Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
землеустройствоd.docx
Вариант 3
Содержание
стр.
Вопрос 3. Виды землеустройства………………………………………………...3
Вопрос 13. Назначение и задачи кадастра недвижимости……………………14
Вопрос 33. Категории земель…………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………24
2 Вопрос 3. Виды землеустройства
Землеустройство мероприятия по изучению состояния земель,
планированию и организации рационального использования земель и их
охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов
землеустройства и установлению их границ на местности, организации
рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных
участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по
организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Законом РФ от 18 июля 2001
г. «О землеустройстве» понятие землеустройства и его задачи определяются
как мероприятия по изучению состояния земель и их охраны, образованию
новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и
установлению их границ на местности [3].
Задачи землеустройства (ст. 3 Закона РФ «О землеустройстве»):
1.
2.
изменение границ объектов землеустройства;
предоставление и изъятие земельных участков;
определение границ ограниченных в использовании частей объектов
3.
землеустройства;
4.
перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами
земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
5.
выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и
ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению,
иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления,
радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным
воздействиям;
6.
проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель,
рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей,
3 подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения,
загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и
химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса землеустройство
проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов
государственной власти, органов местного самоуправления, собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению
суда [4].
Все многообразие землеустроительных действий можно свести к двум
направлениям, определяющим цели, задачи и конечные результаты
землеустройства.
Первое включает все виды работ по перераспределению земель: по
целевому назначению (то есть по категориям), между отраслями и сферами
деятельности, между субъектами хозяйствования, землевладельцами и
землепользователями. К этому направлению следует отнести отводы земель
для государственных и общественных надобностей, образование специальных
земельных фондов, а также работы по упорядочению и совершенствованию
землевладений и землепользовании.
Главная цель направления состоит в социально и экономически
обоснованном перераспределении земель, основная задача формирование
новых рациональных землепользовании, а конкретный результат заключается в
установлении границ как пределов прав субъектов земельных отношений.
Второе направление включает землеустроительные мероприятия по
рациональной организации территории, улучшению использования и охране
земель в границах уже сформированных землевладений и землепользовании.
Его главная цель заключается в повышении эффективности
использования предоставленных хозяйствующему субъекту земель, а основная
задача территориальная организация производства. Конкретный результат
4 этого направления также выражается в отграничении на плане и на местности
однако
отдельных участков
(хозяйственных участков),
земли
устанавливаемые границы имеют не правовое, а лишь хозяйственное значение
и выражают производственную целесообразность использования земельных
участков для конкретных целей.
Оба направления,
представляя собой единую систему
землеустроительных мероприятий, существенно различаются по содержанию
и методам осуществления. Потому землеустройство подразделяется на два
вида: межхозяйственное и внутрихозяйственное. Работы первого направления
относятся к межхозяйственному землеустройству, а второго, в основном, к
внутрихозяйственному землеустройству.
Чем же вызвана необходимость подразделения землеустройства на
виды? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим более подробно, в чем
проявляется их единство и различия [3].
Единство межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства
проявляется в следующем.
Последовательное достижение общей цели организации рационального,
полного и эффективного использования земли. Задача решается поэтапно:
зонирование территории определение целевого назначения формирование
(межхозяйственное землеустройство) организация территории назначение и
характер использования каждого земельного участка (внутрихозяйственное
землеустройство).
Единая принципиальная основа осуществления землеустроительных
Рассмотренными выше принципами в равной мере
мероприятий.
так и
руководствуются при проведении как межхозяйственного,
внутрихозяйственного землеустройства. При этом учитывается специфика
землеустроительных мероприятий. При межхозяйственном землеустройстве
особое значение приобретает законность действий, соблюдение оптимальных
5 межотраслевых пропорций, а при внутрихозяйственном создание
повышения
организационнотерриториальных
предпосылок
для
эффективности производства.
Экономическое,
правовое
и
техническое
содержание
землеустроительных мероприятий. Эти стороны присутствуют как в
межхозяйственном, так и во внутрихозяйственном землеустройстве, хотя
проявляются поразному.
При проведении межхозяйственного землеустройства более выражен
правовой и технический аспект. Экономическое содержание скрыто и
проявляется, в основном, в рациональности формируемых землепользовании.
Внутрихозяйственное землеустройство имеет ярко выраженное
экономическое содержание: оно проводится в целях повышения
эффективности использования земли и оценивается по конечному
производственному результату [1].
Единый землеустроительный процесс, включающий определенные
стадии и порядок землеустроительного
законодательством этапы,
производства. Основой как межхозяйственного, так и внутрихозяйственного
землеустройства является проект, включающий определенный круг вопросов,
то есть составные части и элементы. Составные части и элементы
разрабатываются с таким расчетом, чтобы обеспечить органическое единство
формирования землепользования и его внутрихозяйственной организации.
Взаимосвязь и последовательность осуществления. Формирование
землепользовании и установление их границ предполагает обязательную
организацию территории в границах отвода. Эту задачу могут выполнять
в зависимости от характера планируемого
различные ведомства,
использования земельного участка. В населенных пунктах на новые
территории разрабатываются генеральные планы, проекты или схемы
В промышленных и других несельскохозяйственных
планировки.
6 предприятиях предполагается наличие схемы или плана размещения
объектов. Для организации рационального использования земли в
сельскохозяйственном предприятии проводится внутрихозяйственное
землеустройство.
Таким образом, внутрихозяйственное землеустройство является
прямым продолжением организации землепользования сельскохозяйственного
предприятия. В свою очередь, при проведении межхозяйственного
землеустройства сельхозпредприятий обязательно учитываются условия
рациональной организации их территории. Для этого в состав проекта
межхозяйственного землеустройства входит схема внутрихозяйственной
организации территории, предусматривающая предварительное размещение
основных элементов.
Вышеприведенные положения далеко не исчерпывают единство видов
землеустройства, хотя являются основными. Наряду с этим существуют
заметные различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным
землеустройством, которые выражаются в следующем.
Различные объекты
Хотя при всех
землеустроительных мероприятиях объектом выступает земля, определенная
землеустройства.
территория, имеется существенное различие. При межхозяйственном
землеустройстве объектами могут быть новые хозяйства, образуемые на месте
землепользовании,
существующих,
административные и другие обширные территории, то есть части земельного
взаимодействующих
группы
фонда, неоднородные по формам собственности или хозяйствования.
Внутрихозяйственное землеустройство проводится исключительно в
сельскохозяйственных предприятиях после того, как сформировано
землепользование. Его объектом является конкретная территория. Эта
территория не всегда однородна, она может состоять из земельных участков
7 различных форм собственности, однако представляет собой единый объект
хозяйствования [3].
Межведомственный и ведомственный характер землеустройства. Это
различие вытекает из содержания и предназначения землеустроительных
мероприятий. Перераспределение земель и формирование землепользовании
осуществляется в интересах общества, всех предприятий и граждан. Поэтому
межведомственный,
межхозяйственное
общегосударственный характер. Внутрихозяйственное землеустройство это
землеустройство
имеет
ведомственное сельскохозяйственное мероприятие, поскольку проводится в
сельскохозяйственных предприятиях и формирует его рациональную
агроэкономическую организационнохозяйственную структуру.
Ведомственный характер внутрихозяйственного землеустройства
воплощается в его содержании. По форме осуществления этот вид
землеустройства также является государственным мероприятием, проведение
которого регламентируется земельным законодательством.
Различия в обязательности и правовом обосновании проведения.
Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» основаниями для
проведения землеустроительных мероприятий могут послужить решения
государственных или местных органов власти, договоры с заинтересованными
лицами или судебные решения [1].
Землеустройство проводится в обязательном порядке, если изменяются
границы землепользования, представляется или изымается земельный участок,
происходит перераспределение сельскохозяйственных земель в процессе
то есть в большинстве случаев
реорганизации предприятий,
межхозяйственного землеустройства. Иначе говоря, права юридических или
частных лиц на земельные участки могут быть указаны только посредством
межхозяйственного землеустройства.
8 Обязательный характер землеустройства устанавливается также при
выявлении нарушенных земель, а также земель, подверженных водной эрозии,
селям, подтоплению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами
производства, радиоактивному и химическому заражению и другим
негативным воздействиям.
Перечисленные факторы требуют уже не только межхозяйственного, но
и внутрихозяйственного землеустройства.
В большинстве случаев внутрихозяйственное землеустройство не
является строго обязательным мероприятием. Необходимость его проведения
можно определить следующими обстоятельствами.
Вопервых, сельскохозяйственные предприятия зачастую имеют
большую территорию и сложную организационнопроизводственную
структуру. Самостоятельно, без профессиональной помощи со стороны
землеустроительных организаций, они не в состоянии решить вопросы
рационального размещения производственных подразделений и хозяйственных
центров, угодий и севооборотов, обосновать систему мелиоративных,
водохозяйственных, противоэрозионных и других мероприятий по улучшению
земель. Помощь квалифицированных специалистов необходима хозяйствам не
только при проектировании, но и при осуществлении мероприятий в процессе
производственной деятельности.
Вовторых, внутрихозяйственное землеустройство является мерой
государственного регулирования рационального использования и охраны
Поэтому в его проведении заинтересовано как само
земли.
сельскохозяйственное предприятие, так и государственные органы,
контролирующие использование и охрану земель [4].
Основные различия видов землеустройства проявляются в их
содержании. Межхозяйственное землеустройство охватывает более широкий
9 круг мероприятий и более разнообразно по составу и содержанию. Обобщая
вышеизложенное, можно дать ему следующее краткое определение.
Межхозяйственное землеустройство это комплекс мероприятий по
образованию, упорядочению и совершенствованию землепользовании, отводу
земель и размещению специальных территорий (фондов) особого
хозяйственного и территориального назначения. Смысл приведенных в
определении понятий и терминов заключается в следующем.
Образование землепользования означает формирование земельного
участка (или территории, состоящей из нескольких участков различных форм
собственности) в качестве объекта хозяйствования.
Упорядочение и совершенствование землепользования это
целенаправленные действия по устранению недостатков и улучшению
параметров (размещения, площади, границ) земельного участка, объекта
хозяйствования.
Отвод земель землеустроительные действия по ограничению
земельного участка, предоставленного в собственность, владение или
пользование юридическому или государственному лицу.
Нередко в практике межхозяйственного землеустройства употребляется
также термин реорганизация землепользования. Под реорганизацией
понимаются значительные изменения количества, площадей, размещения и
конфигурации хозяйств и их землепользовании на определенной территории.
В новом земельном законодательстве широко применяется термин
территориальное землеустройство, что по составу и содержанию работ
К
отчасти соответствует межхозяйственному
землеустройству.
территориальному землеустройству законодательство относит образование
новых и упорядочение существующих землепользовании, а также межевание
объектов землеустройства. Под межеванием с давних времен подразумевается
10 отграничение земель, то есть установление границ землевладений и
землепользовании, их правовое и техническое оформление.
Основу межхозяйственного землеустройства составляет проект.
Землеустроительный проект это совокупность документов по
содержанию новых форм организации территории и их всестороннему
землеустройства
обоснованию.
В проектах межхозяйственного
обосновываются новые землепользования. При этом решаются следующие
вопросы: определение площади землевладения, землепользования или
земельного участка; его размещение по территории; обоснование состава
угодий; установление его конфигурации и проектирование границ. Проект
обосновывается
землепользования и его производственную эффективность [3].
поддерживающими
расчетами,
рациональность
Межхозяйственное землеустройство подразделяется на разновидности,
отражающие существенные различия методики проектирования и
осуществления землеустроительных мероприятий:
• образование, упорядочение и совершенствование землепользовании
сельскохозяйственных предприятий;
• образование и изменение несельскохозяйственных землепользовании (отвод
земель);
• формирование и организация земельных фондов и территорий специального
назначения.
Эти разновидности далеко не однородны по составу и содержанию
работ, поскольку процесс обоснования и согласования землеустроительного
решения зависит от цели, задачи и конкретных условий земельного отвода.
Внутрихозяйственное землеустройство по составу и содержанию более
однородно. Его методика отработана достаточно полно, регламентировано
содержание проекта, разработана нормативная база, приемы и методы
обоснования проектных решений.
11 Внутрихозяйственное землеустройство это комплекс мероприятий по
территориальной организации производства, улучшению использования и
охраны земли в границах сельскохозяйственного предприятия.
На практике сложился определенный порядок решения вопросов
внутрихозяйственного землеустройства. Он выражается в последовательной
разработке следующих составных частей и элементов проекта:
1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров.
Задача заключается в обосновании организационнопроизводственной
структуры предприятия, установлении количества производственных
подразделений, размещении их земельных массивов, определении опорных
населенных пунктов, размещении животноводческих комплексов и ферм.
2.Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог, водохозяйственных
и других инженерных сооружений и объектов общехозяйственного
назначения. Внутрихозяйственные магистральные дороги проектируются в
соответствии с направлениями грузопотоков. Это дороги, соединяющие
хозяйственные центры с населенными пунктами, железнодорожными
станциями, автомобильными дорогами общего пользования, севооборотными
массивами, а также производственные подразделения между собой.
Инженерные сооружения это общехозяйственные объекты инженерного
оборудования территории: мелиоративные системы (осушительные и
оросительные), противоэрозионные, агромелиоративные и другие комплексы.
3. Организация угодий, включающая решение трех взаимосвязанных вопросов:
обоснование состава и соотношения угодий; проектирование, и обоснование
эффективности трансформации земель (то есть перевода угодий из одного
вида в другой); хозяйственно целесообразное размещение угодий по
территории.
В результате организации угодий определяются массивы пашни,
многолетних насаждений (садов, виноградников, ягодников), размещаются
12 сенокосные и пастбищные массивы, а также разрабатываются системы
мелиоративных, культуротехнических и других мероприятий по освоению и
улучшению земель.
4. Организация системы севооборотов. При этом устанавливается количество,
типы, виды севооборотов, проводится размещение севооборотных массивов и
внесево оборотных участков.
В вышеперечисленных составных частях проекта внутрихозяйственного
землеустройства разрабатываются общехозяйственные вопросы организации
территории. Задача заключается в устройстве территории отдельных видов
угодий, разделении их на обособленные хозяйственные участки, обеспечении
транспортной доступности и противоэрозионной защиты.
5. Устройство территории севооборотов включает размещение полей и
рабочих участков, защитных лесополос, полевой дорожной сети, полевых
станов и источников полевого водоснабжения.
6. Устройство территории многолетних насаждений включает размещение
пород и сортов, кварталов и бригадных участков, защитных лесополос,
дорожной сети и подсобных хозяйственных центров.
7. Устройство территории пастбищ заключается в проектировании гуртовых и
отарных участков, организации пастбищеоборотов, размещение загонов
очередного стравливания, скотопрогонов и летних лагерей.
Устройство территории сенокосов включает организацию
8.
сенокосооборотов, размещение сенокосооборотных и бригадных участков, а
при необходимости проектирование дорог и полевых станов.
Таким образом, проект внутрихозяйственного землеустройства
достаточно унифицирован по составу и содержанию. Особенности
проявляются в связи с конкретными условиями производства или
территориального размещения сельскохозяйственного предприятия, а также
могут зависеть от хозяйственного уклада и форм собственности на землю [3].
13 Вопрос 13. Назначение и задачи кадастра недвижимости
Земельный кадастр является основой функционирования
цивилизованного рынка земли и недвижимости любого государства и в
конечном итоге позволяет осуществлять управление национальным
богатством. Земельный фонд России составляет 1709,8 млн. га. Чтобы
рационально использовать это достояние необходимо обладать полной,
достоверной и оперативной информацией о земельных ресурсах и прочно
связанных с ними объектов недвижимого имущества на всех уровнях – от
отдельного земельного участка до территории хозяйства, района, республики,
14 государства в целом. Таким образом, совокупность достоверных сведений о
земле и прочно связанных с ней объектов сосредоточена в государственном
кадастре недвижимости – единой государственной информационной системе
о земельных ресурсах и объектах недвижимости страны [2].
В соответствии федеральным законом “О государственном кадастре
недвижимости ” (№221ФЗ от 27 июля 2007г ст.1 п.2) «Государственный
кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об
учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом
имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы
Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации,
границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о
территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования
территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом
сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным
государственным информационным ресурсом [2].
На сегодняшний день в России более 42 миллионов граждан являются
собственниками, пользователями или арендаторами земельных участков. А
чтобы совершать различные сделки (куплюпродажу. аренду. залог.
наследование, дарение и др. сделки с земельными участками и объектами
недвижимости, необходимо чтобы они получили правовой статус
(юридическую значимость), для этого необходимо провести их кадастровый
учет и государственную регистрацию, а также определить их стоимость
(цену).
Понятие "кадастр" произошло от двух латинских слов caput – податный
предмет и capitastrum, означающий опись податных предметов.
Первоначально кадастр представлял собой книгу, содержащую список
облагаемых налогом земель с указанием площади, качества почв и размера
земельного налога.
15 Сегодня в стране предусмотрено ведение 15и государственных
информационных фондов, объекты которых имеют четко выраженную терри
ториальную привязку. При этом каждое ведомство использует свои методы,
средства и технологии на всех этапах их создания от инвентаризации
объектов до формирования соответствующих информационных баз об этих
объектах и оперативного наблюдения за их состоянием и развитием. Такой
подход приводит не только к дублированию одних и тех же общесистемных
работ, распылению средств на их выполнение, но затрудняет в дальнейшем
интеграцию отдельных кадастров в единую систему для обеспечения
комплексной оценки ситуации и управления экономикой страны и ее
территорией.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (№136
ФЗ 25.10.2001 г.) государственный земельный кадастр – это система
необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их
землевладельцам,
распределении
землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной
собственникам
по
земли,
характеристике и народнохозяйственной ценности земель.[5].
Государственный градостроительный кадастр охватывает земли
поселений (19,1 млн. га, в том числе 8,0 млн. га земли городских поселений,
1,1 % земельного фонда) и содержит обязательные характеристики зданий,
сооружений и всего, что находится над и под поверхностью земли, то есть
фактически речь идет об объектах улучшений пространственной сферы
жизнедеятельности человека, ее изменениях, об ограничениях использования
земельного фонда и иных объектов недвижимости в градостроительстве.
ГКН занимает ведущее положение среди других кадастров и
информационных систем исходя из следующих условий:
16 объектом является весь земельный фонд РФ независимо от ведомственной
принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида
использования;
формирование объектов кадастрового учета ведется по единой
общегосударственной технологии;
в законодательно установленном порядке обеспечивается взаимодействие
между держателями кадастровой информации;
является основой и обеспечивает информационную поддержку других
государственных кадастров и реестров (прав, налоговый);
данные ГКН подлежат обязательному применению при государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при решении
земельных споров, изъятии и предоставлении земель, оценке земель и иных
объектов недвижимости, зонировании и планировании использования земель,
осуществлении государственного контроля.
В отличии от других информационных систем ГКН как
информационная структура требует организации специального федерального
органа, обеспечивающего развитие, актуализацию и ведение системы
(Росреестр).
Таким образом, Государственный кадастр недвижимости единая
государственная система признания и удостоверения государством факта
возникновения, существования и прекращения существования объектов
кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта
недвижимости являются сведения о нем, внесенные в документы ГКН.
Государственный кадастр недвижимости ведется в целях:
создание налогооблагаемой базы, обеспечение сбора земельного и
имущественного налогов;
защиты прав собственников земли и создания объективной основы для
установления платы за землю,
17 информационного обеспечения гражданского оборота земли, рационального
использования и охраны земель, планирования и регулирования использования
земельных ресурсов. повышения эффективности управления территорией.
Конечным продуктом при ведении государственного кадастра
недвижимости является создание банков данных кадастровой информации.
Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных, могут быть
органы управления территориями, администрации городов, областей, краев,
республик в составе Российской Федерации и Федеральные органы
управления, юридические и физические лица.
Законодательно определено, что применение данных ГКН является
обязательным при разрешении межевых споров, определении платежей за
землю, планировании использования и охраны земель, их изъятии и
предоставлении для государственных, муниципальных и иных нужд. Она
необходима и в проведении землеустроительных работ, оценке хозяйственной
деятельности, осуществлении государственного контроля и других
мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
В связи с развитием рынка земли она выступает не только как объект
хозяйственной деятельности, но и как объект недвижимого имущества с
вовлечением ее в гражданский оборот и применением в отношении ее всех
необходимых рыночных атрибутов, таких как: земельный налог, арендная
плата, цена земли, сделки с землей. А потому сведения кадастра
недвижимости являются основой для ее оценки как объекта недвижимого
имущества и нормального функционирования в гражданском обороте.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости (ГКН)
предназначен для обеспечения органов власти и управления всех уровней,
юридических лиц и граждан информацией о земле с целью:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами и
муниципальным имуществом;
18 государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель,
разработки мероприятий, направленных на сохранение и повышение ее
плодородия;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
обеспечения гарантий прав собственника, землепользователя;
регулирования операций с земельными участками и недвижимостью, придания
им гласности и законности;
землеустройства, территориального планирования, оценки хозяйственной
деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с
использованием и охраной земель;
экономической оценки земель и учета ее стоимости в составе природных
ресурсов, установления обоснованной платы за землю. Поступления платежей
в бюджеты различных уровней и их использования.
В экономически развитых странах кадастр земель и другой
недвижимости прошел этапы становления и развития на протяжении
последних 200400 лет. В настоящее время эти государства имеют
юридически полноценный, организационно оформленный инструмент учета и
что является важнейшей составляющей
ведения налогообложения,
экономической и социальной стабильности государства.
19 Вопрос 33. Категории земель
Целевое назначение земель разделение земель и земельных участков по
видам (категориям) и целевому назначению. Предназначено для определения
правового статуса земельного участка и его разрешённого использования,
например, для разрешения или запрета индивидуального жилищного, дачного
и других видов строительства. Установлено и регулируется Земельным
кодексом РФ и другими законодательными актами и федеральными законами,
в том числе законами, установленными и устанавливаемыми в отдельных
субъектах Российской Федерации.
Категории земель (состав земель РФ) установленные в Земельном
кодексе категории земельных участков. В соответствии со ст. 7 Земельного
кодекса земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие
категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
Сельскохозяйственные угодья: пашни; сенокосы; пастбища; залежи;
земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и
другими).
Земли, занятые: внутрихозяйственными дорогами; коммуникациями;
лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от
воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных
явлений; водными объектами; зданиями, строениями, сооружениями,
используемыми для производства, хранения и первичной переработки
сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
для создания и развития личных подсобных хозяйств
для ведения садоводства
для ведения огородничества
для ведения животноводства
20
для ведения рыбоводства
для сенокошения
для выпаса скота
для ведения охотничьего хозяйства
для дачного строительства
На землях сельхозназначения в некоторых случаях возможно
индивидуальное жилищное строительство с регистрацией (пропиской) и без
регистрации. В остальных случаях строительство жилых домов и регистрация
(прописка) на землях сельхоназначения невозможна, или возможна с
ограничениями, или возможна после перевода земель из этой категории в
категорию земель населённых пунктов.
2) земли поселений;
Земли населённых пунктов (поселений) это земли, находящиеся внутри
границ населённых пунктов и поселений и предназначенные для застройки и
развития этих населённых пунктов. Регулируются Градостроительным
кодексом РФ,
градостроительными нормами.
генеральными планами
Земли поселений могут использоваться:
для застройки
населённых пунктов и
для ведения личного подсобного хозяйства
для индивидуального жилищного строительства
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения,
земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
информатики,
назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения это земли,
предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или)
эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи,
21 радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения
космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления
иных специальных задач, что позволяет отграничить данную категорию земель
от земель всех иных категорий, например, от схожих элементов состава
земель поселений, таких, как производственные, инженерные и транспортные
инфраструктуры, специального назначения, военных объектов. Земли с этим
статусом всегда находятся за границами населённых пунктов, городских и
сельских поселений.
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые
лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её
восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и
предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки,
дороги, болота и другие), кроме лесов на землях обороны, городских
поселений, а также древеснокустарниковой растительности на землях
сельскохозяйственного назначения, транспорта, населённых пунктов, водного
фонда и иных категорий.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное
пользование лесные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в
аренду, безвозмездное срочное пользование гражданам. Предоставление
гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, осуществляется в
соответствии с Лесным кодексом РФ.
6) земли водного фонда;
К землям водного фонда относятся земли:
1.покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
22 2.занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на
водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется
образование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и
иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется
Земельным кодексом РФ и водным законодательством.
7) земли запаса. Земли используются в соответствии с установленным для них
целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к
той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с
зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого
устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных
федеральных законов [4].
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных
без
зонированием территорий видов выбирается самостоятельно,
дополнительных разрешений и процедур согласования.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях,
предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим
использования земель указанных категорий. Отнесение земель к категориям,
перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством
РФ;
23 2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель
находящихся в муниципальной
сельскохозяйственного назначения,
собственности, органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за
исключением земель сельскохозяйственного назначения, органами местного
самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
а) земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной
власти субъектов РФ;
б) земель иного целевого назначения органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается
федеральными законами. Категория земель указывается:
1) в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов
исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного
самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) в договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) в документах государственного земельного кадастра;
4) в документах о государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним;
5) в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и
законами субъектов РФ. Нарушение установленного Земельным кодексом,
федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в
другую является основанием признания недействительными актов об
отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую
(ст. 8 Закона о землеустройстве).
24 Список литературы
1.Боголюбов С. А. Роль целевого назначения земель // Экологическое право.
Москва: НОРМА, 2001. – 265с.
2.Варламов А. А., Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости,
М.: 2012. – 328с.
3.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №
136ФЗ.
Гл. I Общие положения Ст. 7 Состав земель в Российской Федерации.
Российская газета, 2001.
4.Крассов О. И. Комментарий к статье 7 // "Комментарий к Земельному
кодексу Российской Федерации" 2е издание, переработанное. Москва:
НОРМА, 2009.
5.Основы кадастра недвижимости: краткий курс лекций для студентов I1
курса направления подготовки 120700,62 «Землеустройство и кадастры» /
Сост.: Н.М. Губин, // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2014. –
с.109
25
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Подготовка к тестированию "Землеустройство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.