Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта классного часа Тема «Поговорим о дружбе»
Составила студентка 321 группы Драпиковская Яна МАОУ СОШ № 18, класс 2 в, каб. № ___ Дата проведения занятия: 27.02.2019 Смена ____ Номер урока _________ Начало урока ________________________ ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта: Тютюнник Валентина Николаевна Допущены к проведению классного часа: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
1. Цель классного часа: Обсуждение с учащимися смысл слова “дружба”. Знакомство с качествами настоящего друга. 2. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Задачи Личностные: - развивать познавательную мотивацию, наблюдательность; - развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли;
Предметные: -
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные: -показать какие существуют законы дружбы - формировать у учащихся умение дружить - показать, какими качествами должен обладать настоящий друг
Коммуникативные:
- продолжать развивать навык коммуникативной работы |
Оборудование У учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО MicrosoftOfficePowerPoint 2007, конверты с ситуациями, карточки для игры
У учащихся:
Образовательные ресурсы: |
|
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент. Приветствие. |
Разделить детей по группам. - Здравствуйте, ребята! Играет песня «Дружба крепкая» |
Дети разделяются на группы, расставляют столы. |
|
Постановка темы занятия. |
- Ребята, сейчас мы вам расскажем очень интересную сказку, которая Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. - А кого выбрали бы вы? Почему? Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. - Почему Любовь выбрала Дружбу? - Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? - Верно, сегодня мы поговорим о дружбе, о ее законах, даже составим свой свод законов дружбы, мы узнаем кто такой настоящий друг. |
Ответы детей
Ответы детей
Дети высказывают свои предположения.
О дружбе. |
|
Знакомство с понятием «дружба» |
- Ребята, а как вы думаете, что такое дружба? Давайте с вами заглянем в словарь и узнаем, что значит это слово. ДРУ́ЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. - А как вы понимаете слова «близкие отношения», «доверие», «общие интересы»? - А кто такой друг? - Ребята, у вас есть друзья? - А зачем нам нужна дружба?
|
Ответы детей
Близкие отношения - отношения, основанные на доверии. Доверие – это уверенность, что кто-то поведёт себя в определённых делах определённым образом (или не поведёт). Общие интересы – это внимание к чему-либо, желание что-то узнать, понять. Друг – человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией. Дружба нужна для того, чтобы было с кем поделиться радостью, победами, горем. |
|
Произведения о дружбе и их герои |
– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев. 1) Вспомним имя девочки, которая на север отправилась за другом к Снежной Королеве.
(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)
2).Всем знаком этот герой, И известно всем вокруг, Он большой для Гены друг. (Герой Э.Успенского Чебурашка).
3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
(“ Бременские музыканты ”, братья Гримм)
4). “ Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.” (А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).
5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он? (Пудель Артемон) |
Дети разгадывают персонажей произведений, произведение и называют их автора. |
|
|
-Сейчас мы вам раздадим конверты с различными ситуациями. Разобрав их и ответив на вопросы, мы с вами составим список законов дружбы, которые будем соблюдать! |
|
|
Ситуация 1 |
Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша. Маша: Гулять пойдешь? Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается, а еще сочинение по русскому языку писать. Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать! Даша: О! Ты настоящая подруга! |
Дети разыгрывают ситуацию. Ответы детей на вопросы. Делают вывод. |
|
- Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? - Как вы думаете, как поступила Маша по отношению к своей подруге? - Как бы вы поступили на месте Маши? - Сделаем вывод. Настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу. |
|||
Ситуация 2 |
На самостоятельной работе по математике Денис обнаружил, что чернила в ручке закончились. Денис: Ой, чернила в ручке закончились. Антон: А у меня запасная ручка есть! Денис: Будь другом, дай! Антон: А что ты мне за это дашь? Денис: Ну, денег дам, сколько ручка стоит? Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится? Денис: Да ладно, давай уж! |
Дети разыгрывают ситуацию. Ответы детей на вопросы. Делают вывод. |
|
- Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг? - Как бы вы поступили на его месте? - Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон? - Сделаем вывод. Настоящий друг должен быть бескорыстным |
|||
Ситуация 3 |
Сегодня Клоков дежурный у нас. Того, кто не мылся, не пустит в класс. Коля Сизов, его старый друг, Чтоб друга проверить, не вымыл рук. – Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, – Не допущу тебя до уроков! – Что ты? Да мы же друзья! С друзьями ведь так нельзя! – А разве такими руками Здороваться можно с друзьями? |
Дети разыгрывают ситуацию. Ответы детей на вопросы. Делают вывод. |
|
- Ребята, прав ли Клоков? - Почему вы считаете, что он прав? - Вы бы так поступили со своим другом? - Сделаем вывод. С друзьями надо быть искренним, и говорить им только правду. |
|||
Ситуация 4 |
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал в идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят и убежали. |
Дети разыгрывают ситуацию. Ответы детей на вопросы. Делают вывод. |
|
- Правильно ли поступили друзья мальчика? -
Почему вы так считаете? -Сделаем вывод. Друзей нельзя предавать. |
|||
Ситуация 5 |
Петя с первого класса дружит с Алёшей, они вместе гуляют, играют, посещают кружок. Петя часто называет Алёшу «конопушкой», потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу. |
Дети разыгрывают ситуацию. Ответы детей на вопросы. Делают вывод. |
|
- Какой совет дадите Пете? - Как вы думаете, можно ли давать друзьям прозвища и клички? - А почему нельзя? - Сделаем вывод. Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек. |
|||
Физминутка |
Мы с вами сыграем в игру, которая называется «Буря» Потрите ладони, извлекая звук, похожий на начинающийся дождь. Затем щелкаете пальцами, демонстрируя, что дождь усиливается. Участники повторяют за вами. Дождь льет все сильне и сильнее – похлопываете ладонями по коленям. К нему присоединяется гром, который создается потопыванием ног. И, наконец, наступает пик бури – все вместе сильно топают ногами. После этого буря начинает стихать, и нужно каждое действие проделать в обратном порядке: топот ног, похлопыванием ладонями по коленям, щелканьем пальцев и, в завершение, потирание рук. Сообщите, что буря прошла, и вы можете продолжить работать. |
|
|
Работа в группах по определению качеств друга. |
- Ребята, сейчас мы с вами вывели 5 законов дружбы, но какими качествами должен обладать настоящий друг мы так и не узнали. - Давайте, определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. · Доброжелательность (стремление человека быть открытым другим людям.) · Грубость ( это невежливость) · Лживость (сознательное высказывание, заведомо не соответствующее истине.) · Терпеливость (это способность посмотреть со стороны на раздражающий фактор, внимательно его изучить, а на основании этого принимать решения и действовать.) · Уступчивость (склонность соглашаться с другими в спорных ситуациях) · Отзывчивость(это умение откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную поддержку другим людям в нужный момент, сопереживать им) · Равнодушие (состояние человека, безучастное, лишенное интереса) · Заботливость (заботливое отношение, внимание) · Вредность (склонность действовать на зло, не слушать других людей, постоянно перечить, портить настроение, стараться обидеть) · Скупость (Чрезмерная бережливость, стремление всячески избегать расходов) · Честность(качество, когда человек говорит правду) · Щедрость (качество связанное со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости) · Драчливость (это готовность и способность человека по малейшим поводам выяснять отношения публично шумно) · Жадность (Стремление взять себе, получить, иметь у себя и т. д. как можно больше чего-л., больше, чем это необходимо.) · Бескорыстность(Отсутствие заботы о личной выгоде.) · Нетерпимость(Нежелание или невозможность терпеть кого-что-нибудь) · Зависть(это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей) · Тактичность(умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами) · Ответственность(объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.) · Льстивость (притворное одобрение; похвала с корыстною целью) · Подлость (отрицательное качество человека, намеренное причинение вреда другому, неожиданно, исподтишка) · Эгоизм (отрицательное качество, когда человек думает и заботься только о себе) · Хвастовство (излишняя похвала своих достоинств, успехов и прочих качеств) · Вежливость (черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью.) - Теперь мы вместе проговорим, какие качества должны быть у настоящего друга. |
Дети работают с карточками и вместе читают, какими качествами обладает настоящий друг. |
|
Рефлексия |
-Сейчас мы с вами поделимся впечатлениями. Каждой группе мы раздали карточки, вы передаете эту карточку друг другу, дополняя написанную там фразу. «Я чувствую себя счастливым, когда…» - Ребята, мы закончили наш разговор о дружбе, нам очень понравилось с вами работать. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.