«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Связано это с тем что, дети стали больше проводить времени за компьютером и другими средствами технического прогресса. Все меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребенком: рисование, лепкой.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы рук помогают такое интересное занятие, как пластилинография.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности
Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Особенности выполнения работ в данной технике
Обратная пластилинография (витражная) -изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура)
Особенности выполнения работы (памятка для воспитателей)
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Мозаичная пластилинография (пластилиновая мозаика)
- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина
Особенности выполнения работы: (памятка для воспитателей)
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Многослойная пластилинография –
объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.
Виды рельефов в пластилинографии:
Рисуем пластилином (пластилиновая живопись).
«Контррельеф» - вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).
Техника «мазка».
«Барельеф» - низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину).
«Горельеф» - высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью)
Этапы осваивания различных видов пластилинографии:
Вторая младшая группа – прямая пластилинография
Средняя группа – мозаичная пластилинография, контурная пластилинография
Старшая группа - фактурная пластилинография, модульная пластилинография
Подготовительная группа - многослойная пластилинография (миллефиори)
Полезные советы:
• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
• Для работы с детьми лучше использовать мягкий пластилин (восковой- равномерно ложится на поверхность)
•занятия пластилинографией снимают внутреннее эмоциональное напряжение;
• Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.
Занятия пластилинографией включают множество идей, порой и сложных, но интересных для детей. В них необычно сочетаются и материал и инструмент и все прекрасно получается, а равнодушных точно нет.
В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.