ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА
В настоящее время в условиях реализации ФГТ, а так же при переходе на ФГОС, высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Возможно, в этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.
У педагога должно быть «досье успехов», в котором отражается все важное, интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни
Поэтому составление портфолио педагога детского сада получило большое распространение. Популярность портфолио воспитателя детского сада постоянно растёт. Кроме этого, портфолио педагога детского сада может стать своего рода визитной карточкой воспитателя при устройстве на работу в детское дошкольное учреждение.
Портфолио педагога детского сада постепенно вытесняет такой документ, как план по самообразованию, так как при составлении портфолио охвачен более широкий круг деятельности воспитателя.
В переводе с иностранного языка, портфолио означает портфель, папка.
Портфолио педагога детского сада – это персональная папка педагога с комплектом документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.
Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.
На сегодняшний день большую значимость приобретают профессиональные качества воспитателя детского сада. А, следовательно, портфолио воспитателя детского сада должно быть составлено безукоризненно и соответствовать определённым требованиям.
Нацелить педагога на развитие профессиональных качеств и повышение квалификации – вот задача портфолио.
Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
· По содержанию можно выделить несколько видов портфолио: аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности воспитателя ДОУ за межаттестационный промежуток времени;
· накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;
· тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;
· проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным для воспитателя проблемам.
В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:
· печатными,
· электронными.
По времени создания портфолио воспитателя детского сада делятся на:
· краткосрочные (проблемные),
· среднесрочные (тематические),
· долгосрочные (аттестационные, накопительные).
От вида и задач портфолио зависит его структура.
Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:
1. Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
2. Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательнообразовательной, здоровьесберегающей , методиской инновационной, педагогической);
3.Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются
1. Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
2. Принцип диагностикопрогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
3. Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
4. Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
5. Принцип индивидуально - дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности педагогам ДОУ).
Требования к оформлению портфолио
- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру
Как правило, в структуре портфолио воспитателя детского сада, выделяют несколько разделов:
1. Визитная карточка воспитателя.
В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:
· фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения – фото;
· сведения об образовании (копии дипломов об окончании учебных заведений);
· данные о трудовом и педагогическом стаже;
· копия аттестационного листа о присвоении категории.
Все копии должны быть заверены заведующим ДОУ.
2. Портрет.
В этом разделе:
· характеристика, подписанная заведующим ДОУ (в которой характеризуются профессиональные и деловые качества воспитателя, возможности повышения профессионального уровня, активное участие в жизни детского сада);
· творческая работа, в которой в свободной форме рассказывается о мотивационном выборе профессии, излагаются перспективы профессиональной деятельности.
3. Профессиональные достижения.
В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:
· конспекты открытых просмотров непосредственно-образовательной деятельности (НОД), праздников, развлечений, выставок, КВНов и других видов деятельности;
· индивидуальный план по самообразованию с описанием темы, содержания, списка литературы для изучения, этапов и сроков осуществления;
· творческие отчёты об опыте работы в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т.д.;
· тематические и перспективные планы воспитательно-образовательной работы;
· тексты сообщений и других материалов, которые подтверждают участие воспитателя в ГМО, семинарах и т.д.; статьи, опубликованные в периодической печати, в сети Интернет (с указанием названия издания, сайта);
· тема и описание проектной деятельности, изготовленные дидактические пособия и материалы;
· разработки планов работы с семьёй, анкетирование родителей и другие формы взаимодействия;
· фотографии, аудиоматериалы и видеозаписи различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми.
*
Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за
период 1-5 лет.
* Для накопительного портфолио воспитателя детского сада – независимо от
временного промежутка.
* Для тематического портфолио берётся материал только по конкретной теме.
* Для проблемного портфолио – материал по узкой проблеме.
4. Достижения воспитанников.
К материалам настоящего раздела можно отнести:
· данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);
· копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);
· результаты продуктивной деятельности детей.
5. Подтверждающие документы.
Здесь воспитатель размещает:
· сведения о курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (копии документов);
· копии все полученных наград, грамот, благодарственных писем;
· сертификаты об участии в различных профессиональных и творческих конкурсах;
· справка, которая подтверждает использование современных образовательных технологий воспитателем (заверенная заведующим ДОУ).
6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.
В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.
При составлении портфолио воспитателя детского сада в конце каждого раздела указывается список используемой литературы.
Положение о портфолио воспитателя детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе «Концепции модернизации общего образования», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете.
Таким образом, портфолио педагога - это не только способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, уровень профессионализма педагога, уровень подготовленности педагога, уровень его активности, как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.
Презентация портфолио. Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу. Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.