План - конспект урока по литературе "А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ. «РОССИЯ»: ОБРАЗ РОДИНЫ КАК СИМВОЛ ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ"
Оценка 5

План - конспект урока по литературе "А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ. «РОССИЯ»: ОБРАЗ РОДИНЫ КАК СИМВОЛ ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ"

Оценка 5
docx
04.05.2023
План - конспект урока по литературе "А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ. «РОССИЯ»: ОБРАЗ РОДИНЫ КАК СИМВОЛ ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ"
А.docx

А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ. «РОССИЯ»: ОБРАЗ РОДИНЫ КАК СИМВОЛ ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ

Цели урока: познакомить с творчеством выдающегося поэта-символиста А. А. Блока; дать понятие «символизм»; подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя о Блоке – выдающемся русском поэте.

Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница ХХ и ХI веков, такой 100 лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, сто лет назад, перед началом XX века, Александру Блоку шел двадцатый год, явление в русской литературе он был исключительное. Путь его в литературу «прорастал» из семейных традиций, о чем он сам написал в автобиографии (1915 г.).

Ученик-ассистент. «Семья моей матери причастна к литературе и науке.

Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).

... Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден...

Моя мать, Александра Андреевна ... переводила и переводит с французского – стихами и прозой...

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера... Я встречался с ним мало, но помню его кровно».

Учитель. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Блок знал отца преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю свою жизнь.

Ученик-ассистент. «Детство мое прошло в семье матери... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».

Учитель. Первые творческие опыты маленького Саши были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам, составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В четырнадцать лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.

Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898 г., он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого ученого-химика, Дмитрия Ивановича Менделеева, друга деда Блока.

Ученица-ассистент. «Удивительно ли, – писала М. А. Бекетова (тетя поэта), – что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии».

Учитель. Летом 1898 г., когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были еще впереди. Осенью Блок поступил не на Императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца – на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 г.

В студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам-«белоподкладочникам» – так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах и забастовках. В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность к таинствам мира, увлекшись древней философией, изучает философию Платона и проникается идеей «двоемирия», существования двух миров – реального и идеального.

В 1901 г. Блок знакомится с творчеством философа и поэта Владимира Соловьева. Идеи Соловьева имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьева Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причем то, что происходит здесь, на земле, – только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть глазами земного человека: возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.

Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х гг., сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей, смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выражали неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие к вековым духовно-культурным ценностям.

Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи (в российской живописи – это работы М. К. Чюрлёниса, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова).

(Демонстрация репродукций работ этих художников.)


 

Скачано с www.znanio.ru

А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ

А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ

Но в юности Блок готовился к театральному поприщу

Но в юности Блок готовился к театральному поприщу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023