Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Теория и практика.
Оценка 4.6

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Теория и практика.

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русский язык
24.06.2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Теория и практика.
В презентации собрана теоретическая часть, необходимая для выполнения задания 2 ОГЭ по русскому языку, в практической части представлены задания с ОБЗ ФИПИ.
Задание 2 ОГЭ.pptx

Задание 2 ОГЭ

Задание 2 ОГЭ

Задание 2 ОГЭ

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

Прочитайте текст и выполните задания 2,3. (1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) язык – зеркало (предложение 1) 2) которые казались важными (предложение 2) 3) существует множество названий снега (предложение 3) 4) состояние, цвет важны (предложение 4) 5) язык отражает (предложение 5)

Грамматическая основа – это главные члены предложения

Грамматическая основа – это главные члены предложения

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения). 
Подлежащее – то, о чем говорится в предложении. 
Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении. 

Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи. 

Подлежащее, способы выражения подлежащего

Подлежащее, способы выражения подлежащего

Подлежащее, способы выражения подлежащего

ЗАПОМНИ
Подлежащее должно стоять в И.п

Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим. 

В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО. 

Подлежащее может быть выражено одним словом (любой части речи) или словосочетанием

Способы выражения подлежащего Примеры 1

Способы выражения подлежащего Примеры 1

Способы выражения подлежащего

Примеры

1.    Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем) 

Брат с сестрой шли по дороге.
(сказуемое должно быть во мн.ч)  !!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат) 

2.    Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)  Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее. 

Пять тетрадей лежало на столе.  Двое ребят шли по дороге.  Часть группы осталась в стороне.  Много ребят пришло в аудиторию.

3.    Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого) 

Двое из нас пришли.  Трое из ребят остались. 

4.    Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)

Наступило начало сентября. 

5.    Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.

Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок) На небе расстилался млечный путь

6.    Неопределенное местоимение от …кто …что +имя 

Что-то неприятное было в его облике. 

Сказуемое Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Сказуемое Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Сказуемое

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Составное глагольное сказуемое (СГС)

Составное именное сказуемое (СИС)

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.

Составное глагольное сказуемое содержит глагол-связку (вспомогательный глагол) и инфинитив.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (вспомогательного глагола) и именной части (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие, наречие и др.)

Простое глагольное сказуемое (способы выражения)

Простое глагольное сказуемое (способы выражения)

Простое глагольное сказуемое (способы выражения)

Способы выражения ПГС

Примеры

1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем). (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)  

Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. 

2. Инфинитивом (начальной формой глагола).  

Курить – здоровью вредить.

3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).

Она прыг да скок. 

4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).

Он бил баклуши. (= ленился). 

5. Глаголом в сочетании с модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Частицы либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.  

Он словно умер в этот миг.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Способы выражения глагола-связки в СГС

Примеры

1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".

Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать. 

2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).

Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять

Словами можно, нужно, надо и т.д

Можно выйти? Нужно верить.

Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Инфинитив не входит в состав сказуемого в следующих случаях: 1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц. Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель). Доктора запретили мне курить.  2. Инфинитив относится к глаголу движения. Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)  3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?». В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.  Желание гулять посетило его только сейчас. 

Составное именное сказуемое Способы выражения глагола-связки в

Составное именное сказуемое Способы выражения глагола-связки в

Составное именное сказуемое

Способы выражения глагола-связки в СИС

Примеры

1. Бытийный глагол (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)  !!!Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка, как правило опускается. Он врач (СИС).  !!!Различайте глагол "БЫТЬ" в роли связки и в значении «находиться, существовать». Он был здесь вчера (ПГС). Он был умным (СИС). 

2. Глагол в бытийном значении (можно заменить на "был, казался")

Он рос умным. Она шла гордая.

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями

(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
(5)Ландыш представляется мне символом леса.

Прочитайте текст.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)
2) Мастер придал (предложение 2)
3) Превратятся в бусинки (предложение 3)
4) Камни попали (предложение 4)
5) Ландыш представляется символом (предложение 5)

Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить

Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Прочитайте текст.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
читать ‒ (это) искусство (предложение 1)
2) научат те (предложение 2)
3) утверждал И. Гёте (предложение 3)
4) выходит (предложение 4)
5) нельзя (предложение 5)

Кинематограф возник в конце XIX века

Кинематограф возник в конце XIX века

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это подтверждается возросшим значением сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Прочитайте текст.

3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
кинематограф возник (предложение 1)
2) он вырабатывал (предложение 2)
3) кино свидетельствует (предложение 3)
4) который является основой (предложение 4)
5) сценарий есть (предложение 5)

Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров

Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к возобновляемым экологически чистым источникам энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Прочитайте текст.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
уровень поднимается (предложение 1)
2) эти явления носят (предложение 2)
3) берег поло́г (предложение 3)
4) приливы относятся (предложение 4)
5) создали (предложение 5)

Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется

Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Прочитайте текст.

5. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
среда постоянно меняется (предложение 1)
2) нарушения вызывают (предложение 2)
3) они способны адаптироваться (предложение 3)
4) понимается приспособление (предложение 4)
5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

№ Ответ 1 45 2 345 3 14 4 35 5

№ Ответ 1 45 2 345 3 14 4 35 5

Ответ

1

45

2

345

3

14

4

35

5

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024