План-конспект урока литературного чтения
Оценка 4.6

План-конспект урока литературного чтения

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
4 кл
14.12.2019
План-конспект урока литературного чтения
План-конспект урока литературы в начальной школе.
План-конспект.docx

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Представление:

-Здравствуйте ,ребята! Начнем наш урок инсценированием стихотворения:

 

Из глубокого колодца (руки буквой "О")

Солнце, медленно встаёт (руки поднимаются над головой).

Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).

Луч его нам улыбнётся (руки в стороны).

Новый день оно начнёт (руки широко вниз).

 

-Всю дорогу нашу освещает солнце.

А что мы ощущаем от солнца? (“теплоту”, “свет”, “заботу”)

 – Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце»  Как вы это понимаете?

 Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше.

 И сегодня нам на уроке поможет солнышко.(слайд 2)

Оно будет нас согревать своими лучиками. Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка тоже согревает своим теплом, улучшает настроение.

И  я очень хочу, чтобы урок был для нас действительно добрым и тёплым, как солнышко.

дети продолжают стоять у своих мест и вместе с учителем инсценируют стихотворение.

 

 

Ребята, постарайтесь  настроиться сегодня на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать      правила работы на уроке (слайд 3):

- Читать –как?

- Слушать – как?

- Говорить – как?

 

Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами начинаем  осваивать это искусство.

 

 

И начнём с упражнения (слайд 4) :

 

 ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.

 

 Прочитаем вслух:

 

1.     Хоровое чтение в умеренном темпе.

2.     Прочитать медленно, затем с ускорением.

3.     Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.

 

-Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

- А сейчас, внимание на экран-(слайд 5)

 появляются на экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ. 

- Перед вами цепочка слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе.

А сколько хороших слов подарили нам писатели. Например:( слайд 6)

 

                                                         ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО,

                                                         НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО.

                                                                                                    Л.Н. ТОЛСТОЙ

- Как мы понимаем эти слова?

Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира).  Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим.

 

Нашим помощником на уроке будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны".  (напечатан на бумаге А4 ) Прочитайте его про себя.

 (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться). А что такое тайна?  

В конце урока мы к данному эпиграфу вернемся и попробуем раскрыть его смысл.

Работа в парах:

- А сейчас задания на карточках. Возьмите голубой лист, на котором напечатаны названия произведений : «Филиппок» , «Акула», «Ворона и лисица», «Котенок»

·         Прочитайте названия произведений.

·         Какое произведение "лишнее" и почему?

·         Кто автор данного произведения? Кто написал остальные произведения?

·         С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

 

       - Верно, ребята, это  Лев Николаевич Толстой (слайд 7 ) Великий русский писатель, гордость русского народа.

 

Методический прием  «Кластер»

Обратите внимание на выставку книг?

- Я выбрала несколько произведений по разным жанрам.( слайд 8)

 1. Рассказы: «Акула», «Черепаха», « Котенок»

 2. Сказки: «Три медведя»,«Как мужик гусей делил», «Мальчик с пальчик»(слайд9)

 3.Басни: «Мужик и водяной», «Осёл и лошадь», «Белка и волк», «Зайцы и лягушки» (слайд10)

4. Были: (слайд 11)

- Чему учат нас произедения Льва Николаевича Толстова? (добру, уважению к старшему возрасту,  честности, любви, справедливости)

- Ребята, а сейчас я загадаю загадку, и отгадав ее вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке.

 

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

 Потому что я……( собака)     (Вешаю изображение собаки)

 

Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

 

 

- Собака – друг человека, верный  друг, никогда не предаёт своего хозяина. Ребята, если вы смотрели художественный фильм «Белый Бим, Черное ухо»,  один из главных героев был пес, по кличке Бим. Который был очень предан своему хозяину. И хозяин его очень любил.

 Помните ребята!  Мы в ответе за тех, кого приручили.

Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

-А сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке или  какому-то другому животному? (звучит рычание льва)

- Представляете, это голос льва.  ( вешаю изображение льва)

- Где обитают львы? А где мы можем их увидеть? Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

                                                               https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=103fc775e596dd7d05574773b0ebf40f&n=22               https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b12d8b3be2618bc9bfcf894fb0ded288&n=33&h=190&w=254                              

 

Приём «Водопад»

 

- Ребята, давайте охарактеризуем этих животных. Какие они? Возьмите лист белого цвета. Определите, к кому подходят данные характеристики? 1 ряд- находят хар-ку на льва, 3 ряд- на собачку. 2 ряд- дополняют ответами характеристики льва и собачки. ( на стола у учащихся на белых листах написаны вразброс характеристики льва и собаки. Дети определяют кому какие подходят данные характеристики, и подходя к столу учителя, находят нужную характеристику и вывешивают ее под картинки животных.

 

Льва -  за  гриву,   внушительный  вид  и  силу  называют  царём  зверей.  Водится  в  Африке  и  Индии.  Львицы  вскармливают  своих  и  чужих  львят.

 Нападают  в  сумерках  или  ночью. Добычей  сначала  лакомится  самый  сильный  лев  в  группе. Остальные  ждут  очереди, бывает, что  малышам  ничего  не  достаётся.

Охотятся  на  травоядных – зебр, антилоп, буйволов. Иногда  едят  умерших  животных. Но  добыча  должна  быть  крупной, львам  надо  много  еды.

       Лев  сначала  подкрадывается  к  жертве, прячась  в     траве.       Если  он    один, то  просто  бросается  внезапно, если  охота  групповая, то  окружают, прыгают  на  спину, валят…

           Почему  много  львят  гибнет?

Львята  непоседливы, а  у  них  много  врагов. Львица  часто   «перепрятывает»   львят. А  если  в  группу  приходит  новый  вожак,  он  стремится  убить  и  съесть  чужое  потомство.

1.     Львиный  рёв  слышно  издалека.

 

 

Дополнение к характеристикам:

Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире  чихуахуа. Её рост -15-20см.

Дополнение к характеристикам:

Лев: Царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. Лев обладает отличным зрением и слухом.

Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва.

 У льва не рёв? "гром небесный".

Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь.

Лев может развивать скорость до 50км/час.

 Может лазить по деревьям.

Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их.

Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

В зоопарке они доживают до 50 лет.

 

 

 

-  Ребята, а могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту, по среде обитания) найти общий язык?

- Сформулируйте тему нашего урока?

 

Сегодня мы с вами узнаем о судьбе сильного и свирепого льва и маленькой собачки из рассказа-были Л.Н. Толстого

 

- А прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте немного отдохнем, и проведем добрую физкультминутку.

 

 

Изучение новой темы:

- Ребята, откройте учебник на странице 160. Прочитайте название произведения.

– О чём он может нам  рассказать ? (о хищном льве и маленькой собачке )

- К какому жанру относится это произведение? Давайте вспомним, что такое быль?

 

- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателя рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что с детства Толстой был очень чувствителен, часто плакал и эта черта – умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нем до конца жизни. И услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал рассказ – быль «Лев и собачка».

- Ребята, я сейчас вам буду читать произведение Льва Николаевича Толстого, а что будете делать вы?

 

- Прислушайтесь к себе, какие чувства у вас возникли при прослушивании этого рассказа?

 

Выберите из списка: (слайд 12)

     Горечь           Тоска

     Печаль           Грусть

          Радость          Восхищение

          Удивление     Разочарование

           Гнев                Злость

- Вы очень внимательно слушали эту историю, назовите главных героев этой истории?

- Где происходило событие?

Словарная работа.

-       При чтении этого  рассказа - смысл каких слов вам был не понятен?   Обрати внимание,    эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде.(слайд 13)

   Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

   Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

  Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

  Бился  - Металсяударялся, беспокойно двигался из стороны в сторону.

  Издохла – умерла.

   Засовы – большие дверные задвижки.

 

Анализ прочитанного текста.

·         

-Ребята, давайте поработаем по тексту.

-1.Почему посетители приходили с собаками и кошками? Найдите и прочитайте этот момент?

Какие чувства вызвал поступок этого человека? В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- 2. Рассмотрите иллюстрацию, к какому моменту она относится?

- 3.Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею?

4. А почему собачка понравилась льву?

-5. Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент.

- 6. Ребята, а в какой момент она поняла, что лев  ее не тронет? ( когда он оставил ей мяса)

 7. Найдите и прочитайте в тексте, как автор называет собачку? ( собачка, собачонка, лапки, хвостик)

8. Почему? ( он любит ее, потому что она маленькая, добрая, беззащитная)

9. - Что необычного было в поведении льва? ( лев проявил качества, свойственные только человеку).

- Какое  чувство лев при этом проявил? заботу

В чем проявилась забота льва по отношению к собачке?

 (На слайде – слово «забота») слайд 14.

 

10. -  Как повела себя собачка? Перечитайте.

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)слайд 14

-Рассмотрите иллюстрацию, к какому моменту она относится?

( когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку)

11. Сколько прожили лев и собачка в одной клетке?

12. Что же произошло  с собачкой?

13. - От чего она умерла? ( В неволе)

14.- Найди и прочитай отрывок, из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

 15.-Как же повёл себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

16. –Какое чувство лев испытывал? Тоска (слайд 13)

17. -Какие действия предпринимает хозяин?

 

18.  – Почему лев разорвал другую собачку?

 

-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.

 - Какое это чувство?

 («преданность») слайд 13

19.Как смерть друга повлияла на льва? (Он умер.) От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться

20.- Ребята, какой конец у этой истории? ( Печальный)

Эта история, настоящая трагедия.  А трагедия это что-то печальное, грустное.

- На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами? Во что переросли чувства собачки и льва?

В дружбу. Слайд 13

 

 - Скажите пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг другу? (ответы детей)

 

-В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?

А поведение льва- это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

 

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем?

(у Льва Николаевича Толстого чуткое сердце)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу « Чуткому сердцу откроются тайны»

- Как вы понимаете его смысл? ( Чуткое сердце- отзывчивое, благородное, доброе. Всегда может понять душевное состояние человека)

 

А теперь прикоснитесь каждый к  своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

 

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами! Спасибо, что вы были чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

- А сейчас встаньте. Закройте глаза….. давайте подумаем, что произошло сегодня с нами, действительно ли мы хотим  стать добрее, спросите сами себя: что я буду делать для этого? Скажите сами себе….

- Откройте глаза. Запомните слова Л.Н.Толстого (слайд 14)

Делайте добро тайно, и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Создание доброй жизни без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни. Л.Н.Толстой

 

- Всегда помните о том, кто тебе сделал добро, будьте благородными, чуткими и отзывчивыми.

 

У вас на партах лежат сердечки.  Напишите на них, какие чувства у вас возникли после нашего урока, поселились ли доброта, сочувствие, ласка, забота, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным?

На доске вы видите большое сердце. И вы свои сердечки поместите в большое сердце. Ваши сердечки наполнены добротой и любовью. И вместе мы создали большое сердце доброты и любви.

И если бы каждый человек дарил свое тепло и ласку всему живому, то на земле было бы меньше зла.

Домашнее задание (слайд 15)

- Ребята, я предлагаю на выбор домашнее задание:

1. подобрать пословицы к рассказу

2.нарисовать иллюстрации к произведению

3. сочинить сихотворение герою

- Наш урок подходит к концу, и я говорю спасибо всем ребятам за добрый, светлый и замечательный урок.

 

Составить синквейн об одном из героев рассказа. Напоминаю правила составления синквейна.

 

Составление синквейна

Одни пары на собачку, другие - на льва.

Синквейн (собачка)

Название(1сущ.)____собачка

Описание (3 прил.) _маленькая, ласковая, беззащитная

Действия (3 глагола) _прижалась, вскочила, заболела

Чувства (фраза из 3-х сл.)_Собачка понравилась льву.

Суть (существ.)_дружба

Синквейн (лев)

Название(1сущ.ное)____лев

Описание (3 прил.- ных) _сильный, верный, заботливый

Действия (3 глагола) _ понюхал, играл, тосковал

Чувства (фраза из 3-х слов)._Лев полюбил собачку.

Суть (существ.)_верность_________

Чтение составленных синквейнов.

Творческое задание.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Работа в парах .

 

Инсценирование. Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

 

Какие пословицы вы могли подобрать к данному произведению? (Старый друг лучше новых двух. Нет друга -ищи, а нашёл - береги. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.)

ответы детей:

 читать- вдумчиво;

слушать- внимательно;

говорить- внятно, доступно;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы детей:  о доброте

 

 

ответы детей: доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы детей:

 

 

Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме,  где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали

 

Рассказы – это и новые знания, и знакомства с чужим жизненным опытом.

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. Они  ненавязчиво нас поучают

 

-Быль - это то, что было в прошлом, в действительности. Значит события, которые описаны в рассказе происходили на самом деле.

 

 (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.) Его произведения нас учат добру и справедливости.

Рассказы – это и новые знания, и знакомства с чужим жизненным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лев – царь зверей, крупный хищник, сильный, умный, бесстрашный. Выражение «Драться как лев».

Собака – домашняя, преданная, доверчивая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.люди безжалостны - вместо того чтобы брать просто деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу

2. Собачка легла на спину,

подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

 

3.Ему стало жалко ее, она ему понравилась.

 

4.Потому , что она была добрая

 

5. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

 

 

 

 

 

 

10. Вечером собачка положила свою голову льву на лапу.

 

 

 

 

12. Собачка заболела и умерла.

13. В неволе – от тоски

14. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой.

15.Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих.

16. Тоска

17. Дал новую собачку.

18.Не остыла боль утраты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения

План-конспект урока литературного чтения
Скачать файл