Градостроительство - это теория и практика планировки и застройки городов (поселений), охватывающая комплекс социально-экономических, санитарно-гигиенических, технических и архитектурно-художественных проблем
решение социально-экономических, инженерно-строительных, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических и экологических вопросов при обустройстве города;
преобразование основных планировочных элементов города в единое целое.
Цель градостроительства
создание запоминающихся композиций;
планировка элементов - улиц, площадей, внутриквартальных пространств;
создание архитектурно-ландшафтных ансамблей в гармоничном сочетании зданий с природными условиями местности
создание наиболее благоприятных и здоровых условий для жизни населения
экономически правильный выбор территории под застройку;
эффективное использование природных ресурсов;
определение рациональной системы расселения.
Задачи градостроительства
технические
инженерная подготовка территории;
организация системы улиц и площадей;
организация транспортного обслуживания, благоустройство;
обеспечение всеми видами инженерного оборудования.
экономические
санитарно-гигиенические
архитектурно-художественные
Центр города (ядро) - относительно небольшая центральная территория города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки.
Центральная зона, кроме ядра, включает близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий.
Внешняя зона - это территория города без пригородов, где сосредоточена основная часть населения.
Структурные элементы планировочной организации
Пригородная зона
Объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам.
Функции:
организация отдыха населения города;
поддержание экологического равновесия;
резервные территории для развития города;
размещение коммунального хозяйства внешнего транспорта.
Планировочные элементы города
Жилые микрорайоны и кварталы.
Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.
Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.
Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.
Промышленные предприятия.
Планировочные элементы города
Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.
Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.
Кладбища и крематории.
Водоемы естественные и искусственные.
Санитарно-защитные зоны.
Основные принципы планировочной организации
гибкость, обеспечивающая беспрепятственное развитие города;
дифференциация транспортных магистралей;
экологическая инфраструктура города, включая систему зеленых насаждений;
эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования;
композиционные требования к плану города (создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).
Планировочная структура города
географический рисунок территории города, отличающейся высокой концентрацией различных объектов и инфраструктуры;
схематизированная модель, в которой выявлены наиболее важные и устойчивые элементы городского пространства;
Планировочная структура города
выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системе связей между ними;
зависит от величины и построения транспортной структуры города.
Предполагает несколько городских планировочных образований, разнесенных по территории и связанных между собой транспортными линиями.
Возникновение обусловлено характером градообразующей группы предприятий города (например, добывающая промышленность) или природно-климатические условиями.
Рассредоточенный тип
Возникает при пресечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.
Необходимо учесть, насколько большую преграду представляет река или железная дорога.
Если река не очень большая, через нее перекинуто много мостов, то она не расчленяет город.
Если же река или железная дорога занимает значительное пространство, через нее почти нет дорог - это расчлененная структура.
Расчлененный тип
Компактный тип
Характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.
Преимущества: хорошая доступность центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения.
Преимущества снижаются при увеличении размеров города.
Это города, расположенные на участках прибрежной полосы морей и больших рек, горных долин и т.п.
Преимущества – экономия затрат времени на передвижения.
Близость застройки к природному окружению сохраняются с ростом линейных градостроительных образований.
Полосовидный или линейный тип
Радиально-концентрический тип
Преимущества: компактность, быстроту внутригородского перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях.
Недочет: неизбежность транспортной перегрузки центральной части города.
Решетчато-сетевой тип
Равномерный характер освоения пространства.
Сеть городских районов, связанных с центром посредством осей.
Участок застройки разбит на сектора, прямоугольная сетка улиц напоминает решетку.
Достоинства: гибкость организации городских связей и в выборе направления развития города.
Недостатки: нежелательный периферийный рост города.
Лучевой тип
Планировка характерна для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог
Главные улицы несколькими лучами расходятся от центральной площади города, соединяя центр города с периферийными районами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.