План-конспект занятия по теме "Композиция на историческую тему"
Оценка 4.9

План-конспект занятия по теме "Композиция на историческую тему"

Оценка 4.9
pdf
24.11.2023
План-конспект занятия по теме "Композиция на историческую тему"
План-конспект занятия по теме Композиция на историческую тему.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА                           

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

 

 

 

КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

педагога дополнительного образования Кочетковой Ирины Ивановны

Тема: Композиции на историческую тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Первомайское, 2023 год

Тема занятия: «Композиции на историческую тему» (Слайд 1)

 

(Слайд 2)

Цель: знакомство с историческим жанром; выполнение композиции на историческую тему.

Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; анализ картины        В.И. Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром. Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, наглядные пособия; для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, стаканнепроливайка.

 Музыкальный ряд:  классическая музыка.

План занятия:

1.     Объяснение нового материала, анализ репродукций 10-12 мин.

2.     Практическая работа учащихся 30 мин.

3.     Анализ работ 3-5 мин.

Ход занятия:

Педагог дополнительного образования:

Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же исторические события.

Важные составляющие успешной композиции:

Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру.

(Слайд 3)

Основные виды произведений исторического жанра - исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический жанр часто переплетается с др. жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторической композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр - в тех случаях, когда раскрывается исторический смысл военных событий. Изображаемые реальные исторические события насыщались мифологическими, библейскими, аллегорическими персонажами, получали легендарное истолкование. Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социальнополитических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений.

Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах - гробницах и храмах. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п.), либо в циклах, повествующих гл. обр. о подвигах правителя и его войска

(рельефы или росписи на темы битв, походов, осада городов, путешествий и т. п.).

1.      Композиционная схема.

На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции картины.

2.      Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное.

(Слайд 4) Творчество Сурикова В.И.

Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт-Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова увлекают грандиозные исторические сюжеты.

(Слайд 5)

Доклады учащихся:

1 учащийся: «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины)

(Слайд 6, 7)

В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Он изображает, по его словам, «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у собора Василия Блаженного.

Композиция картины разделена на две части: справа-Петр I и его приближенные, а слева-стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с родными.

Перед казнью стрельцы ведут себя по-разному. Кто-то смирился, а ктото бунтует. В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.

 

2 учащийся: «Меньшиков в Березове» (репродукция картины)

(Слайд 8-12)

              Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в Березове» (1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку. 

Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть, богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но рука, сжатая в кулак, свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.

3 учащийся «Боярыня Морозова» (репродукция картины)

(Слайд 13-23)

Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но за веру, всего была лишена.

Как и другие произведения Василия Сурикова, жанр картины «Боярыня Морозова» представляет историческую живопись. В кратком описании картины Сурикова «Боярыня Морозова» можно почерпнуть такие сведения: на внушительном, 304 на 586 см, полотне изображена историческая сцена раскола церковного учения в XVII веке. Оценки современников разделились от признания Василия Ивановича гением, до полного неприятия.

Быстрое движение саней акцентирует бегущий рядом мальчик и большое снежное пространство дороги внизу полотна.

В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двуперстия.

Фанатичное, бескровное лицо, или как писал единомышленник боярыни протопоп Аввакум: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

(Слайд 24)

 

Практическая работа:

(Слайд 25)

 

Задание: выполнить рисунок на историческую композицию.

Анализ работ. 

Выставка рисунков учащихся.

(Слайд 26-28)

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Первомайское, 2023 год Тема занятия: «Композиции на историческую тему» (Слайд 1) (Слайд 2)

Первомайское, 2023 год Тема занятия: «Композиции на историческую тему» (Слайд 1) (Слайд 2)

Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др

Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др

Слайд 6, 7) В 1878 – 1881 гг

Слайд 6, 7) В 1878 – 1881 гг

В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двуперстия

В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двуперстия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023