План-конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему:
"Порядковые числительные"
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи.
Задачи:
Образовательная: совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.
Развивающая: развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, воспитание коммуникативных качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Т
(Приветствие учителя)
II. Актуализация знаний, определение темы, постановка целей урока.
Слово учителя. Ребята, обратите внимание на доску. Перед вам предложение, из этого предложения выпишите слова тех частей речи, которые вам уже известны.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
(девицы, окном, вечерком - имена существительные; пряли - глагол; под - предлог, поздно - наречие)
Учитель. Ребята, какое слово вы не выписали? ( Три)
Что обозначает это слово? ( Число, количество)
Правильно, ребята. А как вы думаете, как называется часть речи, которая называет число или количество предметов при счете?
Учащиеся. Имя числительное.
Учитель. Верно, ребята, это имя числительное.
Ребята, сформулируйте самостоятельно тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся. Имя числительное как часть речи.
Учитель. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Учащиеся. Научиться отличать имена числительные от других частей речи.
Учитель. Ребята, запишите в своих тетрадях тему нашего урока.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Ребята, имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счете. Имена числительные делятся на количественные и порядковые числительные.
Порядковые числительные отвечают на вопросы "какой по счету?", "который по счету?"; обозначают порядок предметов при счете; изменяются по родам, числам и падежам, в предложении является определением.
Количественные числительные отвечают на вопрос "сколько?", называют количество предметов, изменяются по падежам и могут быть любым членом предложения.
Например: 1. Три медведя вышли на поляну. ( Три медведя - подлежащее, т.е. числительное "три" входит в состав подлежащего)
2. Отдых двух братьев был удачным. ( двух братьев - дополнение)
IV. Закрепление нового материала.
Задание 1. Цифровой диктант. Учитель показывает карточки с числами. Учащиеся записывают числительные прописью.
5, 48, 121, 723, 859, 34, 900, 199, 11, 95.
Задание 2. Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых есть имена числительные.
Один в поле не воин.
Закрыться в четырех стенах.
Как две капли воды.
Первый блин комом.
Обещанного три года ждут.
Два сапога – пара.
Тридцать три несчастья.
Семеро одного не ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Работа с учебником
V. Рефлексия.
Восполните пропуски и закончите предложения.
1. Имя числительное - это .......... часть речи.
2. Имена числительные обозначают....
3. Количественные числительные отвечают на вопрос .....
4. Порядковые числительные отвечают на вопрос .....
5. В предложении ..... числительные являются определением.
Учитель. Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте вместе подведем итоги нашей совместной работы на уроке. Для этого продолжите предложенные фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
VI. Домашнее задание.
Найти и выписать из текстов литературных произведений 10 предложений, в которых есть имена числительные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.