 30 - Суда на якоре и суда на мели

Правило 31 - Гидросамолеты

Часть D - Звуковые и световые сигналы

Правило 32 - Определения

Правило 33 - Оборудование для подачи звуковых сигналов

Правило 34 - Сигналы маневроуказания и предупреждения

Правило 35 - Звуковые сигналы при ограниченной видимости

Правило 36 - Сигналы для привлечения внимания

Правило 37 - Сигналы бедствия

Часть E - Изъятия

Правило 38 - Изъятия

Приложение 1 Расположение и технические характеристики огней и знаков

Приложение 2 Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга

Приложение 3 Технические характеристики звукосигнальных устройств

Приложение 4 Сигналы бедствия

 

ЧАСТЬ A Общие положения

Правило 1. ПРИМЕНЕНИЕ

a.         Настоящие Правила распространяются на все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда.

b.        Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к действию особых правил, установленных соответствующими властями относительно плавания на акваториях рейдов, портов, на реках, озерах или по внутренним водным путям, соединенным с открытым морем, по которым могут плавать морские суда. Такие особые правила должны быть настолько близки к настоящим Правилам, насколько это возможно.

c.         Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к действию любых особых правил, устанавливаемых Правительством любой страны относительно дополнительных стационарных или сигнальных огней, знаков или звуковых сигналов для военных кораблей и судов, идущих в конвое, а также относительно дополнительных стационарных или сигнальных огней, либо знаков для рыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии. Эти дополнительные или стационарные или сигнальные огни, знаки или звуковые сигналы должны быть, насколько это возможно, такими, чтобы их нельзя было по ошибке принять за один из огней, знаков или сигналов, установленных настоящими Правилами.

d.        Применительно к целям настоящих Правил Организацией могут быть приняты системы разделения движения.

e.         В каждом случае, когда заинтересованное Правительство решит, что судно по своей специальной конструкции или назначению не может без препятствия своим специальным функциям выполнять полностью положения любого из этих Правил в отношении числа, положения, дальности или сектора видимости огней или знаков, а также расположения и характеристик звукосигнальных устройств, то подобное судно должно выполнять такие другие требования в отношении числа, положения, дальности или сектора видимости огней или знаков, а также расположения и характеристик звукосигнальных устройств, которые по решению его Правительства явятся наиболее близкими к настоящим Правилам применительно к данному судну.

Правило 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.        Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за его последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.

2.        При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и опасность столкновения и на все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избежания непосредственной опасности.

ПРАВИЛО 3. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Правилах, когда по контексту не требуется иного толкования:

a.         Слово "судно" означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолeты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

b.        Термин "судно с механическим двигателем" означает любое судно, приводимое в движение механической установкой.

c.         Термин "парусное судно" означает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, если она не используется.

d.        Термин "судно, занятое ловом рыбы" означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относятся к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.

e.         Слово "гидросамолет" означает любой летательный аппарат, способный маневрировать на воде.

f.         Термин "судно, лишенное возможности управляться" означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.

g.        Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" охватывает (но не исчерпывает) следующие суда:

                                 i.            судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;

                                ii.            судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами;

                               iii.            судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;

                               iv.            судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;

                                v.            судно, занятое работами по устранению минной опасности;

                               vi.            судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.

h.        Термин "судно, стеснённое своей осадкой" означает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющими ся глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует.

i.         Термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели.

j.         Слова "длина" и "ширина" судна означают его наибольшую длину и ширину.

k.        Суда должны считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого.

l.         Термин "ограниченная видимость" означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.

Вопрос 2. МППСС-72. Часть В. Правила плавания и маневрирования. Пр.  №№ 4,5,6.

ЧАСТЬ B  Правила плавания и маневрирования

РАЗДЕЛ 1. Плавание судов при любых условиях видимости.

Правило 4. ПРИМЕНЕНИЕ Правила этого раздела применяются при любых условиях видимости.

Правило 5. НАБЛЮДЕНИЕ Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

Правило 6. БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ

Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обязательствах и условиях.

При выборе безопасной скорости следующие факторы должны быть в числе тех, которые надлежит учитывать:

a.         Всем судам:

                                 i.            состояние видимости;

                                ii.            плотность движения, включая скопление рыболовных или любых других судов;

                               iii.            маневренные возможности судна и особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость судна в преобладающих условиях;

                               iv.            ночью - наличие фона освещения как от береговых огней, так и от рассеяния света собственных огней;

                                v.            состояние ветра, моря и течения и близость навигационных опасностей;

                               vi.            соотношение между осадками и имеющимися глубинами.

b.        Дополнительно судам, использующим радиолокатор:

                                 i.            характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;

                                ii.            любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;

                               iii.            влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех;

                               iv.            возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лёд и другие плавающие объекты;

                                v.            количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;

                               vi.            более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.

Вопрос 3. Часть С.  МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Правила №№  20-23.

ЧАСТЬ C  Огни и знаки

Правило 20. ПРИМЕНЕНИЕ

a.         Правила этой Части должны соблюдаться при любой погоде.

b.        Правила относящиеся к огням, должны соблюдаться от восхода до захода солнца, и в течении этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.

c.         Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

d.        Правила,относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.

e.         Огни и знаки,предписанные этими Правилами,должны соответствовать требованиям Приложения 1 к настоящим Правилам.

Правило 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

a.         "Топовый огонь" представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

b.        "Бортовые огни" представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.

c.         "Кормовой огонь" представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

d.        "Буксировочный огонь" представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и "кормовой", описанный в пункте c) этого Правила.

e.         "Круговой огонь" представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.

f.         "Проблесковый огонь" представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

 

Правило 22. ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ

Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в п.8 Приложения 1 к этим Правилам, с тем чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:

a.         На судах длиной 50 м или более:
топовый огонь - 6 миль;
бортовой огонь - 3 мили;
кормовой огонь - 3 мили;
буксировочный огонь - 3 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили;

b.        На судах длиной 12 м и более, но менее 50;
топовый огонь - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили;
бортовой огонь - 2 мили;
кормовой огонь - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;

c.         На судах длиной менее 15 м:
топовый огонь - 2 мили;
бортовой огонь - 1 мили;
кормовой огонь - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;

d.        На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах:
белый круговой огонь - 2 мили;

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

a.         Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:

                                 i.            топовый огонь впереди;

                                ii.            второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

                               iii.            бортовые огни;

                               iv.            кормовой огонь;

b.        Судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

c.          

                                 i.            Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

                                ii.            судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни;

                               iii.            топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

Вопрос 4. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  24-25.

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

a.         Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять:

                                 i.            вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м - три таких огня.

                                ii.            бортовые огни;

                               iii.            кормовой огонь;

                               iv.            буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;

                                v.            ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

b.        Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно,они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.

c.         Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:

                                 i.            вместо огня предписанного Правилом 23 (а) (i) или (а) (ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии;

                                ii.            бортовые огни;

                               iii.            кормовой огонь;

d.        Судно с механическим двигателем, к которому применяются пункты (а) или (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23 (а) (ii).

e.         Буксируемое судно или буксируемый объект, кроме указанных в пункте (g) этого Правила, должны выставлять:

                                 i.            бортовые огни;

                                ii.            кормовой огонь;

                               iii.            ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

f.         Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:

                                 i.            судно,толкаемое вперед,если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;

                                ii.            судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.

g.        Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должна выставлять:

                                 i.            при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме "драконов", которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;

                                ii.            при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;

                               iii.            при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (i) и (ii), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;

                               iv.            ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого объекта либо вблизи нее и, если длина буксира превышает 200 м,- дополнительный ромбовидный знак, установленный на наиболее видном месте впереди настолько, насколько это практически возможно.

 

h.        Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (e) или (g) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или по крайней мере указать на присутствие такого судна или объекта.

i.         Если по какой либо существенной причине судно, не занимающиеся обычно буксировочными операциями, не может показать огни, предписанные пунктами a) или (с) этого Правила, то в случаях когда оно занято буксировкой другого судна, терпящего бедствия или нуждающегося в помощи, оно не обязано выставлять эти огни. Все возможные меры должны быть приняты для того, чтобы показать характер взаимосвязи между буксирующим и буксируемым судами, как это установлено Правилом 36, в частности осветить буксирный трос.

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

a.         Парусное судно на ходу должно выставлять:

                                 i.            бортовые огни;

                                ii.            кормовой огонь;

b.        На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.

c.         -Парусное судно на ходу может в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с п.(b) этого Правила.

d.         

                                 i.            Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

                                ii.            Судно,идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем,который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

e.         Судно,идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.

Вопрос 5. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  26-28.

Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

a.         Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.

b.        Судно, занятое тралением, т.е.протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:

                                 i.            два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;

                                ii.            огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

                               iii.            если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.

c.         Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

                                 i.            два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;

                                ii.            если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

                               iii.            если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.

d.        Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.

e.         Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

a.         (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять:

                                 i.            два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

                                ii.            два шара или подобных знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

                               iii.            если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.

b.        Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:

                                 i.            три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым;

                                ii.            три знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний ромбом;

                               iii.            если судно имеет ход относительно воды,то в дополнении к огням, предписанным пунктом (i), - топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;

                               iv.            если судно стоит на якоре, то в дополнении к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii), - огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.

c.         Судно с механическим двигателем, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса, должно в дополнение к огням или знакам, предписанным Правилом 24 (а), выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (b) настоящего Правила.

d.        Судно,занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i),(ii) и (iii) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:

                                 i.            два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны на которой существует препятствие;

                                ii.            два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны с которой может пройти другое судно;

                               iii.            если оно стоит на якоре, - огни или знаки, предписанные этим пунктом, вместо огней или знаков,предписанных Правилом 30.

e.         Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять:

                                 i.            три круговых огня, расположенных по вертикали на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний огонь - белым;

                                ii.            флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.

f.         Судно,занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным для судов с механическим двигателем Правилом 23, либо к огням или знаку, предписанным для судна на якоре Правилом 30, соответственно должно выставлять три зеленых круговых огня или три шара. Один из этих огней или знаков должен выставляться вблизи топа фок-мачты, а два других - на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно приближаться к судну, занятому работами по устранению минной опасности, на расстояние менее 1000 м.

g.        Суда длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.

h.        Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствия и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении 4 к настоящим Правилам.

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.

Вопрос 6. МППСС-72 ОГНИ И ЗНАКИ. Пр. №№  29-31.

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

a.         Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

                                 i.            на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным;

                                ii.            если оно на ходу, то дополнительно - бортовые огни и кормовой огонь;

                               iii.            если оно стоит на якоре, то в дополнении к огням, предписанным подпунктом (i), - огонь или знак, предписанный Правилом 30 для судна на якоре.

b.        Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

a.         Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

                                 i.            в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;

                                ii.            на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь.

b.        Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.

c.         Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

d.        судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того на наиболее видном месте:

                                 i.            два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии;

                                ii.            три шара, расположенных по вертикальной линии.

e.         Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (а), (b) или (d) этого Правила.

f.         Судно длиной менее 12 м на мели не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (d) этого Правила.

Правило 31. ГИДРОСАМОЛЕТЫ Если гидросамолет практически не может выставлять огни или знаки, которые по своим характеристикам или расположению отвечали бы требованиям Правил этой Части, он должен выставлять огни и знаки, которые по своим характеристикам и расположению были бы настолько близки к требованиям Правил, насколько это возможно.

Вопрос 7. МППСС-72 Часть Д. Звук. и свет. сигналы.   Пр: №№ 32-34

ЧАСТЬ D   Звуковые и световые сигналы

Правило 32. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

a.         Слово "свисток" означает любое звукосигнальное устройство, могущее по давать предписанные звуки и соответствующее техническим требованиям, перечисленным в Приложении 3 к настоящим Правилам.

b.        Термин "короткий звук" означает звук продолжительностью около 1 с.

c.         Термин "продолжительный звук" означает звук продолжительностью от 4 до 6 с.

Правило 33. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ

a.         Судно длиной 12 метров и более должно быть снабжено свистком и колоколом, а судно длиной 100 метров и более должно, кроме того, быть снабжено гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть смешаны со звуком колокола. Свисток, колокол и гонг должны соответствовать требованиям Приложения III к настоящим Правилам. Колокол и (или) гонг могут быть заменены другими устройствами, имеющими такие же соответствующие звуковые характеристики, причем всегда должна быть предусмотрена возможность подачи предписанных сигналов вручную.

b.        Судно длиной менее 12 метров не обязано иметь звукосигнальные устройства, предписанные п. (a) этого Правила, и если такое судно не имеет их, то оно должно быть снабжено другими средствами подачи эффективного звукового сигнала.

Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

a.         Когда суда находятся на виду друг у друга, то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается настоящими Правилами, должно показать свой маневр сигналами, подаваемыми свистком, следующим образом: один короткий звук означает "Я изменяю свой курс вправо"; два коротких звука означают "Я изменяю свой курс влево"; три коротких звука означают "Мои движители работают на задний ход".

b.        Судно может сопровождать звуковые сигналы, предписанные пунктом (а) этого Правила, световыми сигналами, повторяемыми в течение всего маневра:

                                 i.            эти световые сигналы должны иметь следующее значение: один проблеск означает "Я изменяю свой курс вправо"; два проблеска означают "Я изменяю свой курс влево"; три проблеска означают "Мои движители работают на задний ход";

                                ii.            продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 с, интервал между проблесками - около 1 с, интервал между последовательными сигналами - не менее 10 с;

                               iii.            используемый для подачи такого сигнала огонь, если он установлен, должен быть белым круговым огнем, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.

c.         Когда суда находятся на виду друг у друга в узком проходе или на фарватере, то:

                                 i.            судно, намеревающееся обогнать в соответствии с Правилом 9 (е)(i) другое судно, должно показать свое намерение следующими сигналами, подаваемыми свистком: два продолжительных звука и вслед за ними один короткий звук, которые означают "Я намерен обогнать вас по правому борту", два продолжительных звука и вслед за ними два коротких звука означают "Я намереваюсь обогнать вас по левому борту";

                                ii.            судно, которое намереваются обогнать, должно, действуя в соответствии с Правилом 9 (е)(i), подтвердить свое согласие следующим сигналом, подаваемым свистком в указанной последовательности: один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звук.

d.        Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действия другого судна или сомневается в том, предпринимает ли это другое судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно немедленно должно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков.

e.         Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно подавать один продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пределах слышимости за изгибом или препятствием, должно отвечать на такой сигнал одним продолжительным звуком.

f.         Если на судне свистки установлены на расстоянии более 100 м друг от друга, то для подачи сигналов маневроуказания и предупреждения должен использоваться только один свисток.

Вопрос 8. МППСС-72 Пр. №№ 35-36. Правило №37. Сигналы бедствия.

 

Правило 35. ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, сигналы, предписанные этим Правилом, должны подаваться следующим образом.

a.         Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды,должно подавать через промежутки не более 2 мин один продолжительный звук.

b.        Судно с механическим двигателем на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 мин два продолжительных звука с промежутком между ними около 2 с.

c.         Судно, лишенное возможности управляться или ограниченное в возможности маневрировать, судно, стесненное своей осадкой, парусное судно, судно, занятое ловом рыбы, и судно, буксирующее или толкающее другое судно, должны вместо сигналов, предписанных пунктами (а) и (b) этого Правила, подавать через промежутки не более 2 мин три последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним два коротких.

d.        Судно, занятое ловом рыбы на якоре, и судно, ограниченное в возможности маневрировать, выполняющее свою работу на якоре, должны вместо сигналов, предписанных пунктом (g) этого Правила, подавать звуковой сигнал, предписанный пунктом (с) этого Правила.

e.         Буксируемое судно, а если буксируется больше одного судна, то последнее из них, если на нём находится команда, должно через промежутки не более 2 мин подавать четыре последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним три коротких. По возможности этот сигнал должен быть подан немедленно после сигнала буксирующего судна.

f.         Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочленённое судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и подавать сигналы, предписанные пунктами (а) и (b) этого Правила.

g.        Судно на якоре должно через промежутки не более 1 мин учащенно звонить в колокол в течение приблизительно 5 с. На судне длиной 100 м и более этот сигнал колоколом должен подаваться на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части - учащенный сигнал гонгом в течение приблизительно 5 с. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов о своем местонахождении и о возможности столкновения дополнительно подавать три последовательных звука свистком, а именно - один короткий, один продолжительный и один короткий.

h.        Судно на мели должно подавать сигнал колоколом и, если требуется,гонгом, как это предписано п.g) этого Правила, и дополнительно подавать три отдельных отчетливых удара в колокол непосредственно перед каждым учащенным звоном в колокол и после него. Судно на мели может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком.

i.         Судно длиной менее 12 м не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не менее 2 мин.

j.         Лоцманское судно, когда оно находится при исполнении своих лоцманских обязанностей, в дополнение к сигналам, предписанным пунктами (а), (b) или (g) этого Правила, может подавать опознавательный сигнал, состоящий из четырех коротких звуков.

Правило 36. СИГНАЛЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные этими Правилами, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.

Любой огонь, использующийся для привлечения внимания другого судна, должен быть таким, чтобы его нельзя было по ошибке принять за какое-либо средство навигационного оборудования. Применительно к целям настоящего Правила следует избегать использования прерывающихся или вращающихся огней с большой силой света (таких, как импульсные огни).

Правило 37. СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, описанные в Приложении IV к настоящим Правилам.

Приложение 4   СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

1.        Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:

a.         выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

b.        непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

c.         ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

d.        сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков ...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;

e.         сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова"МЭЙДЭЙ";

f.         сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

g.        сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

h.        пламя на судне (например от горящей смоляной или мазутной бочки и т.д.);

i.         красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

j.         дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;

k.        медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

l.         радиотелеграфный сигнал тревоги;

m.       радиотелефонный сигнал тревоги;

n.        сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

o.        одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.

2.        Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

3.        Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

a.         полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);

b.        цветное пятно на воде.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 

(5

 

мин.)

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Назначение и структура МППСС-72?

2.

Доложите Правило №… ?

3.

Какие огни и знаки несёт судно …..    ?

4.

Когда судно терпит бедствие и нуждается в  помощи, какие оно должно использовать или выставлять сигналы?

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т.1.1.3

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

Работа с руководящим документом и карточками МППСС-72

 

 

Преподаватель

А. В. Щербина

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


Скачано с www.znanio.ru

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное агентство по рыболовству

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Вопрос 1. Структура МППСС-72.

Вопрос 1. Структура МППСС-72.

Правительства явятся наиболее близкими к настоящим

Правительства явятся наиболее близкими к настоящим

Дополнительно судам, использующим радиолокатор: i

Дополнительно судам, использующим радиолокатор: i

На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах: белый круговой огонь - ;

На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах: белый круговой огонь - ;

Правилом 36, в частности осветить буксирный трос

Правилом 36, в частности осветить буксирный трос

Правилом 30. b. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого

Правилом 30. b. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого

Правило 33. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ

Правило 33. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ

Судно длиной менее не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не…

Судно длиной менее не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022