Рабочая программа
дополнительного дошкольного образования
по обучению детей раннего дошкольного возраста
(дети 2-3 лет)
Кружок «Волшебные пальчики»
Автор - составитель:
Соболева Л.И.
2025г.
Аннотация
Кружок «Волшебные пальчики» направлен на развитие и укрепление
мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно проводить пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
· самомассаж кистей рук
· пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
· выполнение движений с мелкими предметами конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные пуговицы, бусины)
· рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты)
· аппликация
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем, используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 2 раза в неделю в течение всего учебного года. Форма работы: группа из 10 воспитанников.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной
деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
· формирование произвольных координированных движений пальцев
рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного
восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
· формирование практических умений и навыков;
· обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
· развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
· совершенствование движений рук;
· занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время
игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа
происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие
ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться
за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие
Всех необходимых психологических познавательных процессов, коммуникативных волевой сферы и мелкой моторики.
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 10 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга,
что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно
связаны с речью;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 2-3 минуты.
В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных
пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Учебно – тематический план работы кружка
№ |
Виды деятельности |
Количество занятий |
1 |
Работа с крупами |
8 |
2 |
Работа с бумагой |
9 |
3 |
Работа со шнурками, нитками, стержнями |
7 |
4 |
Рисование |
32 |
5 |
Моделирование |
6 |
6 |
Лепка, изготовление поделок из различных материалов |
8 |
7 |
Диагностика |
2 |
Итого |
|
72 |
Календарно – тематический план работы кружка
Срок реализации |
Тема занятия |
Содержание деятельности |
Сентябрь |
«Кисть и карандаш» |
рисование прямых линий |
«Наши пальчики» |
работа с пальчиковыми красками |
|
«Сухой бассейн» |
работа с крупами с художественным словом |
|
«Гусеница» |
лепка с природным материалом (желуди) |
|
«Гусеница» |
развивающая игра |
|
«Урожай с огорода» |
пальчиковое раскрашивание |
|
«Яблоки созрели» |
рельефная аппликация |
|
«Проложи дорожку зайке» |
работа с манной крупой |
|
Октябрь
|
« Мячики для котят» |
рисование пальчиками |
«Дорожка для котят» |
работа со счетными палочками |
|
«Дождик» |
аппликация с элементами рисования (вата, гуашь) |
|
«Дождик» |
рисование пальчиками |
|
«Заборчик для котят» |
конструирование с использованием настольного строителя |
|
«Колбаски и шарики» |
работа с пластилином |
|
«Следы на песке» |
рисование пальчиками на песке |
|
«Веселые раскраски» |
работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками) |
|
Ноябрь |
«Осень золотая» |
рисование(гуашь, поролон, трафареты из картошки) |
«Бусы, колечки» |
лепка из цветного пластилина |
|
«Петушок пшено рассыпал» |
рисование пальчиками на подносе с пшеном |
|
«Собери листочки» |
Шнуровка |
|
«Проведи дорожку» |
рисуночные задания (цветные карандаши) |
|
«Листопад» |
рисование ладошкой(дерево) и пальчиками(листья) |
|
«Листопад» |
аппликация |
|
«Собери урожай» |
нанизывание овощей на крупный шнурок |
|
Декабрь |
«Снег кружится» |
аппликация (салфетки, вата, фольга) |
«Елочка» |
рисование (гуашь), гимнастика с кистью |
|
«Козлик» |
лепка с коктейльными трубочками |
|
«Новогодние бусы» |
нанизывание крупных бусин |
|
«Елочка» |
рисование ладошкой |
|
«Снегопад» |
рисование пальчиками на тонированной бумаге |
|
«Следы на снегу» |
работа с манной крупой |
|
«Варежки» |
раскрашивание штампиками |
|
Январь |
«Снеговик» |
аппликация с элементами рисования |
«Игрушки» |
рисование (трафареты, цв. карандаши), гимнастика с карандашом |
|
«Накорми мышку» |
д/и (горох, фасоль, пшено, бусины) |
|
«Колобок» |
лепка пластилином |
|
«Следы на снегу» |
рисование ватной палочкой |
|
«Окошки в теремке» |
рисование штампами из картофеля |
|
«Снег, снежок» |
тампонирование скомканой бумагой |
|
«Снег, снежок» |
аппликция (скомканые салфетки) |
|
Февраль |
«Пирожки для бабушки и дедушки» |
работа с песком |
«Пирожки для бабушки и дедушки» |
лепка из соленого теста |
|
«Облака» |
обрывная аппликация |
|
«Домики» |
рисование пальчиками |
|
« У мышки в кладовой» |
перебирание круп (фасоль, рис, гречка)
|
|
«Пройди по лабиринту» |
рисуночные задания (фломастеры) |
|
«Свинка» |
тампонирование(рисование губкой) |
|
«Елочка» |
рисование по трафарету |
|
Март |
«Цветы» |
аппликация с сухими листьями |
« Расписной коврик» |
рисование цветными мелками |
|
« Расписной коврик» |
раскрашивание штампами |
|
«Печем пирожки» |
лепка из соленого теста |
|
«Помогаем бабушке» |
сматывание клубочков из шерстяных ниток |
|
«Цветы» |
рисование ладошкой |
|
«Цветы» |
рисование ватной палочкой |
|
«Цветы» |
Мозаика |
|
Апрель |
«Звенит капель» |
рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки) |
«Ракета в космосе» |
аппликация с элементами лепки |
|
«Раскраски с заданиями» |
работа с цветными карандашами |
|
«Цветы» |
работа с манной крупой |
|
« Палочки-выручалочки» |
выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек |
|
«Звезды в небе» |
рисование кистью и гуашью |
|
«Собери звезды» |
нанизывание на стержень |
|
«Крот» |
тампонирование(рисование губкой) |
|
Май |
« Цыплята» |
обрывная аппликация |
«Одуванчики цветут» |
рисование (гуашь) |
|
«Медведь проснулся» |
лепка с шишками |
|
«Угощение для кукол» |
работа с мокрым песком |
|
« Цыплята» |
рисование (гуашь) |
|
«Собираемся на прогулку» |
Шнуровка |
|
Диагностика |
||
Диагностика |
График работы кружка
День недели |
1,3 неделя |
2,4 неделя |
Понедельник |
|
15ч 45мин |
Вторник |
15ч 45мин |
|
Среда |
|
15ч 45мин |
Четверг |
15ч 45мин |
|
Пятница |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.