Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Оценка 4.6

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
5 кл—8 кл
20.04.2018
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Полезные материалы к олимпиаде по русскому языку. Можно разместить на стенде в кабинете. ЛЕКСИКА. Расшифруйте аббревиатуры: ЧП - … (чрезвычайное происшествие), СМИ - … (средства массовой информации), ДТП - … (дорожно-транспортное происшествие). Подберите синонимы к словам: бережливый - … (экономный) близко - … (вблизи, недалеко, рядом)олимпиада
олимпиада.docx
1.ИСТОРИЯ ЯЗЫКА. ЭТИМОЛОГИЯ. 1. Древнее слово бры имело значение «бровь». Каково, в таком случае, буквальное  значение слова современного русского языка белобрысый? (Белобровый) 1. Объясните значения устаревших слов. Ланита ­ … (щека); плоть ­ … (тело); шуица ­ … (левая рука); десница ­ …(правая рука) выя ­ … (шея) перст ­ … (палец) чело ­ … (лоб) очи ­ … (глаза) II. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. Как правильно произнести? Анатом, апостроф, бензопровод, диспансер, жалюзи, иконопись, каталог, кулинария, лыжня, обеспечение, пихта, статуя, столяр, таможня, танцовщица, хвоя. III.       ЛЕКСИКА. 1. Расшифруйте аббревиатуры: ЧП ­ … (чрезвычайное происшествие), СМИ ­ …  (средства массовой информации), ДТП ­ … (дорожно­транспортное происшествие). 2. Подберите синонимы к словам: бережливый ­ … (экономный) близко ­ … (вблизи, недалеко, рядом) бой ­ … (сражение, битва) век ­ … (столетие) врач ­ … (доктор) помощь ­ … (поддержка) 1. Замените эти иноязычные слова русскими синонимами: актуальный ­ … (важный) антракт ­ … (перерыв) ситуация ­ … (положение) лозунг ­ … (призыв) финал ­ … (завершение) эпилог ­ … (заключение) триумф ­ … (успех, победа) пресса ­ … (печать) 1. Подберите антонимы к словам: Талант ­ … (бездарность) Хаос ­ … (гармония) Разлука ­ … (встреча) Гнев ­ … (милость) Грубость ­ … (нежность) Озноб ­ … (жар) Многословность ­ … (лаконичность) Свобода ­ … (неволя). IV. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 1. Употребляются ли фразеологические обороты в этих предложениях? Докажите свое  мнение. Не в бровь, а в глаз учителю химии попал пятиклассник Сережа горошиной из специальной  трубочки. Я хотел было вести разговор со своим ямщиком, но … меня подбросило, и я прикусил язык. (Не в бровь, а в глаз; прикусил язык – свободные сочетания слов, а не фразеологизмы). 1. Назовите фразеологические обороты, в составе которых употребляются эти слова и  словосочетания. Рукавицы (в ежовых рукавицах). Пальма (пальма первенства) Юдоль (земная юдоль) Лясы (точить лясы) 1. Назовите авторов этих выражений: И вечный бой! Покой нам только снится. (А.Блок) Подожди немного, Отдохнешь и ты! (М.Лермонтов, «Из Гете») С корабля на бал. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») Сейте разумное, доброе, вечное. (Н.А.Некрасов) Сильнее кошки зверя нет. (И.А.Крылов) Слова, слова, слова. (В.Шекспир «Гамлет») 4. К произведениям каких авторов восходят приведенные выражения? Дома новы, а предрассудки стары. (А.Грибоедов «Горе от ума») И дым Отечества нам сладок и приятен. (А.Грибоедов «Горе от ума») Как бы чего не вышло. (А.П.Чехов «Человек в футляре») Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку. (И.А.Крылов «Кукушка и петух») Мы все учились понемногу Чему­нибудь и как­нибудь. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») 1. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Деньги выпускаются в трубу. (Вылетают в трубу) Слухом не слыхивал. (Слыхом не слыхивал) Душа кровью обливается. (Сердце кровью обливается) Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь. (Не ударить лицом в грязь) Он отдал девушке руку и сердце. (Предложил руку и сердце) Гора отвалилась от сердца. (Гора упала с плеч. Камень с души свалился. Отлегло от  сердца.) V. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 1. Как правильно назвать жителей этих городов? В Архангельске ­ живут (архангелогородцы), в Брянске ­ … (брянцы), во Владивостоке ­ … (владивостокцы), в Костроме ­ … (костромичи), в Курске ­ … (куряне), в Магадане ­ … (магаданцы), в Омске ­ … (омичи), в Орле ­ …(орловцы), в Пензе ­ … (пензяки), в Перми ­ … (пермяки), в Петропавловске – Камчатском ­ … (петропавловцы), в Пскове ­ … (псковичи), в Ростове­на­Дону ­ … (ростовчане), в Смоленске ­ … (смоляне), в Томске ­ … (томичи), в Туле ­ … (туляки), в Устюге ­ … (устюжане), в Уфе ­ … (уфимцы), в Чебоксарах ­ … (чебоксарцы), в Якутске ­ … (якутяне). 2. Как принято называть детенышей животных? У котов ­ … (котята), у собак ­ … (щенята), у овец ­ … (ягнята), у кур ­ … (цыплята), у коров ­ … (телята), у коз ­ … (козлята), у носорогов ­ … (форма не образуется), у мышей ­ … (мышата), у верблюдов ­ … (верблюжата), у змей ­ … (змеёныши). VI. МОРФОЛОГИЯ. 1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от слов: Носище ­ … (носища), болотище ­ … (болотища), домище ­ … (домища), ручища ­ … (ручищи), кочерга ­ … (форма им. пад. не образуется), ребенок ­ … (дети, ребята), бремя ­ … (форма им. пад. не образуется), уголь ­ … (уголья), Пальтецо ­ … (форма им. пад. не образуется). 2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от слов: арбузы ­ … (арбузов), ботинки ­ … (ботинок), буряты ­ … (бурят), глаза ­ … (глаз), грамм ­ … (граммов), киргизы ­ … (киргизов), мандарины ­ … (мандаринов), носки ­ … (носков, допустимо носок), очки ­ … (очков), партизаны ­ … (партизан), помидоры ­ … помидоров), сапоги ­ … (сапог), сапожки ­ … (сапожков), свеча ­ … (свечей), солдаты ­ … (солдат), спальня ­ … (спален), таджики ­ … (таджиков), татары ­ … (татар), туфли ­ … (туфель), чулки ­ … (чулок), яблоко ­ … (яблок), яблоня ­ … (яблонь). 3. Образуйте формы 1 лица единственного числа от глаголов: молотить (молочу) победить (вместо этой формы употребляются описательные конструкции, например, сумею  победить) красить (крашу) убедить (вместо этой формы употребляются описательные конструкции, например, хочу  убедить) очутиться (вместо этой формы употребляются описательные конструкции, например,могу  очутиться) роптать (ропщу) 4.Образуйте формы 2 лица единственного числа от глаголов: брызгать ­ … (брызжешь, брызгаешь) двигать ­ … (движешь, двигаешь) сыпать ­ … (сыпешь, сыплешь) щипать ­ … (щиплешь, щипаешь) VII.       СТИЛИСТИКА 1. Это слова с высокой стилистической окраской. Подберите к ним нейтральные слова – соответствия. Страж ­ … (сторож) Рыбарь ­ … (рыбак) Кладезь ­ … (колодец) Грядущее ­ … (будущее) Врата ­ … (ворота) Прах ­ … (пыль) 1. Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях. возвращаться со школы (из школы); вперед меня (раньше меня); дожидай меня (жди меня); состереть с доски (стереть с доски).

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018