Урок русского языка в 7 классе № 42
Тема: Понятие о деепричастии.
Цели и задачи урока: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли в речи; формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом; формирование умений и навыков самостоятельной работы.
УУД. Предметные: научиться различать деепричастия и глаголы в речи.
Метапредметные. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе определения деепричастий.
Коммуникативные: использовать языковые средства для речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка цели и задач урока.
Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.
- Какие цели вы поставите себе на этом уроке? (научиться находить деепричастия, узнать их отличительные особенности, расширять свой кругозор).
3. Актуализация знаний.
На доске записываются два предложения.
Волны шуршали и набегали на берег.
Волны, шурша, набегали на берег.
Задание: найти грамматическую основу в каждом предложении.
1 )Волны шуршали набегали.
2)Волны набегали.
- Какое затруднение у вас возникло в процессе этой работы? (не знают, к каким членам предложения отнести слово шурша).
- Почему у вас возник этот вопрос? (незнакомое слово, обозначает действие, похоже на глагол)
- Какое предложение выразительнее? (второе)
- Почему? (слово шурша добавляет образности, обозначает добавочное действие).
- Какой вопрос можно задать к слову шурша? (набегали как?)
-Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (наречие).
- В чем особенность этой части речи? (не изменяется)
- Попробуйте задать еще один вопрос к этому слову. (что делая?).
- А к какой части речи мы можем задать похожий вопрос? (глагол, вопрос что делать?)
- Можем ли мы заменить это слово глаголом? (да)
- Как вы думаете, как называется эта часть речи? (деепричастие)
- В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.
История возникновения термина «деепричастие».
-Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность); объяснить его можно как причастность к действию.
До ХVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.
Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.
- Итак, деепричастие особая форма глагола, наделенная признаками глагола и наречия. Может быть, кто-нибудь, опираясь на полученные сведения, сможет вывести определение причастия?
Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы как? что делая? что сделав?
Сравните к какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия.
Деепричастие, обозначающее добавочное действие, относится не только к сказуемому, но и к подлежащему. В предложении с деепричастием и глаголом-сказуемым может быть только одно действующее лицо.
Рубрика «Это интересно».
Довольно распространённую и забавную ошибку, связанную с употреблением деепричастий, привёл А. Чехов в рассказе «Жалобная книга». Один из пассажиров записал в этой книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Поскольку действие, называемое деепричастием, и действие, называемое сказуемым, всегда относится к одному предмету, можно подумать, что к станции подъезжала... шляпа собственной персоной! (Из энциклопедии «Языкознание. Русский язык»)
4. Первичное усвоение новых знаний.
1) Игра «Найди лишнее».
Улыбаюсь, улыбайся, улыбаясь.
Крикнув, кричу, кричать.
Прямо, нагло, не глядя.
- По какому принципу вы исключили лишнее слово?
2) Работа с текстом. Определение роли деепричастия в речи.
Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина, выделите деепричастия.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Определяют, что деепричастия помогают нам представить, почувствовать, понять.
3) Образуйте от глаголов деепричастия, к которым подберите зависимые слова. Запишите по образцу.
0 б р а з е ц. Играть (с к е м ? ) – играя с друзьями.
Читать, обдумать, мечтать, нарисовать, обсудить, выполнять.
Взаимопроверка.
3)Работа с учебником. Выполнение упражнения 148, 149(у), 150(у)
5. Подведение итогов урока
6. Рефлексия.
7. Оценивание.
8. Домашнее задание: пар. 22, выучить правила, упр.151.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.