План-конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования
МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района города Кемерово
Объединение «Радуга»
Педагог: Попович Наталья Михайловна
Дата проведения: 10.05.2025 в 10:30
Место проведения: МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово, кабинет №31.
Возраст детей: 5-7 лет
Тема: «Солнечный цветок - одуванчик»
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: открытое.
Цель: совершенствование технических и изобразительных навыков учащихся посредством активизации знаний о первоцветах и умения их изображать.
Задачи:
Воспитательные:
· воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес к творчеству, к изобразительному искусству;
· формировать уважение к труду;
· способствовать формированию нравственно - патриотических чувств учащихся.
Образовательные:
· формировать умение самостоятельно компоновать рисунок
· закреплять знания и умения ранее изученного: техники безопасности, основ цветоведения, алгоритма выполнения рисунка;
· познакомить учащихся с особенностями изображения цветов.
Развивающие:
· Развивать творческие способности и воображение, чувство формы, цвета и композиции.
Методы и приемы, формы организации занятия: беседа, объяснение, практическая работа, работа в группе и индивидуально.
Средства обучения:
Для педагога: компьютер, наглядный материал, раздаточный материал.
Для обучающихся:
• Бумага заданной формы.
• Цветные карандаши
• Шаблоны
Ход занятия
I этап – Организационный (подготовительный).
Организационный момент: приветствие, актуализация имеющихся у детей знаний. Сообщение темы и цели занятия.
II этап. Основной. Повторение и закрепление изученного материала.
2.1. Изучение нового материала.
Беседа с демонстрацией наглядного материала о цветах одуванчиках. Знакомство с картинами: И.И. Левитана «Одуванчики», Романа Величко «Снежные цветы», И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком»
Вопросы:
- Где растут одуванчики?
- К какому жанру живописи относятся картины: И.И. Левитана «Одуванчики», Романа Величко «Снежные цветы», И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком»
- Какие три основных и дополнительных цвета в цветовом круге? Какая бывает цветовая палитра?
2.2. Закрепление полученных знаний и навыков.
- Повторение цветоведения. Три основных цвета (желтый, красный, синий); теплые, холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета, нейтральные цвета.
2.3. Физминутка
2.4. Выполнение практической работы «Солнечный цветок - одуванчик»
- Повторение техники безопасности.
- Выполнение наброска простым карандашом.
- Работа в цвете с использованием цветных карандашей.
III этап – Завершающий. Совместное с учащимися подведение итогов занятия. Анализ готовых работ, выставка.
План-конспект занятия
I этап – подготовительный.
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Наше занятие сегодня открытое, к нам пришли в гости родители и администрация Дворца творчества. Давайте вместе поздороваемся с гостями.
II этап – Основной.
2.1. Изучение нового материала. Беседа с использованием компьютерной презентации.
«Ребята, сегодня мы отправимся в волшебный мир природы и узнаем про удивительный цветок – одуванчик!»
Одуванчик — многолетнее растение. С латинского слова Taráxacum одуванчик переводится «лечить», «успокаивать». Русское название «одуванчик» происходит от слова «дуть» или «обдуть».
Весной маленькие солнышки заполоняют пригорки с первой зелёной травой, уступая дорогу лишь немногим первоцветам, таким как подснежники. Их веселый наряд вызывает улыбку и намекает на яркое лето. Удивительно, что одуванчики — известные модники и легко меняют желтый наряд на воздушный белый шлейф.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, где можно встретить одуванчики?
Ответы и пояснения:
• На лугу – они любят солнечные места.
• В парке – растут среди травы.
• Во дворе – иногда прямо между тротуарными плитками.
• Даже в горах! – одуванчики очень выносливые.
Дополнение:
«Одуванчики – как маленькие путешественники. Их семена разлетаются по ветру и вырастают в новых местах!»
Давайте посмотрим, какого цвета бывают одуванчики?
Ответы и пояснения:
• Ярко-жёлтые – когда только расцветают (как маленькие солнышки).
• Белые и пушистые – когда созревают (как воздушные шарики).
Ребята, сейчас предлагаю внимательно посмотреть на картины известных русских художников: И.И. Левитана «Одуванчики», Романа Величко «Снежные цветы», И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком» и сказать к какому жанру живописи они относятся?
Ответы учащихся: пейзаж, натюрморт, портрет
Демонстрация некоторых картин известных художников, на которых изображены цветы одуванчики.
2.2. Закрепление полученных знаний и навыков.
Давайте вспомним цветоведение. Три основных цвета: желтый, красный, синий, дополнительные цвета. Теплая, холодная цветовая палитра.
2.3. Практическая работа
Переходим к практической части работы. Обратите внимание на работу, которую мы выполним сегодня на занятии. Нашу работу мы выполним сегодня цветными карандашами. Но вначале повторим технику безопасности:
- В начале работы мы будем использовать простой карандаш, чтобы нарисовать набросок нашего цветка.
- Вторым этапом мы раскрасим наш цветок цветными карандашами.
- Карандашами рисуем аккуратно, не размахиваем ими.
- По окончанию занятия мы уберем наши рабочие места.
2.4. Физминутка «Одуванчики»
Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый цветочек за солнцем следит. (Повороты влево-вправо)
Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, потянуться на носочках)
С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его бела, парашютиков полна. (Соединить над головой округленные руки)
2.5. Практическая работа по выполнению рисунка
Последовательность выполнения рисунка
1. Лист бумаги мы располагаем вертикально. Для начала работы нам понадобится простой карандаш. Карандашом мы намечаем отступы от края листа со всех сторон и находим композиционный центр. Не давя сильно на карандаш, кружочками размечаем, где будет находиться наш одуванчик.
2. Теперь прорисуем одуванчик детально.
Внимательно рассмотрим форму цветка, стебель (тонкая трубочка), листья, с зубчиками по краям (как у льва – поэтому их называют «зубы льва»!), жёлтый цветок состоит из множества лепестков. Созревший одуванчик выглядит, как пушистый шарик, белый, мягкий, состоит из сотен парашютиков с семенами. В одном круге, который мы обвели по шаблону, мы оранжевым карандашом нарисуем лепестки овальной формы. Лепестки рисуем по всему кругу. На втором круге внутри нарисуем небольшой овал и от этого овала в разные стороны отходят лучики. Показываю на доске.
Из цветка рисуем вниз стебель. Внизу у основания стебля нарисуем листья, вытянутой овальной формы. Для этого нам понадобятся шаблоны, которые лежат у нас на краю стола. Берем шаблон прикладываем под небольшим наклоном с низу стебля и обводим простым карандашом. Обводим два листика, после прорисуем зубчики на листьях.
3. Далее раскрасим желтым карандашом бутон цветка. Зеленым цветом обводим по контуру, стебель и листья. Добавляем прожилки на листья. Аккуратными штриховыми движениями закрашиваем светлым зеленым карандашом стебель и листья цветка.
4. Внизу цветка нарисуем землю коричневым карандашом.
Пока учащиеся выполняют работу, педагог рассказывает интересные факты, легенды, стихи об одуванчиках.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
Владимир Степанов
Легенда:
В старинной легенде рассказывается, что на Руси одуванчик был самым любимым цветком: давал нектар пчелам, девушкам – цветы на венки, его корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали дорогу путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду несчастье и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил головку, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
В одной из легенд об этом цветке говорится, что Одуванчики – дети Луны и Солнца. “Одуванчики должны были зажигать на небе лампы каждую ночь, но - не хотели этого делать. В наказание Луна послала ветер, который сдул их на землю. Но, в утешение, отец-Солнце пообещал, что на земле дети будут светить так же ярко, как на небе. Каждое лето цветы превращаются в пушинки, стараясь попасть обратно на небо с тем же ветром, который принес их на землю.”
Интересные факты
- Одуванчик не только яркий весенний цветок, но и полезное и вкусное растение. Из него плетут венки и готовят вкусный зеленый борщ!
- По цветению одуванчиков можно сверять время: они расцветают с утра, а к полудню уже сжимают свои головки.
- Одуванчики могут служить барометрами: незадолго до дождя цветки закрываются.
- Одуванчик очень любит жизнь! Он может расти в плохой почве, без воды, может даже пробиться сквозь бетон и асфальт. А погибнет только после того, как с его головки сорвутся и улетят все «парашютики», чтобы вновь родиться...
- Есть всемирно-признанный праздник — День одуванчика, который отмечается ежегодно 13 мая. Вот такой он удивительный и прекрасный — одуванчик!
Загадки
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Ответ: ромашка.
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается ...
(Сирень)
III этап – Завершающий. Проводится анализ готовых работ. Организуется выставка. Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание и активную работу на занятии.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.