Урок литературы в 7 классе
Тема: Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»
Цели и задачи урока: дать представление об отличии былины от сказки, сформировать у учеников представление о художественных особенностях былин.
Теория литературы: былина, гипербола
Словарная работа: сказка и миф, общее с былиной и отличия в содержании и идее.
Ход урока
I. Краткое введение учителя.
Учитель сообщает, что урок будет посвящен изучению особенного жанра устного народного творчества.
II. Комментированное чтение былины.
Текст читает учитель, разбирая непонятные места и поясняя не известные школьникам слова, при этом необходимо, чтобы перед глазами у учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.
1. Слова (по Толковому словарю С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М.: 2001).
Гужики (гуж) — петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.
Булатный — из булата — старинной, твердой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью.
Сафьян — тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Соловый — о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).
2. Вольга Святославович — князь.
Он формально главный герой былины. Он едет в города, которые ему отдал во владение киевский князь. По пути в эти города Вольга знакомится с Микулой Селяниновичем, который превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину. Богатырь Микула Селянинович является подлинным героем, которому отданы симпатии слушателей.
В портрете Микулы заметно стремление украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин. Это описание дает представление не столько об облике героя, сколько об отношении к нему рассказчика былины. (См. также «гужики шелковые»), а также о стремлении поэтизировать труд.
«У оратая сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан черного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо, прокати» — высокий и тонкий каблук — как шило; острый, высоко загнутый носок. (Здесь можно показать подобный фасон сапог у сказочного героя на иллюстрациях к сказкам В. Васнецова).
«А тут стали мужички с меня грошей просить» — в былине так называлась пошлина, которую взимают с путников горожане или — иронически — грабеж.
3. История былины и сведения о ней.
Былина - Русская народная эпическая песня о богатырях, воинских подвигах.
Гипе́рбола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил этотысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
Во многих вариантах былина заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи коня пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также множество вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они «по городу похаживать». А горожане стали «поговаривать»: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, кто «третьёво дни» у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах:
«Положил их тут я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот и лежа лежит»).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты, в которых Микула спасает от гибели Вольту. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдаленной губернии центральная власть не имеет реальной силы. Все решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольте и Микуле — новгородская. Исследователи относят ее возникновение к ХIV-ХV вв. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской, Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывертывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
III. Анализ былины.
Ученики отвечают на вопросы по статье и тексту былины (можно эти вопросы написать на карточках и, разделив класс на группы чтобы каждая группа ответила на ряд вопросов).
— В чем ценность былины для народа и для нас с вами? (по первому абзацу статьи)
— Дайте определение былине по статье и по словарю литературоведческих терминов.
— Где происходит действие былины «Вольга и Микула Селянинович»?
— Каковы портрет и одежда героя былины?
— О каких еще былинных богатырях идет речь в статье?
— Найдите в тексте былины зачин, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты.
(Здесь же определение гиперболы записывается в словарик)
IV. Ученики с помощью учителя составляют таблицу
Сказка |
Былина |
Сходство: 1. И сказки, и былина существовали в устной форме. 2. Оба жанра существуют с древних времен. |
|
Различия: 1. Сказка — прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2. Главная черта сказки — вымысел. 3. Сказки создаются в прозаической форме. 4. Сказки «рассказывали». |
1. Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2. Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах. 3. Былины обладают песенно-стихотворной формой. 4. Былины «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей. |
Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение былины.
2. Выписать из текста гиперболы, найти повторы (по 5-10).
3. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.