1.1. План внеурочной деятельности МБОУ «Мичуринская СОШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования и среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413, основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
1.2. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №
373), с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября
2010 г. № 1241,);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования");
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
-СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2
февраля 2011 г.);
-Приказ МО России от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644
-Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; - Письмо №06-9986/04-18/16 от 21 декабря 2016 г.
О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Республике Дагестан»;
2. Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования
2. 1.План отражает основные цели и задачи МБОУ «Мичуринская СОШ»
2.2. Подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана начального общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности представлено в таблице:
|
Количество часов в год по классам (годам обучения) |
Всего за 4 года обучения |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть учебного плана образовательной организации |
578 |
680 |
714 |
748 |
2720 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
136 |
204 |
170 |
136 |
646 |
Внеурочная деятельность |
33 |
68 |
68 |
68 |
237 |
Соотношение обязательной части учебного плана основного общего образования,
части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной
деятельности представлено в таблице:
|
Количество часов в год по классам (годам обучения) |
Всего |
|||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
||
Обязательная часть учебного плана образовательной организации |
782 |
816 |
884 |
918 |
918 |
748 |
5134 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
306 |
306 |
306 |
306 |
306 |
238 |
1768 |
Внеурочная деятельность |
102
|
102
|
102
|
102
|
102
|
102
|
612
|
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 237 часов за четыре года обучения) , основного общего образования (до 510 часов за пять лет обучения) и среднего общего образования (до 102 часов за год обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в зависимости от возможностей образовательной организации, а также особенностей окружающего социума.
Внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
- непосредственно в образовательной организации;
-совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
- в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательной организации.
3. Основные принципы плана:
3.1.
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- поэтапность развития нововведений;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
3.2.Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
3.3.Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.4.Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей начального и основного образования и более успешного освоения его содержания;
- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, формирования важных личностных качеств;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.
3.5. Программа внеурочной деятельности направлена:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; - на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
3.6. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы внеурочной деятельности, работу классных руководителей, предметников, педагогов дополнительного образования в перспективе по следующим направлениям развития личности:
1. Спортивно-оздоровительное;
2. Духовно-нравственное;
3. Социальное;
4. Общеинтеллектуальное;
5. Общекультурное;
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34 учебные недели.
4.Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального и основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, выставки работ, спектакли.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального и основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся олимпиады, конкурсы, защита проектов.
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.
План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
10. План внеурочной деятельности классов, обучающихся по ФГОС в начальной школе
№\п |
Направления |
Количество часов в год |
|||
1классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
||
1. |
Спортивно- оздоровительное |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
34 часа |
34 часа |
34 часа |
3. |
Общекульт урное
|
|
|
|
|
4. |
Социальное
|
|
|
|
|
5. |
Духовно - нравственное |
|
|
|
|
|
Итого за год |
33 |
68 |
68 |
68 |
№\п |
Направления |
Количество часов в неделю |
||||||
1классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
|||||
1. |
Спортивно - оздоровительное |
1 ч |
1 ч
|
1 ч
|
1 ч
|
|||
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
1 ч
|
1 ч
|
1 ч
|
|||
3. |
Общекульт урное |
|
|
|
|
|||
4. |
Социальное |
|
|
|
|
|||
5. |
Духовно - нравственное |
|
|
|
|
|||
|
Итого за неделю |
1 ч |
2 ч |
2 ч |
2 ч |
|||
Занятия групп проводятся на базе школы в кабинетах начальных классов, кабинете музыки, в спортивном зале, актовом зале, а также в учреждениях и отделениях дополнительного образования. Численность групп в зависимости от направления внеурочной деятельности составляет от 8 обучающихся.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.
Предлагаемые программы учебных курсов для обучающихся 1-х классов
Направление внеурочной деятельности |
Название программы |
Спортивно-оздоровительное |
« Будь здоров» |
Предлагаемые программы учебных курсов для обучающихся 2-4-х классов
Направление внеурочной деятельности |
Название программы |
Спортивно-оздоровительное |
« Будь здоров» |
Общеинтеллектуальное |
«Умники и умницы» |
11.План внеурочной деятельности 5-10 классов, обучающихся по ФГОС
№ п/п |
Наименование |
Количество часов в год |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
||
1. |
Спортивнооздоровительное |
|
|
|
34 |
|
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
|
|
|
34 |
|
3. |
Общекультурное |
|
34 |
34 |
|
|
34 |
4. |
Социальное |
|
|
|
|
|
|
5. |
Духовно-нравственное |
34 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО за год |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
№ п/п |
Наименование |
Количество часов в неделю |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
||
1. |
Спортивнооздоровительное |
|
|
|
1 Алиева/Гамзаева |
|
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
|
|
|
1 Мусаев |
|
3. |
Общекультурное |
|
1 Гамзаева |
1 Гамзаева |
|
|
1 Габибуллаев |
4. |
Социальное |
|
|
|
|
|
|
5. |
Духовно-нравственное |
1 Бибалаева |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО за неделю |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
Предлагаемые программы внеурочной деятельности 5-10 классов:
№ п/п |
Направление |
Название программы |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
3. |
Общекультурное |
|
4. |
Социальное |
|
5. |
Духовно-нравственное |
«По ступенькам русского языка» |
№ п/п |
Направление |
Название программы |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
3. |
Общекультурное |
«Волшебный клубок» |
4. |
Социальное |
|
5. |
Духовно-нравственное |
|
№ п/п |
Направление |
Название программы |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
3. |
Общекультурное |
«Волшебный клубок» |
4. |
Социальное |
|
5. |
Духовно-нравственное |
|
№ п/п |
Направление |
Название программы |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
«Час здоровья»-мальч. |
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
3. |
Общекультурное |
«Волшебный клубок»-девоч. |
4. |
Социальное |
|
5. |
Духовно-нравственное |
|
№ п/п |
Направление |
Название программы |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
«Занимательная география» |
3. |
Общекультурное |
|
4. |
Социальное |
|
5. |
Духовно-нравственное |
|
№ п/п |
Направление |
Название программы |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
|
2. |
Общеинтеллектуальное |
|
3. |
Общекультурное |
«Литературоведение» |
4. |
Социальное |
|
5. |
Духовно-нравственное |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.