"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
10.04.2019
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.
текст к презентации.doc
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности
дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах
организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также
изменения позиции воспитателя по отношению к детям.
Основой образовательного процесса является планирование.
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь
планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное,
требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей
психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в
детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность
образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.
Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации?
Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе.
Рассмотрим определения, представленные разными авторами.
Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо
место, пространство под что-либо в соответствии с планом (Советский
энциклопедический словарь).
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса
ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное
звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и
последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Это
защита от однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития
воспитанников.
Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю
равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного
года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он
сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет
использовать.
Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми
является обязательной педагогической документацией воспитателя. Это документ,
по которому работают два сменных педагога. Следовательно, это модель
совместной деятельности и планирование должно быть совместным.
Планированиепредполагает не только процесс составления плана, но и обсуждение
двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. В
первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы группы, на то, чем живут
ее воспитанники.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования нет жестко заданных требований к формам планирования
образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной
для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У
каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но
сегодня важно соблюдение некоторых условий:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной
образовательной организацией;
учет приоритетных направлений ДОО;
четкое представление результатов работы, которые должны быть
достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться
поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
учет специфических особенностей возрастной группы;
учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
уровень профессиональной компетентности педагогов.
Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной
программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть
приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.
В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система планирования
воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО. Именно она,
на наш взгляд, будет способствовать повышению качества дошкольного
образования в условиях стандартизации.
Сегодня считается, что комплексно-тематическое планирование является наиболее
актуальным и эффективным при реализации основной образовательной программы
дошкольной образовательной организации.
Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже знают, что
прежде чем приступить к планированию, им необходимо:
провести проблемно-ориентированный анализ своей работы;
выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на достижение
прогностических результатов;
определить формы учета и контроля качества организации целостного
образовательного процесса;
использовать эффективные пути сотрудничества с родителями, формируя
при этом мотивацию к повышению качества образовательных отношений.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он
должен отвечать определенным требованиям:
обеспечивать принцип развивающего образования, целью которого является
развитие каждого ребенка; основываться на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
включать интеграцию всех образовательных областей;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
содержать цели при организации детских видов деятельности;
соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ дошкольной
педагогики.
Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в
детском саду. Вот что сегодня является основой планирования. Воспитатель
начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы,
ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает
своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять
план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный,
рисованный или моделируемый.
Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы
работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В
младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно
активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи,
сколько подключается к реализации детских идей.
А далее - наступает очередь совместного планирования двух воспитателей.
Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из четырех
разделов, каждый из которых наполняется содержанием в соответствии с
тематическим периодом: «Задачи и
интеграция образовательных областей», «Организация и обогащение развивающей
предметно-пространственной среды», «Деятельность детей», «Сотрудничество с
родителями, социальными партнерами». Тематический период определяется
интересами и предпочтениями детей, возможно сезонными явлениями, традициями
группы или детского сада, праздниками и событиями, отраженными в Программе.
Обязательно определяется ведущая образовательная область и ее интеграция с
другими областями. Планируются задачи тематического периода по каждой
образовательной области.
Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению развивающей
предметно-пространственной среды. Здесь воспитателем учитываются все
возможные условия и усилия коллектива детского сада, родителей и партнеров с
учетом тематической направленности, специфики группы, интересов и
потребностей детей, зоны их ближайшего развития.
В разделе «Деятельность детей» отражаются все виды детской деятельности,
позволяющие объединить их вокруг темы, сделать их интересными, максимально
полезными для детей.
В разделе «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами» планируются
современные и инновационные формы работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого
для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого
конкретного учреждения составляет свой план с учетом Стандартов, специфики
деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды
деятельности:
организованная;
совместная;
самостоятельная
Обязательно прописывается цель всей проводимой деятельности с детьми, формы
работы, а также предполагаемая самостоятельная деятельность детей.
И ещё: чтобы план был целостным и системным, мы предлагаем воспитателям
циклограмму воспитательно-образовательного процесса в соответствии со
Стандартом.
Примерная циклограма воспитательно-образовательного процесса в
соответствии с ФГОС ДО
Таблица
1я половина дня
2я половина дня
Режимные моменты:
Режимные моменты:
утренняя гимнастика;
подготовка к завтраку, завтрак;
подготовка к прогулке, возвращение с
прогулки;
подготовка к обеду, обед;
подготовка ко сну.
Утро
Индивидуальная работа
НОД
Совместная деятельность:
игровая,
коммуникативная,
самообслуживание и элементарный
бытовой труд,
познавательноисследовательская,
восприятие художественной литературы и
фольклора,
подъем, воздушные и водные
процедуры,
подготовка к полднику/ужину,
полдник/ ужин
Перед 2й прогулкой
Совместная деятельность:
игровая,
коммуникативная,
самообслуживание и элементарный
бытовой труд,
познавательноисследовательская,
восприятие художественной
литературы и фольклора,
конструирование,
изобразительная, конструирование,
изобразительная,
музыкальная,
двигательная.
Самостоятельная деятельность
(создание развивающей предметно
пространственной среды, проблемных ситуаций в
среде, мотивации к самостоятельной
деятельности)
Сотрудничество с родителями
1я прогулка
Совместная деятельность:
игровая,
коммуникативная,
трудовая,
познавательноисследовательская,
двигательная.
Самостоятельная деятельность детей
Индивидуальная работа
музыкальная,
двигательная.
Дополнительное образование
(кружки, секции)
2я прогулка
Совместная деятельность:
игровая,
коммуникативная,
трудовая,
познавательноисследовательская,
двигательная.
Самостоятельная деятельность детей
Вечер
Самостоятельная деятельность детей
Индивидуальная работа
Сотрудничество с родителями
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется
воспитателями группы совместно на неделю на основе предложенной циклограммы.
В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны формы
организации деятельности:
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей через
организацию различных видов детской деятельности;
Непосредственно образовательная деятельность с детьми (согласно
расписанию);
Организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность детей; Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по
развитию движений, самостоятельная деятельность);
Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО.
Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст
воспитателю системность и последовательность в работе, творчески подходить к
отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность.
Позволит наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит
постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период
не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.
А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
"Планирование - основа образовательного процесса в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.