Презентация для студентов педагогических ВУЗов . Предмет: Методика и теория обучения экологии. в данной презентации представлен основной материал по способам формирования экологических понятий на уроках биологии и экологии в школе. Представлены этапы формирования экологических понятий. также дан материал о понятии контроля знаний и умений формируемых на уроках экологии. раскрыты критерии контроля и этапы контроля знаний и умений.презентация для студентов педагогических ВУЗов. может использована для изучения предмета Методика и теория обучения экологии
ПОНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ
ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
понятие — это мысль, отражающая в обобщенной
форме предметы и явления действительности и
существенные связи между ними посредством
фиксации общих и специфических признаков, в
качестве которых выступают свойства предметов и
явлений и отношения между ними.
Содержание понятия — это совокупность
отраженных в нем предметов.
Объем понятия — это множество элементов, каждому
из которых принадлежат признаки, относящиеся к
содержанию понятия.
В 1956 г. научной группой методистовбиологов,
возглавляемой Н.М.Верзилиным, была разработана
теория развития биологических понятий. «Развитие
биологических понятий в 5 — 9 классах».
КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОНЯТИЙ:
по степени сложности: экологические понятия
подразделяются на простые и сложные.
по степени обобщенности: различают понятия
общеэкологические и локальные
по содержанию понятий: различают понятия о среде
и экологических факторах, об экологии организма
(аутэкологические), популяционноэкологические,
биогеоценологические, социальноэкологические
понятия и понятия глобальной экологии.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Индуктивный способ формирования понятий
предполагает определенную
последовательность в действиях учителя и
учащихся. Вначале характеризуется предмет
или явление, выявляются его существенные
признаки, а затем дается определение
понятия.
При дедуктивном способе формирование понятия
начинают с его определения (дефиниции), а затем
переходят к раскрытию его содержания и
обогащению его объема.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОНЯТИЙ.
введение понятия — чувственноконкретное
восприятие предмета (или явления) во время
наблюдений за объектом, за результатами
опытов, в ходе работы учащихся с
раздаточным материалом, демонстрации
кинофильмов и видеофильмов
выявление общих и существенных признаков
(свойств) класса изучаемых предметов или явлений
— этап, характеризующийся деятельностью
учащихся по вычленению главного и
второстепенного, обобщению и систематизации
признаков
классификация понятий — уточнение и обобщение
знаний о связях и отношениях группы уже
сформированных понятий.
УСЛОВИЯ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ
УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЙ
знание учителем содержания формируемого
понятия, соответствующее уровню развития
современной науки, и понимание его
образовательной значимости;
введение учителем траектории развития
понятия (этапов и узлов обогащения его
содержания и объема), что обеспечивает его
целенаправленное осознание;
правильный выбор способа формирования
понятия (дедуктивный или индуктивный);
обоснованный выбор методов обучения и
методических приемов, содействующих быстрому по
времени выделению существенных признаков
понятия и его связей с другими понятиями;
мотивированное введение новых понятий, когда
перед учащимися подчеркивается значимость
формируемых понятий.
ПОНЯТИЕ О КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ
И УМЕНИЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТРОЛЯ
• контроль — один из компонентов образовательного
процесса, позволяющий определить его эффективность;
• контроль направлен на установление обратных
связей в образовательном процессе;
• контроль — процесс, в ходе которого выявляется
степень достижения запланированных результатов
образовательного процесса;
• контроль — один из этапов управления качеством
образовательного процесса;
• как обязательный компонент образовательного
процесса контроль подчиняется его основным
закономерностям.
абстрагирование — мысленное выделение
существенных свойств, признаков предмета, не
принимая во внимание несущественные признаки и
отношения
определение понятия — осознание содержания и
объема понятия, которому нужно дать определение,
затем определение ключевого слова — объекта,
предмета (или явления), выделение общих
(родовых) признаков и наконец отличительных
существенных (видовых) признаков и
несущественных признаков понятия;
установление связей данного понятия с другими
понятиями —решение учащимися учебных задач,
составление схем понятий, заполнение
сравнительных и обобщающих таблиц;
применение понятий при решении задач —
формирование умений по оперированию
понятиями, применению знаний для решения
новых задач, а также обеспечение прочности
усвоения понятий;
ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И
УМЕНИЙ
1. Целеполагание. Данный этап предполагает
постановку цели и задач контроля,
соответствующих образовательным целям и
требованиям, предъявляемым
государственным образовательным
стандартом, а также целям конкретной
учебной программы и задачам определенного
этапа обучения экологии.
Планирование контроля. На этом этапе выбираются
содержание контроля (т. е. определение тех знаний
и умений, усвоение которых должно быть
проконтролировано на данном этапе обучения),
организационные формы и методы контроля,
отбираются адекватные контрольные задания,
направленные на проверку усвоения именно тех
знаний и умений, которые составляют содержание
контроля.
Организация контроля. На этапе организации
контроля осуществляется непосредственная
деятельность учителя и учащихся, направленная
на проверку знаний и умений в процессе
выполнения контролирующих заданий.
Оценивание. На данном этапе результаты проверки
соотносятся с планируемыми, зафиксированными
до начала выполнения контролирующих заданий и
известных заранее не только учителю, но и
учащимся.
Анализ и учет результатов контроля. Этот этап
реализуется в целях внесения своевременных
поправок в ход учебновоспитательного процесса
для получения наилучших его результатов.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И
УМЕНИЙ ПО ЭКОЛОГИИ
Обучающая функция контроля состоит в том,
что все обучаемые привлекаются к
обсуждению результатов выполнения
контролирующих заданий, их дополнению и
анализу.
• Развивающая функция связана с тем, что процесс
контроля за результатами обучения способствует
всестороннему развитию личности учащихся,
способствует развитию у обучаемых устойчивого
внимания, памяти, приемов самоконтроля и
самооценки
Воспитательная функция контроля
выражается в том, что контроль знаний и
умений оказывает стимулирующее
воздействие на учащихся, развивает у них
чувство ответственности,
дисциплинированности, содействует
формированию мотивов учения.
Диагностическая функция контроля — одна из
главных. Эта функция заключается не только в
выявлении уровня усвоения знаний и умений, но и
в отслеживании динамики развития качеств
личности ученика.
Оценочная функция контроля проявляется в
сопоставлении результатов контроля по каждому
оцениваемому показателю качества с эталоном.
Регулятивная (стимулирующая) функция контроля
заключается в стимулировании средствами
контроля деятельности учителя и учащихся по
устранению выявленных недостатков, улучшению
содержания и методов обучения.
Организующая функция контроля проявляется в
оптимизации процесса организации учебной,
учебноисследовательской, методической и
воспитательной работы в школе.
Интегративная функция контроля — следствие
выполнения требований принципов полноты и
всеобъемлющего характера контроля и выражается
во взаимодействии всех видов, форм, методов и
средств контроля и их подчиненности общей цели
— повышению качества учебновоспитательного
процесса при обучении экологии.
В.Сухомлинский
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Важное условие творческого мышления учащихся –
наличие у них общей культуры мышления, поэтому
учебная деятельность на уроке направлена прежде
всего на развитие интеллектуальных умений
учащихся: умений анализировать, синтезировать,
находить причинноследственные связи, обобщать,
делать выводы, классифицировать, сравнивать…
ТВОРЧЕСТВО ЭТО ВЫСШАЯ ФОРМА
АКТИВНОСТИ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
∙ Творческие работы;
∙ Проектноисследовательская
деятельность;
∙ Ролевые и интеллектуальные игры;
∙ Решение творческих биологических
задач;
∙ Дидактические игры;
Активность качество не врожденное и не
постоянное, а динамически развивающееся и
прогрессирующе.
Формирование познавательных интересов и
активизация личности – процессы
взаимообусловленные. Познавательный интерес
порождает активность, но в свою очередь,
повышение активности укрепляет и углубляет
познавательный интерес
Использование нетрадиционных методов обучения
ведёт к активизации познавательной деятельности
на уроках, обогащает, систематизирует и
закрепляет знания, способствует к их осознанному
применению.
При применении нетрадиционных методов и
приёмов обучения у детей развивается образное,
систематическое и логическое мышление.
В процессе обучения важно предусмотреть такие
пути, которые были бы обращены к различному
уровню развития познавательного интереса
учащихся и находили опору в различных сторонах
обучения: в содержании, в организации процесса
деятельности (самостоятельная работа), в приемах
побуждения и активизации учащихся.
В области обучения придавать большое значение
глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору
содержания учебного материала, который
составляет основу формирования научного
кругозора учащихся, столь необходимого для
появления и укрепления их познавательных
интересов
НЕОБХОДИМО:
Знакомить учащихся с новыми фактами и
сведениями, которые могут показать
учащимся современный уровень науки и
перспективы ее движения;
Раскрывать перед ними интересующие
вопросы: зарождение идеи, научные поиски,
результаты открытий, трудности;
При помощи проблемного обучения ставить
учащихся перед противоречиями и учить
диалектическому подходу в осмыслении
научных фактов и идей
Показать необходимость научных выводов для
объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных
личным опытом:
Раскрывать перед учащимися практическую силу
научных знаний, возможность применения
приобретенных в школе знаний в жизни человека,
на производстве, в сельском хозяйстве, при решении
бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения всемерно
разнообразить самостоятельную работу
Вводить задачи на догадку, развитие
сообразительности, побуждая к различному подходу
в их решении;
Ставить задачи, требующие исследовательского
подхода;
Практиковать задачи на применение знаний в
жизни и быту;
Развивать и поддерживать в самостоятельной
работе творческое начало, требующее активности
наблюдения, воображения, самостоятельности
мысли;
Дифференцировать познавательные задачи для
различных групп учащихся.
Составлять несколько вариантов заданий
различной степени сложности, предлагать их
свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения
учащихся к учению является необходимым
условием развития их познавательных интересов
Оживлять уроки элементами занимательности,
имея в виду решение поставленной на уроке
задачи;
Использовать всестороннее воздействие средств
искусства;
Побуждать учащихся задавать вопросы учителю,
товарищам;
Развивать на уроках коллективный анализ
процесса и результатов работы отдельных
учащихся;
Практиковать индивидуальные задания,
требующие знаний, выходящих за пределы
программы;
Использовать широкий кругозор отдельных
учащихся в интересующей их области, как
дополнительный источник знаний для других;
Рекомендовать дополнительную литературу
На уроках экологии важно создать атмосферу
интереса к знаниям, стремление искать,
исследовать, творить, развивать смекалку