Портфолио ученика начальной школы
Оценка 4.7

Портфолио ученика начальной школы

Оценка 4.7
docx
21.01.2023
Портфолио  ученика  начальной  школы
Портфолио ученика начальной школы.docx

                   Портфолио ученика начальной школы.

                                                            

Что такое учебное портфолио?

         В последнее время очень много говорят о новых методах обучения в начальной школе, о новых формах оценивания работы учащихся.  Идея работы с портфолио ученика получает широкое распространение в современной начальной школе. Создание портфолио  позволяет выявить и продемонстрировать индивидуальные образовательные достижения учащегося.

         Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений  школьника в определённый период его обучения.  Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности ( учебной, творческой, социальной, спортивной и т.д.)

         В педагогической литературе встречается  несколько определений портфолио, но наиболее точным , на мой взгляд,  является следующее определение:

         Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         Для учеников начальной школы можно дать самое простое определение портфолио:

         Портфолио – это  «копилка успехов» школьника.

Работа с портфолио ведётся с учётом возрастных особенностей детей. В нём отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе.

 

                   Цель создания портфолио.

         Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление  и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка.  Портфолио  выполняет роль индивидуальной накопительной оценки ученика, является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

 

ü Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

ü Создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

ü Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка;

ü Прослеживать индивидуальный рост успешности  ребёнка в учёбе, в творчестве, в спорте и т.д.

ü Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

 

Создание учебного портфолио предполагает:

ü Смещение акцента с того, что учащийся не умеет, на то, что он знает и умеет по данному предмету;

ü Интеграцию количественной  и качественной оценок;

 

Основной смысл портфолио: «Показать всё, на что ты способен».

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

         Жёстких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Нет чёткого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в  портфолио. Это зависит от конкретного учителя, от целей, которые он ставит.  И это радует!  Ведь работа над портфолио -  хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

         Работать над портфолио мы начали ещё в 1 классе. Портфолио учеников моего класса состоит из следующих разделов:

         ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

         Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, дата рождения) и фото ученика в 1 классе, во 2 классе, в 3 и 4 классах.

         СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО – МОЙ МИР

         На следующем листе представлено основное содержание портфолио в виде яркого цветка, на лепестках которого написаны названия разделов.

         Далее идут странички, где размещена информация, которая интересна и важна для ребёнка.

         «Моё имя»  - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших  и носящих это имя. Если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

         «Моя семья» - здесь можно разместить фотографию семьи, рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.         «Мои друзья» - имена и фамилии друзей, фотографии, общие интересы и увлечения.

         «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учёбе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

         Следующий раздел называется «Моя учёба».  Одна из страничек этого раздела называется «Пьедестал успехов».  В 1 и во 2 классе  ученики расставляют на «пьедестале успехов» учебные предметы на основе своих достижений и сравнить их по двум годам обучения.  Ученик заполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, лучшими страничками своих тетрадей, творческими работами, лучшими рисунками, аппликациями, выполненными на уроках ИЗО и технологии.

         В целях формирования активной социальной личности младшего школьника в портфолио можно включить «Лист моих взаимодействий», отражающий умение общаться с учителями, одноклассниками, родителями и другими членами семьи.

         Последний раздел нашего портфолио называется « Мои достижения».  Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.  Причём в начальной школе не рекомендуют разделять по важности успехи в учёбе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

         Работы, которые представляют наибольшую  ценность можно разместить в специальном разделе  «Работы, которыми я горжусь».

         В 3 и 4 классах  портфолио дополнится различными анкетами и листами достижений, которые помогут ученику наметить учебные задачи,  проанализировать свою учебную работу, зафиксировать свои успехи, определить правила успешной учёбы.

         Итогом четырёхлетней совместной работы ученика, учителя и родителей в портфолио  может быть таблица  «Лист моих достижений в начальной школе». В ней школьник отметит, какие умения и навыки ему удалось сформировать  на минимальном, общем или повышенном уровнях.

Заключение.

         Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно пояснить ребёнку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

При работе с портфолио должны быть выдержаны основные принципы:

ü Принцип добровольности ( если в 1 классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);

ü Оказание помощи со стороны учителя и родителей.

Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией.  Родители – участники создания портфолио, так как у детей данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребёнок должен чувствовать заинтересованность взрослых.  Это повышает статус ребёнка, его уверенность в себе и признание актуальности полученных знаний в дальнейшей жизни.

 

Девизом работы с портфолио ученика  должна стать фраза:

Возьми в свои руки контроль над собственным обучением!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Портфолио ученика начальной школы

Портфолио ученика начальной школы

Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка; ü

Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка; ü

Моя семья» - здесь можно разместить фотографию семьи, рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье

Моя семья» - здесь можно разместить фотографию семьи, рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста

Портфолио ученика начальной школы

Портфолио  ученика  начальной  школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2023