Урок русского языка в 7 классе
Тема: Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов
Цели: обосновать деление подчинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
I. Лингвистическая разминка
- Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам они относятся:
Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.
(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)
(Запись ответа остается на доске.)
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение темы «Подчинительные союзы»
1. Слово учителя.
Обратим внимание на доску. В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.
Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.
2. Эвристическое задание.
- Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске.
Потому что, так как, благодаря тому что - (причинные союзы).
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы - (целевые).
Когда, едва, лишь только, пока - (временные).
Если, если бы, раз, ли - (условные).
Как, будто, как будто, словно, точно - (сравнительные).
Что, чтобы, как - (изъяснительные).
(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)
IV. Знакомство с теорией в учебнике – с.221-222.
Выполнение упражнений по выбору учителя: упр. 318 (у), 319 (письм.)
V. Итоги урока.
Домашнее задание: пар. 34, упр. 320.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.