План по самообразованию
Тема: «Игровые технологии в формировании
правильного звукопроизношения у старших дошкольников
в условиях логопункта».
2018 – 2019 уч. г.
Тема: «Игровые технологии в формировании
правильного звукопроизношения у старших дошкольников
в условиях логопункта».
Цель: создать
условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической
игры. Повысить профессиональную
компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Повысить
собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей.
3. Изучить особенности организации игровых моментов.
4. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года.
5. Создать учебную программу.
6. Оформить в кабинете логопедический уголок в соответствии с программным
изучением.
В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является актуальным. Игровые упражнения, направленные на автоматизацию звука, способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления). Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы. Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знаниям.
Ребёнка
окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра,
журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы.
Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми,
получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок
начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение
культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую правильность
речи. Выразительность, четкая дикция, умение пользоваться двигательными
средствами выразительности (мимика, жесты, тональность детской речи,
двигательные навыки в процессе разговора).
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет
ребёнку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть
фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно
влияет на становление письменной. Речь ребёнка необходимо развивать в
дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и
податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития
речи детей дошкольного возраста.
Известно, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста
является игра. Это важнейшая форма организации их жизни, наиболее для них
интересная и доступная. Следовательно, для достижения наибольшей эффективности
использую игры и игровые приёмы (игровые технологии). С помощью них закрепляю
правильное произношение поставленных звуков, развиваю фонематическое
восприятие, целенаправленное внимание, память, мышление, зрительное восприятие,
воображение.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при
условии создания полноценной речевой среды.
Для проведения работы по формированию фонематического восприятия созданы
необходимые условия. Развивающая предметная среда включает в себя музыкальные
игрушки, аудио кассеты детских песен, дидактические игры для развития
фонематических представлений, картотеки: чистоговорок, скороговорок,
артикуляционной гимнастики. Однако само по себе наличие звучащих предметов и
игрушек ничего не значит. Поэтому учу ребёнка слушать звучание предметов, природы,
улицы, а потом и звуков речи. Для этого провожу игры: «Послушай улицу», «Что
звучит?», «Угадай, кто позвал», «Кто что слышит?», «Подбери слова сходные по
звучанию».
Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, уделяю дидактической
игре. Дидактические игры позволяют процесс обучения проводить в доступной и
привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное
литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание,
работа над которым имеет важное значение. Поэтому использую в своей работе
упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры:
«Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Кто кого?», «Тихо
– громко», «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» и др. на формирование длительного целенаправленного
ротового выдоха.
Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и
игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки,
определять их в словах.
Работу по развитию звуковой культуры речи провожу в следующей
последовательности:
На самом первом этапе учу детей выделять звук. Играем с детьми в такие
игры:
"Заводные
игрушки". Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это
дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
"Подскажи кукле
звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает
плохо: не все звуки слышны.
Прошу поправить куклу, где необходимо.
На солнышке грелся черноухий котено. (К). На него смотрел белолапый щено.
(К). Он хотел его догна. (Т'). А рядом по двору гулял важный пету. (X). За ним
бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М) и т. д.
Кроме приведенных примеров использую игры: «Найди общий звук», «Посмотри
внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Стоп-игра», подвижные
игры: «Надувала кошка шар» «Мухи и комары» и
другие.
После того как дети научились выделять звуки в словах, перехожу к
определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают
дидактические игры. Например:
«Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше», «Найди место звука в
слове», «Подбери слово к схеме», «Необычные цветы», «Логопедическая ромашка» и другие.
Стараюсь игры проводить систематически.
План по самообразованию
Сентябрь
- мониторинг; - создать учебную программу; - изучить литературу по данной теме:
О.Г. Ивановская, «Энциклопедия логопедических игр». Санкт-Петербург 2007г. Изд. «КАРО».
И.А. Чистякова «33 игры для развития глагольного словаря дошкольника». Санкт-Петербург 2005г. Изд. «КАРО».
И. Светлова «Большая книга логопедических игр». Москва 1010г. Изд. «Эксмо»;
Консультация для родителей: «Игротека в кругу семьи».
Цель: формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
Консультация для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения».
Цель: консультировать педагогов по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушение речевого развития.
Октябрь
Тема: «Подвижные игры в системе коррекционной работы».
Консультация
для родителей: «Игровые методы преодоления ФФНР у детей».
Консультация для воспитателей: «Влияние речи взрослого на речевое развитие
ребенка». Оформление папки-передвижки «Логопедическая ритмика».
Ноябрь
Консультация для родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Орган речи. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика».
Оформить в кабинете картотеку игр по секциям.
Дидактический материал; Сделать «Звуковой паровозик», «Звуковые часы».
Декабрь
Тема: «Дидактические игры по развитию речи».
Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. ( Игры и игровые задания для развития речи детей дома).
Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи».
Январь
Тема: «Автоматизация звуков с помощью игр».
Консультация для родителей: «Особенности речевого развития детей 7 лет».
Консультация для воспитателей: «Использование элементов логоритмики при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ».
Оформление папки- передвижки «Советы логопеда».
Февраль
Тема: «Общение и речь».
Консультация для родителей: «Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде».
Консультация для воспитателей: «Особенности поведения детей с речевым нарушением».
Март
Тема: «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи дошкольника».
Консультация для родителей: «Значение изобразительной деятельности для развития речи». Живопись с помощью пальцев.
Консультация для воспитателей: «Характеристика речи детей дошкольного возраста».
Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов « Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи дошкольника».
Апрель
Тема: «Игровые методы развития связной речи у детей».
Консультация для родителей: «Море фантазии».
Консультация для воспитателей: «Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста».
Май
Тема: «Формирование разговорной речи в беседе».
Выступление для родителей будущих первоклассников: «Учите детей говорить».
Мониторинг.
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год. Выступление с ним на педсовете.
Создать программу на следующий учебный год.
Вывод:
Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одним из преимуществ игры является то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка.
Методическое обеспечение:
1. Бабушкина Р.Л. «Логопедическая ритмика». Санкт-Петербург 2005г. Изд. «КАРО».
2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». Москва 2005г. Изд. «Сфера».
3. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». Москва2005г. Изд. «Просвещение».
4. Ивановская О.Г.«Энциклопедия логопедических игр». Санкт-Петербург 2007г. Изд. «КАРО».
5. Куликовская Т.А. «Логопедические игры». Москва 2008г. Изд. «Гном
6. Светлова И.Н. «Большая книга логопедических игр». Москва 1010г. Изд. «Эксмо».
7.Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками». Москва 2003г. Изд. «Эксмо».
8.Ткаченко Т.А. «Игры для развития связной речи». Москва 2006г. Изд. «Эксмо».
9. Чистякова И.А. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольника». Санкт-Петербург 2005г. Изд. «КАРО».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.