План-конспект к уроку ИЗО №30
в 6 Б классе.
Дата проведения урока:
Тема урока – правила линейной и воздушной перспективы.
Цели и задачи урока:
1. Формирование понятия о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве;
2. Обучение передаче своего настроения с помощью цвета;
3. Развитие эстетического вкуса, совершенствование техники работы с красками;
4. Развитие умения выполнять
рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы;
5. Развитие творческого воображения, наблюдательности,
зрительной памяти, внимания к деталям;
6. Воспитание эстетического вкуса, любови к природе.
Оборудование и материалы:
Для учителя: учебник, презентация.
Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь, учебник.
Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.
Ход урока:
1. Организационная часть: приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята, учителя, гости! Я очень рада видеть вас на занятии изобразительного искусства. Второй год мы с вами познаем законы изобразительного искусства. Но зачем уметь рисовать, понимать искусство? Мы не готовимся все стать художниками.
Ответы учеников: через изо мы учимся чувствовать, понимать, сопереживать, передавать свои чувства.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. ( Слайд 1)
3.Повторение изученного материала.
Учитель: Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (Слайд 2)
Ученики : пейзаж.
Учитель: Что художник изображает в пейзаже?
Ученики: природу, пространство.
Учитель: Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.(Слайд 3)
В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.
Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.(Слайд 4)
В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.
Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
4. Объяснение нового материала.
Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.
Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта). (Слайд 5)
Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.
Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.
Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). (Слайд 6) На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
Рассмотрим несколько правил при выполнении перспективы:
ü 1 правило - Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо . (Слайд 7)
ü 2 правило - Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче. (Слайд 8)
ü 3 правило – Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются.(Слайд 9)
ü 4 правило – Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско.(Слайд 10)
ü 5 правило – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены.(Слайд 11)
ü 6 правило – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.(Слайд 12)
5. Закрепление нового материала:
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.
Что называется точкой зрения или точкой схода?
Какими бывают линии горизонта?
Как изображают предметы на дальнем плане?
Как изображаются дальние предметы?
6. Постановка художественной задачи.
А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. (Слайд 13) Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.
1. Располагаем лист горизонтально.
2. Проводим линию горизонта (высокую)
3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.
4. Деревья, начиная с первого плана.
5. Работаем красками.
6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.
7. Практическая работа.
Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.
8. Итог урока.
По итогам активной работы на уроке я могу положительно оценить …перечисление учеников.
Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.
9Домашнее задание.
Домашним заданием будет дорисовать начатый в классе рисунок, по результатам которого я выставлю оценки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.