государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект мероприятия на тему:
«Полтавская битва.»
Воспитатель:
Л.А. Серпович
Отделение п.г.т. Осинки
2025 г.
Цель: дать понятие сути
Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до восприятия воспитанников значение
победы русской армии под Полтавой; подвести детей к образу Петра 1 как
полководца военных сражений.
Задачи:
Образовательные: показать воспитанникам успешный ход исторического
сражения и роль Петра 1 как полководца русской армии;
Развивающие: расширить словарный запас, коммуникативные функции речи, представления активных мыслительных процессов;
Воспитательные: воспитать чувства
гордости, любви и уважения к истории России.
Форма проведения: групповая познавательная.
Материалы и оборудование: материалы журналистского расследования с
элементами презентации.
Ход деятельности:
I. Вступительная часть.
-Добрый день, ребята!
- Начнём наше мероприятие с небольшой викторины. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
1. В каком году началась Северная война? (в 1700г.)
2. Какой это был век? (начало 18 века)
3. В каком году закончилась Северная война? (1721 году)
4. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)
5. Какие две страны воевали в Северной войне? (Россия и Швеция)
6. Назовите главнокомандующего русской армии (Пётр 1).
7. Назовите главнокомандующего шведской армии (Карл XII).
8. Что хотел завоевать Пётр I в период Северной войны? (побережье Балтийского моря и крепость на реке Неве)
9. Для чего нужно было Петру I захватывать побережье Балтийского моря и крепость реки Нева? (он мечтал построить на Балтийском море российский военный флот и обеспечить морскую торговлю России с европейскими государствами).
- Спасибо.
II. Основная часть.
Сегодня мы совершим путешествие в то время, когда шла Северная война. Что будет сегодня темой нашего мероприятия, вы сами мне ответите, когда я прочитаю отрывок из поэмы А.С. Пушкина.
Полтавский бой
И грянул бой. Полтавский бой!..........
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.С. Пушкин «Полтава»
- Как вы думаете, какой битве в ходе Северной войны А.С. Пушкин посвятил это стихотворение? (Полтавской).
- По каким словам или словосочетаниям вы поняли? (Полтавский бой, швед, русский).
- Верно, сегодня мы будем говорить о Полтавской битве, которая проходила в период Северной войны.
- Чтобы добиться цели нашего мероприятия нужно решить несколько задач.
- И первая наша задача узнать, зачем была нужна эта битва под Полтавой.
- Как уже было сказано, в битве участвовали две страны, армиями которых правили Россией - Пётр 1 и Швецией - Карл XII.
- Вот они - главные участники событий тех дней.
- В то время пока Пётр 1 строил российский флот на Балтике и новую столицу Санкт Петербург, молодой шведский король Карл XII неустанно воевал. Узнав об успехах Петра 1, он решил напасть на Россию. Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII, собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Он решил взять г. Полтаву. На помощь защитникам Полтавы пришла армия Петра 1.
- Зачем нужна была эта битва? (Карл XII – захватить г. Полтаву, Пётр I – не потерять г. Полтаву).
- Чтобы решить следующую задачу – как проходила подготовка русской армии к сражению. Для этого мы с вами обратимся к истории. По ходу мы с вами постараемся выстроить расположение русских войск.

- Когда началась битва? (27 июня 1709 года)
27 июня 1709 года – Полтавская битва.
- Скажите, в каком веке началась Полтавская битва? (в начале 18 века)
- Сколько веков назад проходила Полтавская битва? (3 века назад)
- Вы в каком году родились?
- Это какой век?
- Перед битвой Петр обратился к русским воинам с речью.
Речь Петра перед Полтавской битвой:
Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, православную нашу веру и церковь.
- Прозвучал сигнал, и стройные ряды русских полков в девятом часу утра с развернутыми знаменами двинулись на врага. Теперь решаем следующую задачу – как проходило сражение.
- Начала наступление шведская конница. Русская конница была отброшена. Но пехота Карла XII попала под огонь пушек с редутов и понесла большие потери. И, тем не менее, прорвав линию обороны, шведы вышли на поле против лагеря Петра I. Затем наступило затишье. Войска готовились к новой схватке. Шведы выстроились в одну линию, русские, в две линии. Численное превосходство было на стороне русских. Шведы стремительно атаковали первую линию пехотинцев Петра и прорвали ее. Царь Петр I сам повел в бой отряды второй линии. Закипел кровавый бой.
- Но силы были не равные. В распоряжении шведского короля было 30-тысячное войско и 39 артиллерийских орудий. Под предводительством Петра находилась регулярная армия в 42 тыс. и 102 орудия.
- 2 часа продолжалось сражение, которое закончилось победой русских. Шведы отступили.
На Полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Армия Карла потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен.
- Из материалов истории видно, большие потери были у шведов. Сам Карл XII бежал в Турцию.
- Полтавский бой выигран. Полтавская битва позволила полностью выполнить стратегические задачи России в Северной войне. Давайте посмотрим ответ на четвёртую задачу – исход сражения.
· страна получила выход к морю,
· вернула побережье Финского залива,
· превратила Россию в морскую державу,
· укрепила международный авторитет нашей Родины.
- И, последняя задача – значение Петра I в Полтавской битве.
- На следующий день, 28 июня, царь Пётр I приказал, чтобы всех раненых отвезли в Полтаву, где было открыто много госпиталей. Раненых шведов лечили на равных правах с русскими, а также вырыть две могилы: одну для погибших офицеров и одну – для солдат. В присутствии всех войск была отслужена панихида, а после похорон над могилой был насыпан большой холм. По легенде, Пётр 1 собственноручно установил на его вершине деревянный крест.
- До сих пор на Украине стоит этот могильный курган. Сейчас это место охраняется морским флотом. Открыты экскурсии для туристов.
III. Заключительная часть.
- Сегодня вы очень хорошо работали, хотелось, чтобы каждый оценил себя, своё участие в данном мероприятии. Что вам запомнилось больше всего? Что нового вы узнали об истории нашего государства?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.