Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)
Оценка 4.9

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Оценка 4.9
Конкурсы +1
docx
воспитательная работа +1
4 кл—5 кл
30.07.2018
Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)
Поэтическая экспедиция на жайляу ( по стихам Кастека Баянбаева) для учеников 5 класса За несколько дней до начала экспедиции вывешивается объявление в котором указывается место и время сбора участников, а также необходимое «снаряжение» - стихотворения К. Баянбаева о жайляу. В объявлении можно попросить всех бывавших ранее в этой чудесной стране провести «инструктаж» (подготовить рассказики-миниатюры о своих впечатлениях ) и подготовить «карты местности» ( свои рисунки- воспоминания).
Поэтическая экспедиция на жайляу.docx
Поэтическая экспедиция на жайляу                                    ( по стихам Кастека Баянбаева)                                             для учеников  5 класса За несколько дней до  начала экспедиции вывешивается объявление в  котором указывается место и время сбора участников, а также  необходимое  «снаряжение»  ­  стихотворения К. Баянбаева о жайляу.  В объявлении можно попросить всех бывавших ранее в этой  чудесной стране провести «инструктаж» (подготовить рассказики­ миниатюры о своих впечатлениях ) и подготовить «карты местности»  ( свои рисунки­ воспоминания). Ведущий: Уважаемые путешественники! Сегодня мы отправляемся  замечательную страну «Жайляу». Кто из вас там бывал? Попрошу провести   «инструктаж» (дети читают свои миниатюры). Сверим «карты» ( ребята  показывают и комментируют свои рисунки).  Если путешествие проводится в виде конкурса, то формируются 2  команды. Выступления  «инструкторов» и «картографов» каждой  команды оценивается членами жюри в баллах. Проверим  «снаряжение»! (чтецы каждой команды читают стихи  К.Баянбаева по очереди.)Этот конкурс не должен длиться больше 10  минут. К чтецам предъявлются следующие требования: 1. Нельзя читать стихи, которые уже прозвучали. 2. Стихи должны соответствовать теме. 3.Чтение должно быть выразительным. Чтецы также приносят соответствующее количество баллов своей  команде. А теперь отправляемся в путь! Ваша задача­ отыскать в стихах  предметы  из интересной и загадочной страны « Жайляу».  Каждая команда должна  собрать как можно больше предметов, а  друзья­соперники  ­ объяснить, что им предъявили. Если они не только  объяснили назначение предмета, но и нашли соответствующие строчки из  стихов, на их счет зачисляются дополнительные баллы. На поготовку к этому  заданию  вам дается 8 минут.  «На жайляу»: Примерный перечень  «находок», а также вариантов       ответов для викторины     1.Юрта (...будто облако она, что с небес упало)  2.Юрта ( это круглый дом с комнатой одною) 3.Тундук (отверстие в верхней части юрты) 4. Что можно назвать степным « вентилятором»? ( кошму, которую  приподнимают, чтобы проветрить юрту). 5.Как  и почему невозможно наказать за проделки в юрте (поставить в  угол, потому что она круглая).   6Тор  (самое почетное место в юрте). 7.Чапан (верхняя одежда казахов, «пальто»). 8.Хиссы (древние эпические сказания). 9.Отара овец  ( «живой бархан, овец прибой»). 10.Овцы в долине  (...овцы ­ словно баурсаки, а долина ­                                                                               дастархан). 11.Саба ( большой кожаный мешок  для кумыса). 12. Апа (уважительное обращение к старшей женщине ). 13. Ата (дедушка) По окончании этого конкурса подводятся итоги, победители  награждаются. Ведущий:    Ребята! Понравились вам дедушка и бабушка из стихов К.  Баянбаева?  Давайте создадим словесный портрет дедушки и бабушки  словами самого поэта. На это дается вам 5 минут.   ПОРТЕТ ДЕДУШКИ Если ветер воет: У него нога всегда К непогоде ноет. Рана старая…В кровать Дедушка ложится. Но торопится вставать – Только прояснится. ..................................... Встану в самый ранний час – Снова нет его на месте! Даже если встану рано, Заберусь на сопку, гляну – На коне ата сидит! .......................................... Узколицый, смуглокожий, Дед с конем навеки слит. Глянешь издали – похоже Будто памятник стоит.  На коне прокочевал он Степь в длину и ширину. Знаю, как бы ни устал он, Рад приходу моему. ПОРТРЕТ БАБУШКИ Бабушка всегда спокойна, Терпелива и светла. Знала горе, знала войны, Но душой ко всем тепла. Вид у бабушки усталый, Позади немало дел. Сколько лет ­  никто, пожалуй, Сосчитать бы не сумел. ......................................... Опирается, вставая, И усталость гонит прочь. Дети читают, что у них получилось. Ведущий:  Замечательные портреты получились! А теперь айтыс! Одна  команда  называет черту характера мальчика из стихов К. Баянбаева, вторая  команда должна подтвердить стихами. .......................................... Кобылицу бабушка лелеет, Любит, пуще глаза бережет, Приголубит сразу, чуть заржет. .................................................... К ней апа не даст пристать  пылинке…                                                   Юный герой стихов К.Баянбаева                        Фантазер, любознательный, внимательный, обладает чувством юмора,  трудолюбивый, бесстрашный, отзывчивый, заботливый, любит родную степь и  своих бабушку и дедушку. Ведущий: Замечательный парнишка! Я верю: вы на него похожи. А, значит,  вас и нашу страну ждет великолепное будущее. Общее подведение итогов и награждение победителя. К. Баянбаев Юрта На джайляу выпасал Дедушка отару. На лугу, средь горных скал, Хорошо овчару! Юрту белую                 слегка Ветерок тревожит… Легкий дом издалека Каждый видеть может. Юрта солнышком полна, Места в ней немало. Будто облако она, Что с небес упало. Обошел ее кругом. Пес бежал за мною Юрта – это круглый дом С комнатой одною. Места много для игры. Чисто и прохладно. А кругом висят ковры. Пригнано все ладно. Поднял голову я вдруг, Вижу ­  что такое? – Сквозь отверстие – тундук – Небо голубое! Золотистую кошму, Что слегка лоснится, Чуть за край приподниму – Ветерок струится! Но всего важней видать, Круглая основа: За проделки наказать – Нет угла такого!                     Бабушка Бабушка всегда спокойна, Терпелива и светла. Знала горе, знала войны, Но душой ко всем тепла. Вид у бабушки усталый, Позади немало дел. Сколько лет ­  никто, пожалуй, Сосчитать бы не сумел. Мы покоя с ней не знаем: Рано утром в сад идем. По дорожкам погуляем, Яблок в миску наберем. Много нам пройти случится – Предлагаю отдохнуть. Бабушка, вздохнув, садится, Посидит – и снова в путь. Опирается , вставая, И усталость гонит прочь. Чем помочь ей, я не знаю, Но желаю ей помочь! И хочу я ей удачи. Как помочь ей – вот вопрос. Жаль, что мал я, а иначе На спине б ее понес! С дедушкой моим беда, Если ветер воет: У него нога всегда К непогоде ноет. Рана старая…В кровать Дедушка ложится. Утро Но торопится вставать – Только прояснится. Уж такой он человек! Деда обниму я, Глажу белую, как снег, Бороду седую. Встану рано, не просплю, Выгляну в оконце, Сразу деду объявлю: Скоро встанет солнце!                      Спит ли мой дедушка? Мой ата спустился с гор За него я беспокоюсь: Он устал – несу на тор И чапан его, и пояс. За плечо тихонько тронет: ­ Отдохнем… ­ И в тишине На его большой ладони Хорошо лежится мне. В эти мирные часы Мне милей всего на свете Слушать древние хиссы, Что давно случились где­то… Я мечтаю каждый раз – С дедом в степь поедем вместе. Встану в самый ранний час – Снова нет его на месте! Может, он совсем не спит?! Даже если встану рано, Заберусь на сопку, гляну – На коне ата сидит! Раньше деда встать мне надо: Я коня бы оседлал, На джайляу выгнал стадо, Вот когда бы он поспал!.. Должен я везде успеть Я один, ушел ата. Скучно в юрте. Пустота. Я зову с собой собаку, ­ Где ата? – кричу Мойнаку. Мы любуемся с Мойнаком, Как плывет живой бархан. Овцы – словно баурсаки, А долина – дастархан. Степь колышется от дрожи, В ней овец прибой кипит. Узколицый, смуглокожий, Дед с конем навеки слит. Глянешь издали – похоже Будто памятник стоит.  На коне прокочевал он Степь в длину и ширину. Знаю, как бы ни устал он, Рад приходу моему. Если дамся деду в руки, Поцелует он меня, Даст камчу: ­ Хлестни! А ну­ка! –    И посадит на коня. ­ Отдохнуть немного надо… Последи, сынок, за стадом, ­ Говорит с улыбкой мне. Высоко я на коне! Я слегка хлестнул коня – Конь послушался меня! ­ Шайт! прикрикнул на овец. Дед смеется: ­ Молодец! Должен я везде успеть, Чтоб за всеми присмотреть, Присмотреть и за отарой, И за дедом: Он же старый…                     На джайляу травы зеленеют На джайляу травы зеленеют… Кобылицу бабушка лелеет, Любит, пуще глаза бережет, Приголубит сразу, чуть заржет. Кобылица – будто на картинке! К ней апа не даст пристать  пылинке… Кобылицу к привязи ведут – Я уже на месте, тут  как тут! Крепко я держу ее ребенка, Шустрого, смешного жеребенка. Не пускаю – семенит ногами, Раздувает ноздри, рвется к маме. Очень удивительно мне это, Не пойму я этого секрета! И еще: как только час пройдет, Бабушка доить ее идет! Нас, детишек, целая гурьба, Молоко поможем слить в саба, Часто­часто молоко взболтнем  И кумыс готов! Сидим и пьем.

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)

Поэтическая экспедиция на джайляу( по стихам Кастека Баянбаева)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2018