План урока по технологии « Ручные работы» 5 класс.
Базовый учебник: под ред. В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2005.
Цели:
учебно-познавательная: знакомство учащихся с видами ручных швов, с понятиями «стежок», «строчка», «шов», с правилами соблюдения техники безопасности при выполнении ручных работ.
развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, познавательного интереса;
информационная: формирование у учащихся умений работать со справочной литературой;
воспитывающая: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе, слушать и слышать друг друга;
профориентационная: пополнить знания о профессиях, связанных с изготовлением швейных изделий.
Оборудование: образцы ручных швов, плакат «ручные швы», рабочая тетрадь, ножницы, нитки, ручная игла.
Методы обучения: проблемный диалог.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этап урока |
Основное содержание урока |
Форма и методы урока |
Необходимые средства |
Результат |
|||||||||||||||||||||
Организационный момент |
приветствие; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу. |
Фронтальная. |
|
Эмоционально- психологический настрой учащихся на урок. |
|||||||||||||||||||||
Повторение изученного ранее. |
Разгадай кроссворд.
Подвести итоги.
|
Работа в парах. |
Кроссворды по 1 на парту. |
Проверка знаний. |
|||||||||||||||||||||
Подготовка к основному моменту. Мотивация и актуализация. |
Каждый учащийся в школе может научиться шить несложные вещи. Умение шить приучит к аккуратности, усидчивости. При изготовлении изделий многие детали соединяют между собой вручную. СЛАЙД 2 Посмотрите на репродукцию, где представлены платья 16 века. Сшиты они вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе. СЛАЙД 3,4,5. Профессия портного во все времена заслуживала уважение. - Какие профессии, связанные с шитьем вы знаете?
Обратите внимание на представленные образцы. Что вы видите? - Приходилось ли вам когда - ни будь видеть такие строчки? - Как вы думаете, в каких случаях используют такие строчки? |
Беседа. Наглядно-иллюстративный |
Образцы строчек. Презентация. |
Умение анализировать, умение ориентироваться в социальном пространстве. Умение формулировать свою позицию. Развитие логического мышления. |
|||||||||||||||||||||
Целеполагание |
Исходя из предварительной беседы, мы с вами пришли к выводу, что ручные строчки необходимы при шитье изделия. - Все ли из приведенных примеров строчек вы умеете выполнять? Сформулируйте цель урока. Для этого необходимо решить следующие задачи: - познакомиться с понятиями: стежок, строчка, шов. -познакомиться с классификацией стежков и строчек. - познакомиться с терминологией ручных работ. -выполнить практическую работу.
Записать тему урока в тетради. |
|
Рабочая тетрадь |
Умение самостоятельно определять и формулировать цель и задачи урока.
|
|||||||||||||||||||||
Введение в новое знание.
Стежок Строчка Шов Длина стежка
Классификация стежков.
Физкультминутка. Правила ТБ при выполнении ручных работ.
«Организация рабочего места при выполнении ручных работ»
Инструменты и приспособления.
Терминология ручных работ.
Практическая работа.
|
СЛАЙД 6 На доске слова «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка» Соотнести определения со слайда № 6 с понятиями на доске. Аргументируйте свой выбор. - Чем шов отличается от строчки? Строчка от стежка?
Записать определения в тетрадь. Стежок - переплетение нити между двумя проколами иглы. Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Строчка - ряд повторяющихся стежков. Шов - место соединения двух и более деталей.
Все стежки и строчки отличаются друг от друга. - Как вы думаете чем? (Способом выполнения, назначением)
СЛАЙД 7 В тетради записываем «Классификация стежков и строчек» СЛАЙД 8 - 12 Временные. Соединительные – сметочные, копировальные (найти на образцах, отложить в левую колонку)
СЛАЙД 13 Постоянные. Соединительные – стачной (найти на образцах, отложить в правую колонку)
СЛАЙД 14- 17 Краевые- обметочные, отделочные (найти на образцах, отложить в правую колонку)
ИГРА. ПРАВИЛА ТБ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА. (правила игры) когда я буду произносить текст, относящийся к технике безопасности – вы хлопайте, когда я буду произносить текст, относящийся к организации рабочего места вы – топайте. 1.Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице (хлопайте); 2. Свет должен падать на работающего с правой стороны (топайте); 3. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула, слегка наклонив голову (топайте); 4. Инструменты и приспособления нужно хранить в определенном месте (хлопайте); 5. Нельзя опираться грудью о стол (топайте); 6. При работе пользоваться наперстком (хлопайте); 7. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см (топайте); 8. Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя (хлопайте); 9. Передавать ножницы другому кольцами вперед (хлопайте); 10. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (топайте); 11. Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол (топайте).
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, - чем выполняют ручные работы? - на какие 2 группы можно разделить те предметы, которые вы сейчас перечислили?
СЛАЙД 19 На доске слова « Инструменты», «Приспособления». - какая разница между этими понятиями? Задание- распределить по разделам «Инструменты» и «Приспособления» : -ручная игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, манекен, резец, линейка, угольник.
СЛАЙД 20-31 Сообщения учащихся:
История об игле. Что появилось раньше – иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы.
История о булавке. Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово «булавка» произошло от латинского «шип» и «колючка». Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения.
История ножниц. В старые времена, когда была необходимость что-нибудь разрезать, брались за нож. Но приблизительно три с половиной тысячи лет назад, кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы. Со временем ножницы совершенствовали, придавая им затейливые формы.
История напёрстка. Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило и был изготовлен первый напёрсток. Сначала их изготавливали из золота. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков. В конце 19 века напёрстки стали популярными, их продавали в качестве сувениров
СЛАЙД 18 Терминология ручных работ. В целях экономии времени учитель раздаёт учащимся распечатанную таблицу, которую они наклеивают в тетрадь.
Инструктаж по технике выполнения работы Текущий контроль |
Беседа
Объяснительно – иллюстративный.
Фронтальная
Фронтальная.
Индивидуальная
Самостоятельная работа учащихся. |
Плакат «Ручные работы», образцы строчек. Презентация.
Образцы строчек. Презентация.
|
Умение анализировать, аргументировать, делать выводы и обобщать, классифицировать.
Умение анализировать, аргументировать, делать выводы и обобщать, классифицировать.
Умение анализировать и делать выводы.
Умение анализировать, аргументировать, делать выводы и обобщать, классифицировать.
Умение работать с дополнительными источниками
Формирование умений работы с информационным источником.
Умение соблюдать ПТБ. Умение организовать свою работу. Умение сравнивать с эталоном. |
|||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Учащиеся анализируют работу друг друга. Учащиеся отвечают на вопросы по карточке: Карта эффективности урока.
Хороший, интересный Обычный, нормальный Скучный, неинтересный
|
Беседа. Релаксация. |
|
Умение оценить свою работу и работу одноклассников. Умение сравнивать с шаблоном. Умение проанализировать свою деятельность на уроке. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.