План -конспект "Уникальные памятники природы"
Оценка 4.6

План -конспект "Уникальные памятники природы"

Оценка 4.6
docx
18.12.2022
План -конспект "Уникальные памятники природы"
уникальные памятники природы.1docx.docx

СЦЕНАРИЙ цифрового образовательного ресурса

 

Предмет: русский язык                     Класс: 9                    Тема (название ЦОР):     Уникальные памятники природы.                       урок 13

 

 

Дикторский текст

Визуализация на экране

 

1

-

 

Оргмомент

2

Здравствуйте, ребята! Я, Мамырханова Мира Мурзахановна - учитель русского языка и литературы лицея №44 имени Оралхана Бокея акимата города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области.

Тема нашего урока:

Уникальные памятники природы.

Предмет, класс, тема:

 

РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс

              Тема урока:

Уникальные памятники природы.

 

 

Сегодня на уроке мы будем понимать главную, второстепенную и скрытую информацию сплошных и несплошных текстов, составлять тезисный план; применять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Цель урока:

1. понимать главную, второстепенную и скрытую информацию сплошных и несплошных текстов, составлять тезисный план;

2. применять  знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Объяснение нового материала

 

На  уроке мы будем говорить об уникальных памятниках природы Казахстана.

Ребята, подберите ассоциативный ряд к слову уникальный

Да, ребята, действительно в Казахстане очень много уникальных-редких памятников, которые создала природа. Одним из таких является Маркакольский национальный  заповедник.

Посмотрите данный видеоматериал и

ответьте на вопрос,

чем уникален Маркакольский заповедник?

Запишите основную информацию информацию о Маркакольском заповеднике, используя предложения несплошного текста.

 

Да, ребята, в этом  уникальность-неповторимость Маркакольского заповедника.

 

 

 

 

 

 Уникальный- редкий, исключительный, единственный, феноменальный

https://yandex.kz/video/preview/?filmId=17543769598158924481&p=1&text=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0

 

1.Маркакольский национальный  заповедник расположен на юго-востоке Алтая, в котловине озера Маркаколь.

2.Флора включает более 700 видов высших растений.

3.В фауне заповедника представлено более 55 видов млекопитающих.

4.Маркаколь-крупнейший водоем Алтая.

5.Основным богатством Маркаколя является ускуч- рыба из семейства лососевых.

6.Эта рыба в Казахстане водится только в этом озере.

Закрепление

3

Ребята, в Казахстане природа создала  удивительные природные зоны, которые остаются загадкой для ученых.

 А сейчас прочитайте текст и составьте тезисный план.

Давайте повторим, что такое ТЕЗИС.

   Тезис – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.

    При выполнении данного задания можете руководствоваться данной памяткой.

                Памятка.
​«Как составить тезисный план»:

​1.Нужно прочитать текст и записать главную мысль автора.
​2.Затем необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи.
​3.После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста.
​4.В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз.
​5.Когда главная мысль выделена, ее необходимо правильно сформулировать. Формулировку можно произвести с помощью тех же слов, что присутствуют в абзаце, просто вычеркните подробности (детали, описания, выразительные средства).
​6.Желательно, чтобы в тезисе было не более 80 знаков. Предложение должно быть простым и понятным.

 

 

    Природные достопримечательности Казахстана сочетают в себе уникальные ансамбли, состоящие из невероятно красивых горных вершин и бирюзовых озер. Природа Казахстана славится бескрайней степью, завораживающими каньонами и мистическими ущельями.

Такие природные зоны Казахстана как Долина шаров в Мангистау, заставляют ученых ломать головы. Эта достопримечательность невероятной красоты — сотни камней причудливой формы разбросаны по равнине. Шароподобные конкреции в этой долине имеют разный размер — от нескольких сантиметров до метра и более. Считается, что шары образовались в результате электроразрядов в земной коре в местах тектонических разломов. Но есть и другая версия: каменные бусы образовались на дне древнего моря, которое высохло.

Чарынский каньон раскинулся в 200 км от Алматы. За большое количество скал, башен и чудных колонн на территории его еще называют Долиной Замков. Как утверждают археологи, Чарын создала сама природа. Он возник из-за быстрого течения одноименной реки, протекающей по жаркой степи. Обтесанные каменные вековые изваяния приобрели необыкновенные формы. Вода буквально вырезала в скалах рельефные изображения. Возраст природной достопримечательности — более 12 млн лет. Нередко эту местность называют младшим братом известного Большого Каньона в Америке.

 

 

Выполните следующее задание:

 

Из данных простых предложений составьте сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, запишите в тетрадь.

В СПП определите вид придаточного предложения.

   На востоке Казахстана, в предгорьях Тарбагатая и Алтая, лежат красивейшие озера Жайсан и Алаколь. Они известны своими лечебными свойствами. В котловине озера Жайсан сохранились остатки реликтовых саванных лесов. В предгорьях Тарбагатая и песках Айгыркум растет облепиха. Неподражаемо красивы алтайские озера, плещущиеся среди гранитных скал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезис – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
​     

 

 

   

           Памятка.
​«Как составить тезисный план»:

​1.Нужно прочитать текст и записать главную мысль автора.
​2.Затем необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи.
​3.После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста.
​4.В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз.
​5.Когда главная мысль выделена, ее необходимо правильно сформулировать. Формулировку можно произвести с помощью тех же слов, что присутствуют в абзаце, просто вычеркните подробности (детали, описания, выразительные средства).
​6.Желательно, чтобы в тезисе было не более 80 знаков. Предложение должно быть простым и понятным.

 

 

 

        Тезисный план:

1.     Природные достопримечательности Казахстана сочетают в себе уникальные ансамбли.

2.     Долина шаров в Мангистау, заставляет ученых ломать головы.

3.     Чарынский каньон-Долина Замков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На востоке Казахстана, в предгорьях Тарбагатая и Алтая, лежат красивейшие озера Жайсан и Алаколь, которые  известны своими лечебными свойствами.-СПП с придаточным определительным.

 В котловине озера Жайсан сохранились остатки реликтовых саванных лесов, и в предгорьях Тарбагатая и песках Айгыркум растет облепиха.-ССП со значением одновременности.

 Неподражаемо красивы алтайские озера, потому что они плещутся среди гранитных скал.-СПП с придаточным причины.

 

 

 

 

критерии оценивания

дескрипторы

 Читает текст

Понимает содержание текста

Передает содержание текста сложными предложениями

 

Образует из данных простых предложений сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

 

Определяет вид придаточного в СПП

 

 

Задает вопросы от главного к придаточному и определяет вид придаточного, ставит знаки препинания.

 

Обобщение

5

Ребята, напишите аннотацию к данному тексту. В аннотации используйте речевые клише: в тексте рассматривается…, текст адресован…

В тексте рассматривается материал об озерах Восточного Казахстана-Жайсан и Алаколь. Также говорится о реликтовых лесах во впадине озера Жайсан. Текст адресован для широкого круга читателей.

Рефлексия

6

Подведем итог урока. 

Сегодня на уроке мы расширили наш кругозор об уникальных памятниках природы Казахстана, работали над  пониманием главной,  второстепенной и скрытой информацией сплошных и несплошных текстов, составляли тезисный план;  повторили постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

 

 

Презентация на тему: "Подведение итогов урока. Рефлексия. Виды ...

Рекомендуе-мое задание

Рекомендуемое задание для самостоятельной работы.

Напишите проблемную статью на тему «Уникальные памятники Казахстана»

 

Напишите проблемную статью на тему «Уникальные памятники Казахстана»

 

Конец урока

7

 До свидания! Урок окончен!

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СЦЕНАРИЙ цифрового образовательного ресурса

СЦЕНАРИЙ цифрового образовательного ресурса

Да, ребята, в этом уникальность-неповторимость

Да, ребята, в этом уникальность-неповторимость

Желательно, чтобы в тезисе было не более 80 знаков

Желательно, чтобы в тезисе было не более 80 знаков

Возраст природной достопримечательности — более 12 млн лет

Возраст природной достопримечательности — более 12 млн лет

Обобщение 5 Ребята, напишите аннотацию к данному тексту

Обобщение 5 Ребята, напишите аннотацию к данному тексту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022