Подготовка к ВОШ 7 класс теория
Оценка 4.7

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Оценка 4.7
Контроль знаний +1
doc
география
7 кл
06.11.2019
Подготовка к ВОШ 7 класс теория
Представленные материалы могут быть использованы при подготовке учащихся к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников , межвузовским олимпиадам, и различным конкурсам и состязаниям по географии в том числе и проходящим в интернете. Материалы могут помочь начинающим учителям географии и педагогам со стажем.
Подготовка к ВОШ 7 класс теория.doc
7 класс Задание 1 Перед Вами на листе ответов — кроссворд, посвящённый путешественникам, внёсшим немалый   вклад   в   открытие   новых   территорий   на   нашей   планете.   Выписав   в   клетки   по горизонтали   восемь   фамилий   (1–8)   путешественников,   вы   получите   зашифрованную   в столбце, выделенном утолщёнными линиями (9), фамилию известного мореплавателя. Решите кроссворд и ответьте на дополнительные вопросы. Блок А. Назовите путешественников в строках 1–8 по описанию их достижений. 1. Мореплаватель итальянского происхождения, плававший под короной другого государства   и,   кроме   прочего,   первый   из   европейцев   посетивший   Большие   и   Малые Антильские острова. 2. Степан   Крашенинников   назвал   этого   русского   землепроходца   «обретателем Камчатки». 3. Путешественник,   открывший   миру   крупный   водопад,   расположенный   на четвертой   по   длине   реке   Африки.   Название   водопада   с   языка   местного   населения переводится как «гремящий дым». 4. Конкистадор,   покоривший   государство   ацтеков   и   положивший   начало испанской колонизации Мексики. 5. Русский   мореплаватель,   исследователь   побережья   Северного   Ледовитого океана.  В честь него назван легендарный  пароход и крайняя  северная материковая  точка Евразии. 6. Учёный,   путешественник,   исследователь   Арктики,   в   честь   которого   назван пролив, разделяющий полуостров Таймыр и архипелаг Северная Земля. 7. Путешественник, первым из европейцев побывавший у берегов Новой Зеландии и Австралии. 8. Первый человек, побывавший на обоих полюсах планеты, один из которых был открыт его экспедицией. Блок Б. Ответьте на дополнительные вопросы Б­1. Известно, что путешественник, зашифрованный под индексом «9», погиб во время одной из своих экспедиций. На каком архипелаге это произошло? Б­2.   Укажите   акваторию,   через   которую   пролегал   маршрут   последней   экспедиции упомянутого в предыдущем вопросе путешественника: а) залив Ла­Плата б) пролив Дарданеллы в) Мексиканский залив Б­3. На фото один из путешественников, зашифрованный в строках 1–8 кроссворда. г) Красное море д) Бассов пролив е) залив Аляска Ответьте на дополнительные вопросы о нём, представленные ниже. а) Фото какого путешественника представлено? б) Гражданином какой страны он являлся? в)   Назовите   ещё   двух   знаменитых   учёных­ являвшихся  XIX–XX вв., путешественников   уроженцами этой страны. г)   Берега   какой   части   света   омывает   море, названное в честь этого путешественника? Б­4.   В   Сальвадоре   до   2001 г.   на   реверсе   всех   банкнот   национальной   валюты помещалось   изображение   одного   из   упомянутых   в   кроссворде   путешественников   (см. рисунок). Ответьте на дополнительные вопросы, представленные ниже. а) Какой путешественник изображён на реверсе банкноты? б) Столица какого современного государства заложена в ходе одной из экспедиций этого путешественника его братом? в)   Высшая   точка   одного   из   государств   названа   в   честь   этого   путешественника. Назовите вершину и государство. Задание 2 На рисунке ниже представлены силуэта пяти островов планеты и таблица с данными, где указаны площадь и населения каждого острова (силуэта островов даны не в масштабе). Номер острова на рисунке Площадь (км2) 1 2 3 4 5 65 610 68 400 83 400 2 130 800 587 041 Население (тыс. чел.; год данных статистики) 20 277 (2012 г.) 495,3 (2011 г.) 5 500 (2010 г.) 57,6 (2010 г.) 24 235 (оценка на 2015 г.) Блок А. Заполните таблицу «Острова мира» на листе ответов, указав название каждого острова, крупнейший город (населённый пункт) острова, природную зону (природные зоны; без учёта высотной поясности) и тип (типы) климата, в которых он расположен. Блок Б. Остров «3» — самый крупный в архипелаге, занятой одной страной. Назовите три следующих по площади острова этого архипелага, их происхождение и страну, которой принадлежит архипелаг. Блок В. Воды крупнейшей реки острова «5» — Бецибуки — окрашены в оранжевый цвет. Как сведение лесов на острове связано с таким явлением? Задание 3 Вам предлагается отрывки из статьи, кратко характеризующую природу Африки. Ваша задача найти в текстовых отрывках географические ошибки, подчеркнуть их в листе ответов (отрывки  дублируются   в  листе  ответов),  пронумеровать  их   и  под  текстом   (в  отведенных свободных   строках)   указать   географически   грамотный   вариант   (обращаем   внимание, подчёркивать   ошибочные   фразы   и   исправлять   их   нужно   в   листе   ответов;   все   временные рубежи приведены без ошибок). Блок А.  Африка — второй по величине материк и вторая по величине часть света планеты.   Это   континент   с   преобладанием   равнин   и   самых   высоких   температур   на   Земле (рекорд был зафиксирован в пустыне Калахари). В тоже время снежные шапки горных вершин поднимаются на северной и южной оконечности самого жаркого материка. Блок   Б.  Береговая   линия   Африки   по   сравнению   с   другими   материками   изрезана слабо.   Есть   только   один   большой   залив   —   Гвинейский.   На   западе   Аравийским   морем омывается полуостров Сомали («Африканский рог»). Блок В. Знакомство европейцев с прибрежными районами Африки расширили поиски морского пути в Индию, который был открыт лишь Марко Поло в 1498 г. Внутренние районы Африки европейцы начали исследовать лишь в XIX в. Одним из первых исследователей этих опасных на тот момент районов стал немецкий исследователь Давид Ливингстон, который пересёк Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней водопад Виктория. Среди русских  исследователей  особое место  занимает  Василий  Васильевич  Юнкер, который исследовал природу и жизнь коренных племён Северной Африки и пустыни Сахара. Культурные   растения   северо­восточной   части   материка   в   1926–27 гг.   исследовал В. В. Докучаев, установивший,  что придельтовые  районы Нила  являются  родиной твёрдых сортов пшеницы. Блок  Г.  В   Африке   преобладают   равнины   с   высотой   от   200   до   1 000 м.   В   основе материка   залегает   древняя   платформа,   осколок   Лавразии.   Под   влиянием   внутренних процессов   отдельные   участки   платформы   поднимались,   что   приводило   к   образованию плоскогорий.   Другие   опускались   с   образованием   крупных   котловин   (Тибести,   болота Окаванго в пустыне Калахари). Также в Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры (рифт), к которому приурочены котловины озёр Ньяса, Альберт, Чад, впадина Конго. На   северо­западе   материка   находятся   горы   Атлас   с   высшей   точкой   горой   Тахат. Атласские   горы   сформировались   на   стыке   двух   литосферных   плит —   Африканской   и Аравийской. Восточную часть Африки занимает Восточно­Африканское плоскогорье, на юге которого   расположена   высшая   точка   материка —   вулкан   Килиманджаро.   На   самом   юге материк окаймляют сформировавшиеся в кайнозое Капские и Драконовы горы. Блок  Д.  Африка   богата   рудными   полезными   ископаемыми.   В   бассейне   Нигера — залежи   урановых   руд,   а   вдоль   побережья   Гвинейского   залива   протянулся   медный   пояс (Коппербелт).   Недра   Южно­Африканской   республики   чрезвычайно   богаты   алмазами, залегание которых приурочено к особым геологическим телам — неккам. Блок Е.  На большей части материка среднегодовая температура превышает +20°С. Максимальное количество осадков выпадает на побережье Гвинейского залива, восточном побережье острова Мадагаскар и юго­западном атлантическом побережье. Минимум годового слоя   осадков   наблюдается   в   тропической   пустыне   Сахара.   Африка   расположена   в   трёх климатических   поясах:   экваториальном   и   повторяющихся   к   северу   и   к   югу   от   него: субэкваториальном и тропическом. Экваториальному   поясу   соответствует   природная   зона   постоянно­влажных тропических лесов.  Переменно­влажные  леса  произрастают в субэкваториальных  широтах, которым   также   соответствуют   саванны.   Тропические   пояса   представлены   исключительно природными зонами пустынь и полупустынь. Задание 4 Ниже представлены определения физико­географических терминов и понятий (Блок «А» — Блок «И»). Определите о каких объектах, процессах или явлениях идёт речь в данных определениях и ответьте на дополнительные вопросы. Блок А. ____ — угол между географическим и магнитным меридианом, т. е. величина отклонения стрелки компаса от направления на север. А­1. Назовите этот показатель. А­2. Как называются линии одинакового магнитного склонения на картах? 1) изогиеты 2) изобаты А­3.   Почему   данный   показатель   в   одной   и   той   же   точке   постепенно   меняется 3) изогоны 4) изогалины (изменения возможно заметить в течение многолетнего периода)? Блок   Б.  ____ —   тип   гор   с   крутыми   склонами   и   малой   расчленённостью. Представляют собой поднятие земной поверхности, разделённое тектоническими разломами. Возникают   такие   горы   на   равнинных   территориях   и   в   местах,   где   древние   горы   были выровнены внешними процессами. Б­1. Назовите тип гор. Блок В.  ____ — круглая или  овальная впадина  (диаметром до 20 км) на вершине вулкана с крутыми или ступенчатыми склонами. Различают два типа _____: обрушивания и взрыва. В­1. Назовите эту форму рельефа (элемент строения вулкана). В­2. Назовите отличия в происхождении двух типов этих форм рельефа. Блок Г. ____ — приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, ограниченный круто наклонёнными разрывами — сбросами. Г­1.   Как   называется   такой   участок   в геологии? Г­2.   Выберите,   каким   индексом обозначен такой участок на рисунке справа. Блок Д. ____ — рыхлая крупнообломочная осадочная порода, сложенная окатанными обломками горных пород и минералов размером от 1–10 мм. Используется как заполнитель для цемента и строительного материала. Д­1. Назовите эту осадочную породу. Д­2. Данная порода отличается от галечника: 1) размерами обломков 2) тем, что галечник — угловатая порода 3) тем, что галечник — сцементированная порода 4) верны все вышеперечисленные признаки Блок Е. ____ — понижение в гребне горного хребта или массива, доступное для его пересечения (обычно с удобными подходами). Е­1. Назовите этот термин. Блок  Ж.  ____ —   сильный,   жаркий,   сухой   и   пыльный   южный   ветер   в   Италии   и некоторых   других   средиземноморских   странах,   дующий   со   стороны   Сахары   и   пустынь Аравийского полуострова. Ж­1. Назовите этот местный ветер. Ж­2. Существуют разные названия ветра подобного происхождения в разных странах. Из нижеприведённого списка ветров выберите местный ветер, образование и характеристики которого резко отличаются от остальных: гибли, хамсин, трамонтана, шехили, марен. Блок З. ____ — высотный уровень, выше которого накопление твёрдых атмосферных осадков   в   среднем   за   год   преобладает   над   их   таянием;   определяет   возможность существования ледников в горах. З­1. Назовите этот термин. З­2. От каких факторов зависит абсолютная высота этого уровня в разных районах планеты? З­3. В каком из массивов (вершин) абсолютная высота этого уровня меньше всего:  1) Центральные Анды, 2) Тибетское нагорье, 3) вулкан Килиманджаро. Блок  И.  ____ —   вид   осадков,   представляющий   собой   слой   плотного   льда, образующийся   на   поверхности   земли   и   на   предметах   (столбах,   деревьях,   строениях) преимущественно с наветренной стороны от намерзания капель переохлаждённого дождя или мороси. И­1. Назовите данный вид осадков. И­2. Какие виды осадков Вам известны кроме упомянутых в определении? Блок  К.  ____ —   вечнозелёные   низкорослые   (до   10 м)   леса   и  кустарники   морских тропических   побережий,   защищённых   от   прибоя,   но   заливаемых  во   время   прилива. Приспособлениями   растениями   являются   ходульные   и   воздушные   корни.   Наиболее распространены   вдоль   низменных   илистых   побережий   Африки,   Центральной   и   Южной Америки, Южной Азии, Австралии и островов в тропических и экваториальных широтах. К­1. Назовите этот тип растительности. К­2.   Как   ходульные   и   воздушные   корни   «помогают»   приспосабливаться   данной растительности к условиям обитания? Задание 5 Землетрясения являются  важнейшими  факторами рельефообразования. Ответьте на вопросы об этом природном явлении и способах его предупреждения. Блок А. На картинке ниже представлена схема распространения сейсмических волн в момент землетрясения. Назовите точки «1» и «2» и дайте им определение. Блок   Б.  Как   называется   показатель   оценивающий   мощность   (то   есть   энергию, высвободившуюся от землетрясения в виде сейсмических волн). По какой шкале оценивается этот показатель? Учитывает ли этот показатель степень разрушений при землетрясении?  Блок В. В какой стране мира в 1960 г. произошло сильнейшее по этому показателю в истории наблюдений землетрясение? Какие две столицы советских республик были разрушены сильными землетрясениями (одна в 1948 г., другая в 1966 г.) Блок Г. Назовите прибор для обнаружения и регистрации сейсмических волн? Блок   Д.  Некоторые   землетрясения   сопровождаются   цунами.   Охарактеризуйте происхождение этого явления. В   2004 г.   в   Индийском   океане   (эпицентр   показан   на   схеме   ниже;   темным   фоном выделены   страны,   пострадавшие   от   стихии)   произошло   землетрясения,   сопровождаемое цунами, которое стало стихийным бедствием с числом погибших более 300 тысяч человек. Какие литосферные плиты участвовали в формировании этого стихийного действия? Почему цунами «затронуло» даже такие удалённые от эпицентра страны, как ЮАР или Танзания? Блок   Е.  Назовите   сейсмоопасные   географические   районы   (горные   системы   или крупные физико­географические районы) на территории России.

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория

Подготовка к ВОШ 7 класс теория
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2019