План урока по теме: Лексика
Оценка 4.8

План урока по теме: Лексика

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
23.10.2024
План урока по теме: Лексика
План урока по теме: Лексика. Теоретическая часть и практическая часть. Подходит для проведения занятия в 10-11 классах общеобразовательной школы и для занятия по русскому языку на 1 курсе СПО
Лексика.docx

Урок по теме: Лексика (90 минут)

 

Цели урока:
1. Ознакомить с основными понятиями: лексика, фразеологизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы, омонимы, омографы, омофоны, омоформы, синонимы и антонимы.
2. Развить навыки анализа и различения различных лексических единиц.
3. Углубить понимание особенностей употребления историзмов, архаизмов и неологизмов.

Структура урока:
1. Теоретическая часть (30 минут):
1.1. Лексика – основное понятие. Лексическое богатство языка, типы лексических единиц (общеупотребительные, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы).

1.2. Фразеологизмы – устойчивые выражения языка, их классификация и примеры. Историко-культурная обусловленность.

1.3. Неологизмы – новые слова и выражения. Причины появления и пути их закрепления в языке.

1.4. Историзмы и архаизмы – различия между этими понятиями. Примеры слов, вышедших из употребления. Причины появления историзмов и архаизмов.

1.5. Омонимы – лексические единицы с одинаковой формой, но разным значением. Виды омонимов: полные, частичные.

1.6. Омографы, омофоны, омоформы – различия между этими понятиями. Примеры и особенности их употребления.

1.7. Синонимы и антонимы – роль синонимов и антонимов в языке, их использование для выражения тончайших оттенков смысла.

2. Практическая часть (60 минут):

2.1. Задание 1. Разбор фразеологизмов (15 минут):
- Прочитать предложенные фразеологизмы и объяснить их значение. Определить, являются ли они разговорными, литературными или книжными.
- Примеры: «бить баклуши», «как две капли воды», «играть в поддавки», «голова идет кругом».

Ответы:
- «Бить баклуши» – бездельничать.
- «Как две капли воды» – быть очень похожими.
- «Играть в поддавки» – намеренно уступать.
- «Голова идет кругом» – быть в растерянности.

2.2. Задание 2. Работа с неологизмами (10 минут):
- Найти 5-6 неологизмов, часто встречающихся в современной речи. Определить их значение и предложить примеры употребления.
- Примеры: лайкнуть, зуммировать, фейк, стримить.

Ответы:
- Лайкнуть – поставить «лайк» в соцсетях.
- Зуммировать – участвовать в видеоконференции через платформу Zoom.
- Фейк – ложная информация.
- Стримить – вести прямую трансляцию в интернете.

2.3. Задание 3. Анализ историзмов и архаизмов (10 минут):
- Прочитать следующие слова и распределить их на историзмы и архаизмы: боярин, гривна, станция, перст, челядь, алмаз, рать, тятька.

Ответы:
- Историзмы: боярин, гривна, рать, челядь.
- Архаизмы: перст (палец), алмаз (бриллиант), тятька (отец).

2.4. Задание 4. Омонимы, омографы, омофоны, омоформы*(15 минут):
- Привести по 2 примера омонимов, омографов, омофонов и омоформ, объяснить их значения.

Примеры:
- Омонимы: ключ (инструмент) – ключ (источник воды); лук (овощ) – лук (оружие).
- Омографы: замок (строение) – замок (запор); мука (страдание) – мука (порошок из зерна).
- Омофоны: пруд (водоем) – прут (тонкая палка); луг (местность) – лук (овощ).
- Омоформы: плачет (глагол 3 лицо) – плачет (глагол 3 лицо прош. времени); столы (им. п.) – столы (вин. п.).

2.5. Задание 5. Синонимы и антонимы(10 минут):
- Подобрать синонимы и антонимы к следующим словам: быстрый, грустный, богатство, радость.

Ответы:
- Синонимы: быстрый – скорый, стремительный; грустный – печальный, унылый; богатство – достаток, изобилие; радость – веселье, счастье.
- Антонимы: быстрый – медленный; грустный – веселый; богатство – бедность; радость – печаль.

 Итоговая рефлексия (10 минут):
- Обсудить, почему важно различать неологизмы, историзмы, архаизмы и фразеологизмы в языке.
- Какие лексические явления наиболее часто встречаются в современном языке?


 

Урок по теме: Лексика (90 минут)

Урок по теме: Лексика (90 минут)

Ответы: - Историзмы: боярин, гривна, рать, челядь

Ответы: - Историзмы: боярин, гривна, рать, челядь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024