Внеклассное мероприятие «Поле чудес»
Тема: Лесная аптека.
Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями, воспитывать любовь к природе, учить бережному отношению к растениям.
Оборудование: барабан, карточки со словами, картинки и гербарии лекарственных растений, аптечные сборы различных трав в упаковках.
Подарки для награждения участникам игры.
Ход игры:
1. Вступление.
Ведущий: Сегодня игра посвящена лекарственным растениям нашего края. Мы будем отгадывать их названия и знакомиться, чем они полезны. Немного истории: Лекарственные растения использовались в лечебных целях в глубокой древности. До наших дней дошел афоризм: У врача есть три помощника; слово, растение и нож. Многим известно также емкое определение медицины, данное знаменитым врачом Древней Греции Гиппократом «Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы». Гиппократ считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются органические и минеральные вещества, чудодейственно влияющие на организм человека. Соки, отвары, настои, принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со многими недугами, избавиться от страданий.
Итак, переходим к игре. Первая тройка игроков.
1 тур.
Ведущий: Вам предстоит узнать название растения, которое растет почти по всей территории страны. В качестве лекарственного сырья используют головки, которые собирают в период цветения и быстро высушивают. (Клевер).
(После того как слово отгадано, зачитывается сообщение о клевере).
Ученик: Лекарственные препараты, приготовленные из клевера, применяют при бронхитах, малокровии, отеках. Наружно используют в качестве полосканий при ангине, прикладывают к ранам. Отваром листьев моют глаза и уши при золотухе.
Рекламная пауза.
Возьми столовую ложку
Цветочных головок.
Залей их стаканом кипятка,
Остуди и процеди.
И четыре раза в день
Потихонечку всё пей.
2 тур.
Ведущий: Ранозаживляющие действие листьев этого растения было известно ещё 1000 лет назад.
(Подорожник).
Ученик: Кашицу из листьев подорожника прикладывают к потёртостям на ногах, к ранкам, нарывам, ожогам, отёкам после укусов ос и пчел. Отваром листьев поласкают полость рта при воспалении дёсен, зубной боли, промывают глаза.
Рекламная пауза.
Подорожник.
Среди зеленой травки
Растет и подорожник
Которым очень просто
Лечить ушибы можно.
В аптеку за лекарством
Бежать совсем не надо
Когда само лекарство
Растет сдорогой рядом.
Приложишь подорожник
Листочек каждый годен
Под листиком зеленым
Любой ушиб проходит.
3 тур.
Ведущий: Первый весенний венок плетут из этого очень распространенного растения, которое цветет до сентября. (Одуванчик).
Ученик: Богат одуванчик витаминами. В нем есть каротин, соли железа, кальция, фосфора, калия. Употребляют одуванчик для возбуждения аппетита, понижения температуры. Листья очень полезны, их можно квасить как капусту, делать из них салат, а из цветов одуванчика варить варенье.
Рекламная пауза.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце, золотым.
Но отцвел и стал похожим
На пушистый белый дым.
Он летит над теплым лугом
И над тихою рекой.
Одуванчику, как другу,
Долго я машу рукой:
- Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
Финал.
Ведущий: В народе это растение называют дикой рябиной, так как листья его напоминают рябиновые листья. Желто- золотистая корзиночка цветов. (Пижма).
Ученик: Внародной медицине пижму используют при желтухе, как жаропонижающее средство, при бессоннице. Отвар пижмы дают и животным от глистов.
Рекламная пауза.
Песня «Сколько в мире есть трав полезных»
(На мотив песни «Песня про папу»).
1.
Сколько в мире есть трав полезных
Всех их даже не перечесть.
Помогают нам от болезней
Только надо их беречь.
Припев:
Травы могут, травы могут,
Все, что угодно:
Горло лечат, кашель лечат
И ларингит.
Трав полезных, трав полезных
В лесу так много.
Только ты их, только ты их все береги.
Припев:
2. Если вдруг заболеет горло.
Ты ромашечки завари.
Если ты засыпаешь плохо.
Валерьяны себе запаси.
3. Если вдруг ты поранил ногу. Подорожник скорей приложи.
Если кашляешь слишком долго,
С мать-и-мачехою дружи.
II. Итог игры.
Ведущий: Как видите, лесная кладовая здоровья открыта для всех. Однако обращаться с её дарами надо осторожно. Ведь среди привлекательных с виду растений немало ядовитых. Будьте осторожны. И ещё. Природа щедра и богата, но не навреди ей, человек! Любуйся, восхищайся гармонией зелёного царства, но только бессмысленно не губи это диво. Бережно, заботливо, сознательно относись к зелёным друзьям. Не рви безжалостно ландыши и другие чудесные, редкие творения мира, уже занесенные в «Красную книгу». Экологическое равновесие в природе нарушено, а лесной мир так хрупок, так раним и беззащитен!
Игра со зрителями.
Ведущий: Этот цветок знают все. Цветет до октября. На нем гадают. (Ромашка).
Ученик: Настой цветов ромашки употребляют для примочек, компрессов, припарок при воспалении кожи, десен, фурункулах, при ушибах и нарывах. Делают ванны при золотухе. Ингаляция паров горячего настоя ромашки помогают при гриппе, при остром насморке, размятые цветы вкладывают в нос.
Рекламная пауза.
Ученик:
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета
Качает цветы ветерок на бегу…
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Ведущий: Спасибо всем за игру. Знайте и берегите лечебные растения своего края!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.