Технология ТРИЗ
На сегодняшний день дошкольное образование ставит перед педагогом задачи организовать образовательную деятельность, таким образом, чтобы были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей, создавать условия для поддержки детской инициативы, всегда давалось право выбора, а также учет зоны ближайшего развития детей, и применение в образовательном процессе методов и приемов проблемного обучения.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Так актуализируется проблема поиска новых образовательных технологий, способствующих усилению субъектности дошкольника, его деятельной позиции в процессе собственного образования.
На сегодняшний день можно выделить ряд новых технологий, которые зарекомендовали себя именно с точки зрения усиления роли деятельности дошкольников, а также ориентации на возрастные и психологические особенности детей. Это такие технологии, как «Метод проектов», «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина», «Палочки Кюизенера».
Одной из эффективных технологий для работы с детьми 5-6 лет является технология ТРИЗ, которая также основана на понимании активной роли ребёнка в системе дошкольного образования. Именно технология ТРИЗ позволяет помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление, активный словарь, связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Технология ТРИЗ предполагает по отношению к ребёнку – это возможность обогатить активный словарь и развить грамматический строй речи. По отношению к воспитателю – это возможность научиться использовать различные новые методы и приемы работы с детьми для их полноценного развития.
Тема: Обогащение активного словаря и развитие грамматического строя речи у детей 5-6 лет посредством применения педагогической технологии, основанной на ТРИЗ.
Цель - повышение собственного профессионализма через изучение особенностей применения в системе дошкольного образования и внедрение в реальную практику педагогической технологии, основанной на ТРИЗ
Задачи самообразования по этапам
1. Подготовительный этап.
Задача: изучить и проанализировать научно-методическую литературу по заданной теме.
Изучить литературу:
1. Толстикова О.В., Савельева О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
2. Альтшуллер, Генрих Саулович Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Альтшуллер Генрих Саулович - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 894 c.
3. Нестеренко (Селюцкая), А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / А.А. Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2014. ˗ 603c.
4. Горев, П.М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ [Текст] / П.М. Горев. - М.: Либроком, 2014. - 376 c.
Посетить стажерскую площадку на тему: «Возможности педагогической технологии, основанной на ТРИЗ в дошкольном образовании».
2. Диагностический этап.
Задача: опираясь на интересы детей и их познавательные потребности разработать проект для работы с детьми 5-6 лет, основываясь на принципах педагогической технологии, основанной на ТРИЗ
Цель будущего проекта: создание условий речевого развития у детей 5-6 лет по средствам педагогической технологии, основанной на ТРИЗ
Принципы будущего проекта:
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
4) формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
5) создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Основные направления работы по реализации проекта: обогащение активного словаря детей, активизация пассивного словаря детей, развитие связной речи, развитие грамматического строя речи
Образовательная деятельность с помощью технологии ТРИЗ будет осуществляться с периодичностью 4 раза в месяц в течении 2021-2022 года
3. Практический этап.
Задача: создать условия для успешной реализации проекта, развития детей средствами технологии ТРИЗ и самосовершенствования педагога.
На данном этапе предполагается обогащение развивающей предметно-пространственной среды в центре речевого развития: игра «Волшебный поясок», сюжетные картинки, картинки с изображениями групп предметов (животные, транспорт, растения)
Разработать 15 конструктов по речевому развитию 5-6 лет, посредством технологии ТРИЗ.
Разработать картотеку игр для развития речи у детей 5-6 лет с использованием методов и приемов технологии ТРИЗ
Организовать стажерскую площадку по теме «Обогащение активного словаря и развитие грамматического строя речи у детей 5-6 лет посредством применения педагогической технологии, основанной на ТРИЗ».
Итоговое мероприятие предполагает организацию открытого занятия с использованием методов и приемов ТРИЗ для развития речи детей 5-6 лет для педагогов ДОО, родителей, с целью их ознакомление с реализацией данной технологии, а также подведение итогов за этот учебный год.
4. Аналитический этап.
Задача: обобщить и систематизировать полученный педагогический опыт по внедрению в образовательно-воспитательный процесс технологии ТРИЗ и проанализировать процесс профессионального самосовершенствования педагога ДОО.
Проанализировать собственную педагогическую деятельность за период реализации проекта; проанализировать динамику своего профессионального роста в связи с реализацией проекта; представить сообщение о результатах самообразования на педагогическом совете ДОО; опубликовать отчёт о самообразовании в СМИ или на сайте ДОО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.