Портфолио ученика начальной школы.
Что такое учебное портфолио?
В последнее время очень много говорят о новых методах обучения в начальной школе, о новых формах оценивания работы учащихся. Идея работы с портфолио ученика получает широкое распространение в современной начальной школе. Создание портфолио позволяет выявить и продемонстрировать индивидуальные образовательные достижения учащегося.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности ( учебной, творческой, социальной, спортивной и т.д.)
В педагогической литературе встречается несколько определений портфолио, но наиболее точным , на мой взгляд, является следующее определение:
Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Для учеников начальной школы можно дать самое простое определение портфолио:
Портфолио – это «копилка успехов» школьника.
Работа с портфолио ведётся с учётом возрастных особенностей детей. В нём отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе.
Цель создания портфолио.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка. Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки ученика, является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
ü Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
ü Создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;
ü Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка;
ü Прослеживать индивидуальный рост успешности ребёнка в учёбе, в творчестве, в спорте и т.д.
ü Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Создание учебного портфолио предполагает:
ü Смещение акцента с того, что учащийся не умеет, на то, что он знает и умеет по данному предмету;
ü Интеграцию количественной и качественной оценок;
Основной смысл портфолио: «Показать всё, на что ты способен».
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жёстких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Нет чёткого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Это зависит от конкретного учителя, от целей, которые он ставит. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.
Работать над портфолио мы начали ещё в 1 классе. Портфолио учеников моего класса состоит из следующих разделов:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, дата рождения) и фото ученика в 1 классе, во 2 классе, в 3 и 4 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО – МОЙ МИР
На следующем листе представлено основное содержание портфолио в виде яркого цветка, на лепестках которого написаны названия разделов.
Далее идут странички, где размещена информация, которая интересна и важна для ребёнка.
«Моё имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно разместить фотографию семьи, рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. «Мои друзья» - имена и фамилии друзей, фотографии, общие интересы и увлечения.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учёбе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Следующий раздел называется «Моя учёба». Одна из страничек этого раздела называется «Пьедестал успехов». В 1 и во 2 классе ученики расставляют на «пьедестале успехов» учебные предметы на основе своих достижений и сравнить их по двум годам обучения. Ученик заполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, лучшими страничками своих тетрадей, творческими работами, лучшими рисунками, аппликациями, выполненными на уроках ИЗО и технологии.
В целях формирования активной социальной личности младшего школьника в портфолио можно включить «Лист моих взаимодействий», отражающий умение общаться с учителями, одноклассниками, родителями и другими членами семьи.
Последний раздел нашего портфолио называется « Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причём в начальной школе не рекомендуют разделять по важности успехи в учёбе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Работы, которые представляют наибольшую ценность можно разместить в специальном разделе «Работы, которыми я горжусь».
В 3 и 4 классах портфолио дополнится различными анкетами и листами достижений, которые помогут ученику наметить учебные задачи, проанализировать свою учебную работу, зафиксировать свои успехи, определить правила успешной учёбы.
Итогом четырёхлетней совместной работы ученика, учителя и родителей в портфолио может быть таблица «Лист моих достижений в начальной школе». В ней школьник отметит, какие умения и навыки ему удалось сформировать на минимальном, общем или повышенном уровнях.
Заключение.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно пояснить ребёнку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.
При работе с портфолио должны быть выдержаны основные принципы:
ü Принцип добровольности ( если в 1 классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);
ü Оказание помощи со стороны учителя и родителей.
Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у детей данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребёнок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Это повышает статус ребёнка, его уверенность в себе и признание актуальности полученных знаний в дальнейшей жизни.
Девизом работы с портфолио ученика должна стать фраза:
Возьми в свои руки контроль над собственным обучением!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.