Выступление на семинаре.
Кластер "Наказание или поощрение, кнут или пряник"
Мокеева Любовь Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 2»
Чистопольского муниципального
Республики Татарстан
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Сегодня в родительском всеобуче принимают участие родители 1 класса «В» по составлению кластера. Тема занятия «Наказание или поощрение, кнут или пряник»
Слайд 2.
Цель нашей работы: расширить представления о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.
Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.
Сколько детей после очередного скандала давали себе слово, что когда вырастут, то никогда не буду поступать со своими детьми так, как поступают с ними родители. Но, вырастая, они в какой-то момент ловят себя на том, что делают именно то, чему так противилась их детская душа. Дело в том, что, обещая вести себя «не так», мы не говорим – как. Не только плохому, но, прежде всего, хорошему поведению надо учить. Для этого его нужно хоть раз пережить, или хотя бы увидеть.
Всегда стоит помнить, что немедленное послушание – не лучший способ воспитания ребенка. Это означает, что мы запугиваем его, а не договариваемся. Послушный ребенок – безвольный ребенок. Он никогда не станет независимым, поскольку обучен действовать только по воле взрослых. И лишь общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучше наказания.
Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал: карточки со словами, клей, жетоны, листья, яблоки, шаблон дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 3. РЕКЛАМА |
|
Учитель: |
Возможен просмотр видео рекламы (Приложение 1) |
Слайд 4.
Учитель: Предполагаемые ответы: давайте попробуем составить предполагаемые ответы, которые раскроют: какие вырабатываются умения; какие приобретаются навыки; какая появляется способность; и в конце концов, чему должны следовать дети? 1.
Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. –
Возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях
заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят
эти правила и порядок нарушить? |
Доска, начало кластера: Поощр. что |
Учитель:
- Для экономии времени, я приготовила листочки со вспомогательными словами, которые помогут отобразить наши размышления и определить информационное поле данной темы.
Составление кластера на доске – Давайте продолжим нашу беседу:
Вывод: неразумное наказание, так же как и неразумное поощрение наносит вред воспитанию ребёнка. Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием. Наказание должно быть значимым для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом, не хвалить из жалости, не хвалить, чтобы понравиться. Всегда хвалите серьезно, убедительно, по существу. И обязательно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя. |
|
Учитель: 1)
После праздника для родителей: «Юля, ты лучше всех
пела на празднике!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты
пела действительно хорошо! ») Давайте вместе составим кластер «Сознательная дисциплина», которая является результатом всей системы воспитания. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь. Отсутствие же такой организации жизни порождает инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение. |
Кластер (выстраивание схемы на доске) |
Учитель: Однажды
к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила: |
|
Слайд 5.
Заключительный этап. Практическая работа. Задание: представьте, что Вы стоите на перекрёстке, Вы видите камень, на камне три стрелки: Доброта
души Выберите, пожалуйста, слово, которое считаете важным для своей семьи. Родителям, выбравшим
“Хорошее настроение”, выдаются коричневые жетоны (в виде «ствола
дерева»). За
“Доброту души” выдаются зелёные жетоны (в виде листьев). За
“Успокоение” выдаются красные жетоны (в виде плодов). На
подготовленный ватман каждый из родителей наклеивает свой жетон. Учитель: И в заключение, я хочу процитировать психолога Дороти Лоу Нолт: «Дети учатся тому, что они видят вокруг себя» «Если
ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать. – Успехов Вам в воспитании Ваших детей! Слайд 6.
|
Выстраивается дерево с плодами на доске
Слайд анимация (ребенок и вокруг него лучи солнца-стрелки со словами) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.