Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Оценка 4.9
Подготовка к тестированию
docx
география +1
Взрослым
31.03.2018
География не входит в число обязательных экзаменов, но очень важен для тех учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление: географический факультет университета, медицинский университет, психологические и социальные специальности, факультеты туристической направленности и другие. Исходя из того, что в качестве выпускного экзамена географию, у нас в школе выбрали для сдачи впервые, возникла актуальность проблемы разработки и реализации программы подготовки выпускников, которая позволила успешно сдать ГИА по географии.
доклад Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии.docx
«Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА»
География не входит в число обязательных экзаменов, но очень важен для тех
учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление:
географический факультет университета, медицинский университет, психологические и
социальные специальности, факультеты туристической направленности и другие.
Исходя из того, что в качестве выпускного экзамена географию, у нас в школе
выбрали для сдачи впервые, возникла актуальность проблемы разработки и реализации
программы подготовки выпускников, которая позволила успешно сдать ГИА по
географии.
Сдача экзаменов в независимой форме в виде тестов (ОГЭ) поставило перед
учащимися, учителями, родителями непростые задачи:
какой экзамен выбрать, как к нему готовиться?
Результаты государственной (итоговой) аттестации во многом зависят от
предварительной подготовки к этому ответственному периоду.
Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче
экзаменов в форме:
Информационная
готовность
Готовность к ГИА
Психологическая готовность
Теоретическая
предметная
готовность
Практическая
Предметная
готовность
• информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах
заполнения бланков и т. д.);
•
предметная готовность (теоретическая
практическая умение выполнять задания КИМов);
качество подготовки по предмету, • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение,
ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование
возможностей личности для успешных действий в ситуации
сдачи экзамена).
Как же подготовить учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ?
Подготовленность к чемулибо понимается как комплекс приобретенных
знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять
определенную деятельность.
Подготовка учащихся к ОГЭ должна осуществляется по следующим
направлениям:
I. информационная работа;
II. содержательная (предметная) подготовка (Формула эффективного действия: учебник
носитель содержания образования + технология обучения
+ технология оценивания);
III. психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой»,
внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на
целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности
личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основываясь на выделенных направлениях, отнесем к актуальным вопросам
подготовки к ОГЭ следующие:
Организация информационной работы по подготовке выпускников к
ГИА и ЕГЭ.
Мониторинг качества.
Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ
В информационной деятельности по подготовке к экзаменам выделим
два направления:
Информационная работа с учениками.
Информационная работа с родителями, в результате которой проводят
ознакомление с правилами поведения на экзамене, правами выпускников правилами
заполнения бланков ГИА.
Содержательная (предметная) подготовка (готовность по предмету, умение
решать тестовые задания).
На данном этапе учитель должен осмыслить основные требования,
предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы , изучить
кодификаторы и спецификацию ЕГЭ и ОГЭ, изменения в КИМах и выстроить
траекторию подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к
итоговой аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно
тематическое планирование по биологии с учетом содержания КИМов и развития
универсальных мыслительных операций учащихся..
Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с
того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную
подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ЕГЭ.
Если экзамен по предмету выбрало большое число учащихся класса, при
организации повторения необходимо планировать уроки с обязательным
повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. То
есть, в календарнотематическое планирование (независимо от УМК по
предмету) педагогу целесообразно включить раздел «Подготовка к ЕГЭ», где
будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель
обращается в рамках данного урока, а также сроки и формы диагностики
уровня усвоения материала. Для подготовки к ГИА по географии школьников, изучающих предмет на базовом
уровне, желательно использовать элективный курс, расширяющий программу по
географии, внеурочные и факультативные формы работы по предмету для коррекции
расхождения действующего учебного плана и требований ГИА.
Необходимо разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ГИА, и
согласовать их с учениками и их родителями.
Индивидуальный план подготовки к ГИА
Содержание
деятельности
Домашнее задание
Сроки осуществления
Родители (ознакомлены): _____________
При составлении индивидуального образовательного маршрута учитель
может предложить учащемуся Алгоритм построения Индивидуальной
Образовательной Программы (ИОП). Полученные данные от ученика
использовать в своей работе (приложение №1).
Приложение № 1
Алгоритм построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)
1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат
деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать
предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо
указать:
определенный срок;
успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным
направлениям;
способы получаемого образования после школы.
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который
разрабатывается:
на определенный срок;
по конкретным видам деятельности;
по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно
усваивать учебный материал, или предложи свои.
Для меня предпочтительнее:
Формы и методы обучения: объяснение учителя, самостоятельная работа с
измерительным материалом, компьютерное тестирование, другое (допиши).
Ты должен:
знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;
уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных
способов обучения;
уметь определить формы самообразования.
4. Определи формы и методы контроля. Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля: письменная
работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с измерительными
материалами, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике,
зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши).
как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный
контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни) и другое
(допиши); каким способом лучше проверять твои знания по предмету; каким
образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы.
Дата _____________
Подпись учащегося _______________
Подпись родителей _________
При индивидуальной и групповой работе с учащимися рекомендуется использовать
карты исследований по подготовке к итоговой аттестации:
1. Индивидуальные маршрутные листы подготовки к ГИА по предмету
(приложение №2).
2. Групповые маршрутные листы подготовки к ГИА по предмету
(приложение №3).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА
(используются КИМы прошлых лет)
Приложение № 2
1
т
н
а
и
р
а
В
2
т
н
а
и
р
а
В
3
т
н
а
и
р
а
В
4
т
н
а
и
р
а
В
5
т
н
а
и
р
а
В
6
т
н
а
и
р
а
В
7
т
н
а
и
р
а
В
8
т
н
а
и
р
а
В
9
т
н
а
и
р
а
В
т
н
а
и
р
а
В
е
т
и
н
л
о
п
о
Д
е
ы
н
ь
л
Часть1(А
)
А 1
А 2
А 3
Часть 2
(В) В 1
В 2
В 3
Часть 3
(С)
С 1
Баллы
Отметка
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (ГРУППОВОЙ) ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ по географии
Приложение № 3
ФИО учащихся, которые
выйдут на ЕГЭ
КОДИФИКАТОР ЕГЭ
Королёва
Елизавета
Логвиненко
Александра
Сахарова
Кристина
Сподарев
Михаил
Отка Конция От
ка
Конция От
ка
Конция От
ка
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (2 ч)
Кириллов
Ростислав
Кон
ция
Конция От
ка
1. Географические модели: гло
бус, географическая карта, план
местности, их основные парамет
ры и элементы (масштаб, услов
ные знаки, способы картографи
ческого изображения, градусная
сеть)
2 Выдающиеся географические
исследования, открытия и ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (6 ч)
путешествия
3. Земля как планета. Форма,
размеры, движение Земли
4. Земная кора и литосфера. Сос
тав, строение и развитие. Земная
поверхность: формы рельефа су
ши, дна Мирового океана; Полез
ные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной
коры и рельефа. Минеральные
ресурсы Земли, их виды и оценка
5. Гидросфера, ее состав и строе
ние. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подзем
ные воды суши. Ледники и много
летняя мерзлота. Водные ресурсы
Земли
6. Атмосфера. Состав, строение,
циркуляция. Распределение тепла
и влаги на Земле. Погода и кли
мат. Изучение элементов погоды
7. Биосфера, ее взаимосвязи с
другими геосферами. Разнообра
зие растений и животных, особен
ности их распространения. Почве
нный покров. Почва как особое
природное образование. Условия
образования почв разных типов
8. Географическая оболочка Зем
ли. Широтная зональность и вы
сотная поясность, цикличность и
ритмичность процессов. Террито
риальные комплексы: природные,
природнохозяйственные
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ (3 ч)
9. Современный облик планеты
Земля. Происхождение материков
и впадин океанов. Соотношение
суши и океана на Земле
10. Население Земли. Численность
населения Земли. Человеческие
расы, этносы
11. Материки и страны. Основные
черты природы Африки, Австра
лии, Северной и Южной Америки,
Антарктиды, Евразии. Население
материков. Природные ресурсы и
их использование. Изменение при
роды под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Многооб
разие стран, их основные типы
4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ (3 ч)
12. Влияние хозяйственной дея
тельности людей на природу
13. Основные типы природополь
зования
14. Стихийные явления в литосфе
ре, гидросфере, атмосфере
5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
5.1 Особенности географического положения России (3 ч)
15. Территория и акватория,
морские и сухопутные границы
16. Часовые пояса
17. Административнотеррито риальное устройство России
18. Особенности геологического
строения и распространения
крупных форм рельефа
19. Типы климатов, факторы их
формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Многолетняя
мерзлота
20. Внутренние воды и водные
ресурсы, особенности их размеще
ния на территории страны
21. Природнохозяйственные
различия морей России
22. Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению плодородия
почв
23. Растительный и животный мир
России. Природные зоны.
Высотная поясность
24. Численность, естественное
движение населения
25. Половой и возрастной состав
населения
26. Размещение населения.
Основная полоса расселения
27. Направления и типы миграции
28. Народы и основные религии
России
29. Городское и сельское
население. Крупнейшие города
30. Особенности отраслевой и
территориальной структуры
хозяйства России. Природно
ресурсный потенциал и важнейшие
территориальные сочетания
природных ресурсов
31. География отраслей
промышленности, сельского
хозяйства, важнейших видов
транспорта
32. Природнохозяйственное рай
онирование России. Географичес
кие особенности отдельных райо
нов и регионов: Север и Северо
Запад, Центральная Россия,
Поволжье, Юг Европейской части
страны, Урал, Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положе
ние регионов, их природный,
человеческий и хозяйственный
потенциал
33. 11. 11.2017
34.
Итого: 34 часа
5.2 Природа России я (6 ч)
5.3 Население России (6 ч)
5.4 Хозяйство России
5.6 Россия в современном мире (1 ч)
1 пробный экзамен
2 пробный экзамен При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной
подготовки учащихся. При этом класс необходимо разделить на 3 группы и использовать
систему разноуровневого обучения.
Пример деления класса для подготовки к ЕГЭ по предмету.
1 группа
3 группа
Учащиесяпретенденты на
получение высоких баллов.
Группа «риска» учащиеся,
которые могут не набрать
минимальное количество
баллов, подтверждающее
освоение основных
образовательных программ
среднего (основного и
полного) общего
образования
2 группа
Учащиеся, которые при
добросовестном отношении
могут набрать минимальное
количество баллов, под
тверждающее освоение
основных образовательных
программ среднего
(основного и полного)
общего образования
Дополнительные
индивидуальные занятия по
предмету;
индивидуальные планы на
месяц.
Составление индивидуальных образовательных маршрутов
для самостоятельной и индивидуальной работы с
учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем
подготовки
(конкретная работа с каждым учеником)*.
При проведении учебных занятий необходимо уделять внимание:
работе с терминами и основными понятиями, что позволит сформировать крепкую
теоретическую базу знаний, необходимую для выполнения заданий первой части ЕГЭ.
Создавать словарь Терминов (телефонная книга, по темам), который можно оформлять не
только традиционным способом: терминопределение, но и табличным вариантом:
Термин
Определение
Опорная схема
Этимология
Для усвоения терминов
можно использовать терминологические диктанты,
составление и решение кроссвордов.
формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками,
схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
решению задач по алгоритмам их решения;
подготовке и проведению проверочных, практических работ в формате ЕГЭ.
Самым важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна
стать систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями.
В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового
уровня. То есть при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ необходимо научить школьников технике
сдачи теста. Для этого уже с 56го класса необходимо внедрять в учебный процесс:
разноуровневые тематические тесты, проведение учебнотренировочных тестов по
темам, работу с тренировочными материалами для подготовки к ГИА.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивиро
ванности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно
познавательной деятельности предполагается работа с
тетрадью на печатной основе
со сборниками тестов
с использованием пособий, подготовленных авторскими
коллективами ФИПИ, и пособия, имеющие гриф ФИПИ (сайт www.fipi.ru.)
тренинги с использованием Интернет – технологий.
Использование сайтов предметной направленности (например, geooge.sdamgia.ru) и
тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество
Online
экзаменационных материалов размещено в Интернетресурсах информационной
поддержки ЕГЭ:
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/,
Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www.rustest.ru/,
Московский институт открытого образования (МИОО) www.mioo.ru. и другие.
http://www.ege.edu.ru/,
При подготовке к ГИА необходимо с учащимися детально разобрать
демонстрационный вариант ОГЭ, назначение которого заключается в том, чтобы дать
возможность любому участнику составить представление о структуре будущих КИМ,
количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки
выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают
представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Следует учесть, что при подготовке к итоговой аттестации лучше избрать
тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После повторения
каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий частей А, В, С.
При проведении занятий необходимо строго отслеживать их посещение учащимися,
отмечать даты и пройденные темы. Письменно информировать родителей учащихся (под
роспись) о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ их ребенка за определенный промежуток времени
(приложение №4).
Для родителей учся _9_го класса МБОУ «Терновская ООШ»
Информация
________________________
(Ф.И. учся)
По предмету ________ учителем _________ в период с ___ по _____
О подготовке к ГИА
1. Проведено дополнительных занятий по подготовке к ГИА по графику:
Ваш ребенок посетил занятий ______
Причина пропусков _______________
2. Проведена диагностическая работа в форме (ОГЭ или ЕГЭ) __________(дата,
уровень)
Ваш ребенок получил оценку ______ Причины низкого результата ______
3.Выдаются домашние задания для подготовки к ГИА:_________________
Ваш ребенок домашнее задание (выполнил или нет, оценка, рекомендации):
__________________________________________________
4.На уроках отрабатывается теоретический материал программы и задания по
сборникам ГИА.
Ваш ребенок пропустил уроков: ______ Причина: _________ Необходимо
отработать темы: ___________
Ученик имеет информацию о возможности подготовки к ГИА самостоятельно через
1.
(указать сайты, компьютерные тренажеры и т.д.)
Примечание: подтверждением того, что родители ознакомлены с данной информацией
является их роспись. Данное обращение возвращается учителю в ОУ. Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать
различные виды контроля. При этом контроль должен восприниматься обучающимися не
как чтото нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться
насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют
предъявляемым требованиям.
Система контроля качества подготовки по географии учащихся 9 класса
Виды контроля
Средства диагностики
Входной
Тематический
Итоговый (за 9 класс)
Пробный ОГЭ
Г ИА (внешняя) –
Тестовые задания по предмету, определяющие уровень
подготовки учащихся за основную школу.
Анкеты по изучению мотивации.
Тесты с выбором одного ответа.
Терминологические тесты с одним ответом.
Тесты с выбором трех ответов.
Тесты на соответствие и на установление
последовательности.
Тесты повышенной сложности для самоконтроля.
Задания на нахождение ошибок в тексте.
Задания с использованием текста.
Задания с использованием рисунка, карты
Задания для развернутого ответа.
Тексты с пропущенными словами в предложениях и др
Тестовые задания по предмету, определяющие базовый,
повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 9
класс;
оценка знаний, умений и навыков раздела программы в
соответствии с требованиями стандартов
КИМы ГИА по предмету за предыдущий год;
рекомендации, помогающие школьникам снизить
«стрессовость» экзаменационной ситуации.
КИМы ЕГЭ и ОГЭ9 по географии
Данные виды контроля определяют деятельность учителя:
по отработке и совершенствованию предметных и надпредметных
компетенций.
обсуждение результатов мониторинга с учащимися и составление
индивидуальных планов коррекции.
по проведению тематических, тренировочных консультаций по запросам
учащихся.
Продуктивным будет использование следующих пед. технологий:
• Уровневая дифференциация.
• Технология критического мышления.
• Деятельностный метод.
• Кейс метод
• Обзорные и установочные лекции.
• Отработка базовых знаний.
• Кропотливый анализ учета знаний и выход на траекторию индивидуального
развития ребенка.
• Система повторения и обобщения. • Формирование общеучебных умений и навыков (умение работать в заданном
временном режиме). Соблюдение принципа жесткого ограничения времени при
выполнении тестовых заданий.
Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ
в выработке
психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят
эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и позволят каждому школьнику более
успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и
навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в
решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
заключается
Целесообразно чтобы психологическую подготовку учащихся и их родителей проводил
педагогпсихолог школы, в рамках классных часов, родительских собраний, семинаров,
индивидуальных консультаций, а также через сайт школы, где необходимо разместить
следующую информацию:
Методики формирования приемов запоминания.
Способы снятия нервнопсихического напряжения.
Правила оказания психологической поддержки. (рекомендации для родителей).
Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке
и сдаче экзаменов.
Практические советы выпускникам по организации рабочего пространства и
распределению времени при подготовке к экзамену.
Рекомендации по питанию учся и д.р.
Считаю необходимым в начале учебного года в образовательном учреждении
организовать проведение психологом семинара для учителей, готовящих учащихся к ГИА.
Вывод.
Вопросы подготовки к ГИА решаемы, если деятельность учителя
будет
базироваться на принципах:
системности подготовка ведется последовательно по различным направлениям
предметно, информационно, психологически;
гибкости отслеживание изменений нормативноправовой базы, накопление
научнометодических материалов по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, индивидуальный подход к
каждому учащемуся.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем,
насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми
категориями обучающихся. Если
мы сумеем сформировать у обучающихся
самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей
последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и
повысим собственную самооценку.
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Подготовка учащихся к успешной сдачи ГИА по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.