Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 07.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация для студентов педагогических ВУЗов . Предмет: Методика и теория обучения экологии. в данной презентации представлен основной материал по способам формирования экологических понятий на уроках биологии и экологии в школе. Представлены этапы формирования экологических понятий. также дан материал о понятии контроля знаний и умений формируемых на уроках экологии. раскрыты критерии контроля и этапы контроля знаний и умений.презентация для студентов педагогических ВУЗов. может использована для изучения предмета Методика и теория обучения экологии
Иконка файла материала Понятие как основная единица содержания экологического образования.pptx
ПОНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ  ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.
понятие — это мысль, отражающая в обобщенной  форме предметы и явления действительности и  существенные связи между ними посредством  фиксации общих и специфических признаков, в  качестве которых выступают свойства предметов и  явлений и отношения между ними.
Содержание понятия — это совокупность  отраженных в нем предметов.  Объем понятия — это множество элементов, каждому  из которых принадлежат признаки, относящиеся к  содержанию понятия.
В 1956 г. научной группой методистов­биологов,  возглавляемой Н.М.Верзилиным, была разработана  теория развития биологических понятий. «Развитие  биологических понятий в 5 — 9 классах».
КРИТЕРИИ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПОНЯТИЙ:  по степени сложности: экологические понятия  подразделяются на простые и сложные.  по степени обобщенности: различают понятия  общеэкологические и локальные  по содержанию понятий: различают понятия о среде  и экологических факторах, об экологии организма  (аутэкологические), популяционно­экологические,  биогеоценологические, социально­экологические  понятия и понятия глобальной экологии.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ  Индуктивный способ формирования понятий  предполагает определенную  последовательность в действиях учителя и  учащихся. Вначале характеризуется предмет  или явление, выявляются его существенные  признаки, а затем дается определение  понятия.
 При дедуктивном способе формирование понятия  начинают с его определения (дефиниции), а затем  переходят к раскрытию его содержания и  обогащению его объема.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПОНЯТИЙ.   введение понятия — чувственно­конкретное  восприятие предмета (или явления) во время  наблюдений за объектом, за результатами  опытов, в ходе работы учащихся с  раздаточным материалом, демонстрации  кинофильмов и видеофильмов
 выявление общих и существенных признаков  (свойств) класса изучаемых предметов или явлений  — этап, характеризующийся деятельностью  учащихся по вычленению главного и  второстепенного, обобщению и систематизации  признаков   классификация понятий — уточнение и обобщение  знаний о связях и отношениях группы уже  сформированных понятий.
УСЛОВИЯ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ  УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЙ    знание учителем содержания формируемого  понятия, соответствующее уровню развития  современной науки, и понимание его  образовательной значимости;   введение учителем траектории развития  понятия (этапов и узлов обогащения его  содержания и объема), что обеспечивает его  целенаправленное осознание;   правильный выбор способа формирования  понятия (дедуктивный или индуктивный);
  обоснованный выбор методов обучения и  методических приемов, содействующих быстрому по  времени выделению существенных признаков  понятия и его связей с другими понятиями;   мотивированное введение новых понятий, когда  перед учащимися подчеркивается значимость  формируемых понятий.
ПОНЯТИЕ О КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ  И УМЕНИЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТРОЛЯ   • контроль — один из компонентов образовательного  процесса, позволяющий определить его эффективность;  • контроль направлен на установление обратных  связей в образовательном процессе;  • контроль — процесс, в ходе которого выявляется  степень достижения запланированных результатов  образовательного процесса;  • контроль — один из этапов управления качеством  образовательного процесса;  • как обязательный компонент образовательного  процесса контроль подчиняется его основным  закономерностям.
 абстрагирование — мысленное выделение  существенных свойств, признаков предмета, не  принимая во внимание несущественные признаки и  отношения  определение понятия — осознание содержания и  объема понятия, которому нужно дать определение,  затем определение ключевого слова — объекта,  предмета (или явления), выделение общих  (родовых) признаков и наконец отличительных  существенных (видовых) признаков и  несущественных признаков понятия;
 установление связей данного понятия с другими  понятиями —решение учащимися учебных задач,  составление схем понятий, заполнение  сравнительных и обобщающих таблиц;  применение понятий при решении задач —  формирование умений по оперированию  понятиями, применению знаний для решения  новых задач, а также обеспечение прочности  усвоения понятий;
ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И  УМЕНИЙ  1. Целеполагание. Данный этап предполагает  постановку цели и задач контроля,  соответствующих образовательным целям и  требованиям, предъявляемым  государственным образовательным  стандартом, а также целям конкретной  учебной программы и задачам определенного  этапа обучения экологии.
 Планирование контроля. На этом этапе выбираются  содержание контроля (т. е. определение тех знаний  и умений, усвоение которых должно быть  проконтролировано на данном этапе обучения),  организационные формы и методы контроля,  отбираются адекватные контрольные задания,  направленные на проверку усвоения именно тех  знаний и умений, которые составляют содержание  контроля.
  Организация контроля. На этапе организации  контроля осуществляется непосредственная  деятельность учителя и учащихся, направленная  на проверку знаний и умений в процессе  выполнения контролирующих заданий.  Оценивание. На данном этапе результаты проверки  соотносятся с планируемыми, зафиксированными  до начала выполнения контролирующих заданий и  известных заранее не только учителю, но и  учащимся.
 Анализ и учет результатов контроля. Этот этап  реализуется в целях внесения своевременных  поправок в ход учебно­воспитательного процесса  для получения наилучших его результатов.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И  УМЕНИЙ ПО ЭКОЛОГИИ  Обучающая функция контроля состоит в том,  что все обучаемые привлекаются к  обсуждению результатов выполнения  контролирующих заданий, их дополнению и  анализу.
• Развивающая функция связана с тем, что процесс  контроля за результатами обучения способствует  всестороннему развитию личности учащихся,  способствует развитию у обучаемых устойчивого  внимания, памяти, приемов самоконтроля и  самооценки
 Воспитательная функция контроля  выражается в том, что контроль знаний и  умений оказывает стимулирующее  воздействие на учащихся, развивает у них  чувство ответственности,  дисциплинированности, содействует  формированию мотивов учения.
 Диагностическая функция контроля — одна из  главных. Эта функция заключается не только в  выявлении уровня усвоения знаний и умений, но и  в отслеживании динамики развития качеств  личности ученика.  Оценочная функция контроля проявляется в  сопоставлении результатов контроля по каждому  оцениваемому показателю качества с эталоном.
 Регулятивная (стимулирующая) функция контроля  заключается в стимулировании средствами  контроля деятельности учителя и учащихся по  устранению выявленных недостатков, улучшению  содержания и методов обучения.   Организующая функция контроля проявляется в  оптимизации процесса организации учебной,  учебно­исследовательской, методической и  воспитательной работы в школе.
 Интегративная функция контроля — следствие  выполнения требований принципов полноты и  всеобъемлющего характера контроля и выражается  во взаимодействии всех видов, форм, методов и  средств контроля и их подчиненности общей цели  — повышению качества учебно­воспитательного  процесса при обучении экологии.
В.Сухомлинский ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Важное условие творческого мышления учащихся –  наличие у них общей культуры мышления, поэтому  учебная деятельность на уроке направлена прежде  всего на развитие интеллектуальных умений  учащихся: умений анализировать, синтезировать,  находить причинно­следственные связи, обобщать,  делать выводы, классифицировать, сравнивать…
ТВОРЧЕСТВО ­ ЭТО ВЫСШАЯ ФОРМА  АКТИВНОСТИ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА  ∙        Творческие работы; ∙        Проектно­исследовательская  деятельность; ∙        Ролевые и интеллектуальные игры; ∙        Решение творческих биологических  задач; ∙        Дидактические игры;
Активность ­ качество не врожденное и не  постоянное, а динамически развивающееся и  прогрессирующе. Формирование познавательных интересов и  активизация личности – процессы  взаимообусловленные. Познавательный интерес  порождает активность, но в свою очередь,  повышение активности укрепляет и углубляет  познавательный интерес
Использование нетрадиционных методов обучения  ведёт к активизации познавательной деятельности  на уроках, обогащает, систематизирует и  закрепляет знания, способствует к их осознанному  применению.  При применении нетрадиционных методов и  приёмов обучения у детей развивается образное,  систематическое и логическое мышление.
В процессе обучения важно предусмотреть такие  пути, которые были бы обращены к различному  уровню развития познавательного интереса  учащихся и находили опору в различных сторонах  обучения: в содержании, в организации процесса  деятельности (самостоятельная работа), в приемах  побуждения и активизации учащихся.
В области обучения ­ придавать большое значение  глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору  содержания учебного материала, который  составляет основу формирования научного  кругозора учащихся, столь необходимого для  появления и укрепления их познавательных  интересов
НЕОБХОДИМО:  Знакомить учащихся с новыми фактами и  сведениями, которые могут показать  учащимся современный уровень науки и  перспективы ее движения;  Раскрывать перед ними интересующие  вопросы: зарождение идеи, научные поиски,  результаты открытий, трудности;  При помощи проблемного обучения ставить  учащихся перед противоречиями и учить  диалектическому подходу в осмыслении  научных фактов и идей
 Показать необходимость научных выводов для  объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных  личным опытом:  Раскрывать перед учащимися практическую силу  научных знаний, возможность применения  приобретенных в школе знаний в жизни человека,  на производстве, в сельском хозяйстве, при решении  бытовых и практических вопросов.  В организации процесса учения ­  всемерно  разнообразить самостоятельную работу
 Вводить задачи на догадку, развитие  сообразительности, побуждая к различному подходу  в их решении;  Ставить задачи, требующие исследовательского  подхода;  Практиковать задачи на применение знаний в  жизни и быту;  Развивать и поддерживать в самостоятельной  работе творческое начало, требующее активности  наблюдения, воображения, самостоятельности  мысли;
 Дифференцировать познавательные задачи для  различных групп учащихся.  Составлять несколько вариантов заданий  различной степени сложности, предлагать их  свободный выбор.  Отыскание важнейших путей побуждения  учащихся к учению является необходимым  условием развития их познавательных интересов
 Оживлять уроки элементами занимательности,  имея в виду решение поставленной на уроке  задачи;   Использовать всестороннее воздействие средств  искусства;   Побуждать учащихся задавать вопросы учителю,  товарищам;   Развивать на уроках коллективный анализ  процесса и результатов работы отдельных  учащихся;
  Практиковать индивидуальные задания,  требующие знаний, выходящих за пределы  программы;  Использовать широкий кругозор отдельных  учащихся в интересующей их области, как  дополнительный источник знаний для других;   Рекомендовать дополнительную литературу
На уроках экологии важно создать атмосферу  интереса к знаниям, стремление искать,  исследовать, творить, развивать смекалку